N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Приглашаем Вас принять участие в международной артезианской археологической экспедиции!

В. А. Квашнин (Вологда) Закон Клавдия 218 г. до н.э. и начало Ганнибаловой войны

А. Г. Курилов (Санкт-Петербург) Покорители златообильных Микен: наброски к военно-политическому портрету

Е. Г. Тейтельбаум (Казань) Взгляды Полибия на участие полководца в сражении
М. В. Нечитайлов (Невинномысск) Битвы арагонской Реконкисты: Кутанда (17 июня 1120 г.)
И. И. Поветкин (Ставрополь) К вопросу о месте Ледового побоища
Л. А. Бобров (Новосибирск) Тяжеловооруженная конница номадов Центральной Азии и Южной Сибири в эпоху позднего средневековья и нового времени (XV – первая половина XVIII вв.)
А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург) Новая книга о боевых колесницах. Fields N. «Bronze Age War Chariots»
А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург) Научная конференция «Война на Востоке» (СПбГУ, 29.04.05)
А. В. Козленко (Минск) XV Международная конференция по римскому военному снаряжению (Будапешт, 01-04.09.05)
С. О. Гапанович (Санкт-Петербург) Заметки о ежегодном рыцарском фестивале в Выборге (29-30.07.05)
А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург) Военно-исторический фестиваль в Старой Ладоге (01-02.07.06)



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 

З А М Е Т К И
о ежегодном рыцарском фестивале в Выборге

Среди предметов защитного вооружения
периода поздней классики и эллинизма
выделяются характерные шлемы с высокой тульей, загнутой вперед наподобие "фригийского колпака"
или тиары.
В специальной литературе нет полного согласия
с терминологическим определением
данной группы шлемов.
Нет полной ясности и с происхождением специфической формы тульи, определяющей их легко узнаваемый облик. По этой причине в предлагаемой статье,
не претендующей на решение отмеченных вопросов
и ограничивающейся обзором сохранившихся артефактов
и иконографических памятников,
представляющих подобные шлемы, использован нейтральный термин "шлемы с тиаровидной тульей".

 

* * *

В лето MMV года от Рождества Христова, в последние выходные летнего месяца июля, в городе, некогда названном шведами Выборгом, состоялся военно-исторический (а в просторечии - рыцарский) фестиваль. Поскольку речь у нас идет о военной истории, то вряд ли будет неуместным следующий комментарий: именно благодаря дальновидной политике руководителей нашего отечества мы теперь имеем возможность приезжать в Выборг не по загранпаспорту, а просто на пригородной электричке. Судя по тому столпотворению, что образовалось у входа в Выборгский замок в дни фестиваля, электричка, выбранная в качестве средства передвижения, безусловно, предпочтительнее частного автомобиля хотя бы потому, что избавляет от проблем с парковкой и дает невыразимую свободу передвижения от узких улочек старого центра города (застроенным в лучших традициях северного модерна) до сюрреалистически красивых каменных пляжей парка Монрепо. Все те, кто все же целенаправленно добирался до ворот замка, могли видеть длиннейшую очередь, размером сопоставимую разве что с очередью в Мавзолей на Красной площади в былые годы. Людей не отпугивала ни перспектива простоять несколько часов (так и хочется сказать "под палящим солнцем" - погода в описываемый период выдалась преотличная - да уж больно редко выдается случай позагорать в наших краях, да еще и бесплатно) в очереди в кассу, ни перспектива потратить около двухсот рублей за вход. Народ стоял терпеливо и весело, с добродушными улыбками, кто семьей, кто компанией, кто как.
К чести организаторов нужно сказать, что их способности проводить столь масштабные мероприятия заслуживают самой высокой оценки. Уместить такое количество зрителей, действующих лиц (и действующих морд - если не допускать дискриминации лошадей как полноправных участников), а также массовку, состоящую из музыкантов, танцовщиц и "просто девушек" в одеяниях, идентичных средневековым, и прочего персонала на таком пятачке, при этом всех занять делом, зрелищами и хлебом (закуской и выпивкой)… Просто молодцы. Хотя, судя по ежегодному прогрессу, на достигнутом никто останавливаться и не собирается.
Главный минус представления - из рук вон плохой обзор сверху на ристалище - к организаторам отношения не имеет. Все-таки крепость строилась для "удобства" обороняющихся, а не для удобства зрителей. Чай, не в театре. Те, кто пытался выглядывать из-за передних рядов зрителей на верхних ярусах подножия башни, проявляли чудеса ловкости, вытягиваясь на цыпочках, повисая на руках, ногах и пр. и пр. с любого карниза, вытягивая фотоаппараты над головами... Самых отчаянных приходилось сгонять с крыши здания под угрозой вмешательства милиции. И, тем не менее, так или иначе, все желающие сумели рассмотреть если и не все состязание целиком, то его наиболее значимые фрагменты.
Заметим, кстати, что попытки перенести хотя бы часть состязаний за пределы тесного замка на лоно природы предпринимаются регулярно, и вот что из этого вышло год назад: в прошлом, 2004 году, организаторы фестиваля решили избавиться от проблем с обзором и размещением, с этой целью вынеся конные поединки на довольно обширную территорию Аннинских флешей. Укрываться от непогоды там просто негде. В итоге главным событием праздника стал просто фантастически сильный, поистине тропический ливень с грозой, который хлынул аккурат в самом начале состязаний. Насмешка природы привела к тому, что сухим в итоге не остался никто - не было шансов. Ни зонтики, ни плащи не спасали и не могли спасти от потоков воды, которые порывами ветра несло почти горизонтально. И участники, и зрители проявили при этом упорство и стойкость, достойные самых мужественных воинов прошлого. Сражения продолжались в кромешной слякоти, зрители также в массе держались до последнего. Ярким примером проявления твердости духа может служить падение некоего зрителя, который, подойдя слишком близко к краю земляного вала, не удержал равновесия и под общий вздох заскользил вниз по скользкой глине с высоты эдак в добрый десяток метров, сжимая в одной руке фотоаппарат, в другой - откупоренную бутылку пива. К всеобщему восторгу, проехав приблизительно полпути, в совершенно неимоверной позе, безвестный (хочется сказать - герой!) зритель сумел зацепиться за какой-то то ли корень, то ли выступ, остановиться и вылезти обратно, НЕ ВЫПУСТИВ ИЗ РУК НИ ФОТОАППАРАТА, НИ ПИВА! При этом ни дождь, ни поединки конных воинов внизу под стеной не прекращались ни на минуту. В такие моменты начинаешь понимать, почему именно смоленские полки решили все дело при Грюнвальде.

