N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




А. Б. Егоров "Цезарь в Александрии: Проблема «египетской авантюры» "

А. Е. Негин "Гладиаторские шлемы"

А. В. Банников "О причинах прекращения использования боевых слонов в армиях античного Средиземноморья"
А.В.Куркин "Униформа и флаги армии Карла Смелого, герцога Бургундии"
Л. А. Бобров "Сибирские панцири русских казаков (вторая половина XVI-XVII вв.)"
А. К. Нефёдкин "Вторая международная конференция по эллинистическому военному делу (Валенсия, 14 –17 октября 2005 г.)"
А. К. Нефёдкин "Десятый коллоквиум по оружиеведению: «Нападающие и их оружие в античности и средневековье»"
А. В. Горец "Лагерь викингов в Старой Ладоге (25-26 июня 2005 года) "



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 

Цезарь в Александрии: Проблема «египетской авантюры»

Египетская кампания Юлия Цезаря, начавшаяся в октябре 48 г. до н.э. и закончившаяся в марте 47 г. до н.э., после чего знаменитый полководец задержался в стране еще на два-три месяца, совершая роскошную феерию плавания по Нилу в обществе Клеопатры, стала одним из ярчайших эпизодов в жизни и политической деятельности основателя Империи.

 

* * *

Образ «египетской авантюры»


Нет ничего удивительного, что за этой кампанией совершенно отчетливо закрепился образ «египетской авантюры», предпринятой Цезарем, главным образом, ради любви или, по крайней мере, страстного увлечения Клеопатрой, которая и стала главной причиной войны. Тема Цезаря и Клеопатры, естественно, стала центральной темой этих событий, а интерес к ней заслонил интерес к другим аспектам кампании. Появляется и другая оценка: длительное и неоправданное пребывание Цезаря в Египте привело к расстройству дел в государстве и резкому ухудшению положения, из которого Цезарь вышел с величайшим напряжением сил. Так или иначе, можно обнаружить несколько взглядов на эту тему. Первый, видимо, ведет свое происхождение от беллетристической традиции античной историографии и встречается уже у Плутарха, Светония и Аннея Флора. Плутарх совершенно определенно указывает, что многие писатели отрицали военную необходимость кампании, считая ее причиной страсть Цезаря к Клеопатре, тогда как другие считали виновными царских придворных во главе с Потином (Plut. Caes., 49). К мнению, что египетская кампания была начата из-за Клеопатры, склоняется Светоний (Suet. Iul., 35; 52), Флор выдвигает две причины: любовь к Клеопатре и ненависть к убийцам Помпея (Flor., IV, 2, 56-57). Мнение о Клеопатре, как о главной причине войны и задержки Цезаря в Александрии, стало одной из центральных идей ряда больших художественных произведений: пьесы «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу, фильма «Клеопатра» (1963) и др. Эти мотивы можно найти в поэзии Дж. Г. Байрона и А. С. Пушкина. Популярная традиция, сложившаяся вокруг М. Антония, «потерявшего полмира ради любви к Клеопатре», переносится и на Цезаря1. С другой стороны, многие исследователи отрицают эти отношения, как в случае с Антонием, так и в случае с Цезарем, ставя на место «великой любви» трезвый политический расчет2…

Клеопатра и Цезарь. Гравюра с картины Дж. Л. Джерома.1877.


© Правами на статьи обладают авторы.
© Правами на оформление - редакция.