* * *


Так что проведение мероприятия внутри замка в этом году имело свои плюсы - в случае чего хоть кто-то смог бы укрыться под крышей ("…Ослов и ученых - в середину!"). Надо ли повторять, что погода, согласно закону Мэрфи, выдалась просто великолепной!
Живописны шатры выступающих клубов и команд, раскинувшиеся под стенами замка по его периметру. Вьется дымок над жаровнями - в одном из шатров располагается кафе, предлагающее шашлыки и пиво в розлив. Из года в год ближе всех к данной палатке оказываются шотландские воины, чьи береты и клетчатые плащи традиционно составляют неотъемлемую часть интерьера заведения. Впрочем, доброе пиво можно было приобрести и у главной сцены, где внимание привлекали фольклорные музыкальные коллективы. Средневековой музыки вообще и кельтских волынок в частности было предостаточно, зрители разрывались между зажигательно танцующими на сцене девушками и аттракционами. Были представлены традиционные развлечения - стрельба по мишеням из всевозможных видов орудий, от лука до аркбаллисты и катапульты. Детям, конечно же, могли бы и бесплатно давать пострелять, хотя бы по разику и в целях пропаганды - не обеднели бы уж совсем-то. Слава всевышнему, в нужном количестве были представлены лотки с сувенирами; не сказать, что цены были общедоступными - но кому сейчас легко? В общем, разогрев был неплохой и главные блюда - конные поединки и массовые сражения - были поданы горячими. Герольды протрубили, конники выехали, и понеслось! Энергичный ведущий с микрофоном - видимо, главный герольд (так и хочется сказать: диск-жокей), себе пауз не позволял. Хотя не всем и не всегда удавалось попасть копьем в мишень или справиться с конем, надо сказать, что технический уровень, то есть проработка снаряжения участников (не только конных) вызывает искреннее уважение. Судя по вооружению, подавляющее большинство реконструкторов можно было смело отправлять прямиком на поле боя соответствующей эпохи с ближайшей машиной времени. Само действие производит настолько сильное впечатление (рубились и сшибались искренне и всласть), что может быть описано только в стихах (что, впрочем, уже давно было сделано):

"Мчатся! Сшиблись в общем крике!
Посмотрите, каковы?
Делибаш уже на пике,
а казак - без головы."

Так и здесь: глядь, а тамплиер "уже на пике" (красиво упал с коня), а русский витязь (Петр Васин), слава богу, голову сохранил. К счастью, дело обошлось без женских причитаний, но хоровое "А-Ах!" было дружным и регулярным.
Не стану утомлять перечислением всех съехавшихся команд, но складывается впечатление, что фестиваль разрастается, приобретает новый размах и ему уже тесно в рамках замка и отводимых нескольких дней - не будем фантазировать на тему постоянно действующего в течение лета фестиваля, но поживем - и с удовольствием увидим.
О чем можно еще пожалеть? Напрочь отсутствуют, например, реконструкции золотоордынских конных воинов. Нет, понятно, что в Выборге атмосфера располагает ко всему нордическому, но раз реконструируется не только штурм шведов новгородцами, то хотелось бы видеть широту охвата. В конце концов, и тамплиеры до Выборга вряд ли добирались (если не считать ветвь тевтонских меченосцев их прямыми преемниками в данном регионе). Но реконструкция тамплиера имеет место. А где же в таком случае соперники (а иногда и тайные союзники) тамплиеров - сарацины Саладдина? А где наши прямые родственники - янычары, набиравшиеся преимущественно из "лиц славянской национальности"? Эх, какие красивые костюмы пропадают! А неужели в Средней Азии никто не занимается реконструкцией? Скорее всего, дело упирается в цену авиабилетов... А жаль.


© Правами на статьи обладают авторы.
© Правами на оформление - редакция.