Воспроизводится по тексту: Агапеев А.П. Опыт истории развития стратегии и тактики
наемных и постоянных армий новых государств. Вып. I. СПб., 1902. С. 51-52. Приложение I. С. 3-13.
"Розан войн"
("Le rozier des guerres")
Это метафорическое заглавие пояснено
в предисловии, которое подразделяет
весь труд на две части;
первая "заключает несколько прекрасных роз и бутонов,
для поучения и мудрого наставления
королям, принцам, рыцарям, капитанам и военным людям,
как они должны вести войска и баталию против неприятеля,
как морем, так и сухим путем;
второй розан, иначе говоря, краткая историческая хроника,
заключает несколько прекрасных роз и бутонов,
извлеченных из дома Франции и Англии,
как по главной, так и по боковым линиям,
подобно тому, и Германии, Испании, Шотландии,
Сицилии, Фландрии и других христианских
королевств, а также неверных".
Нам не удалось найти в библиотеках Петербурга
оригинала этого сочинения,
содержание которого передается по извлечениям,
приведенным в сочинениях:
Hardy. Origines de la tactique francaise.
Paris, 1881(т. II, стр. 255-260);
H. von Brandt. Geschichte des Kriegswesens.
Berlin, 1835 (т. III, стр. 31-34);
M. Jдhns. Geschichte der Krigswissenschaften.
Mьnchen; Leipzig, 1889(т. I, стр. 353-355)
и особенно по Циглеру, который приложил к своему переводу
сочинения Макиавелли (Dell'arte della guerra),
"Die Kriegskunst in sieben Bьchern",
почти полный перевод более известных
глав "Розана войн" (стр. 286-299).
.
Вступление
Книга под этим названием, появилась в печати в 1522 году и написана, вероятно, около 1480 года; хотя автором ее признается обыкновенно сам король Людовик XI, но некоторые считают, что она написана по приказанию его противника, Карла Смелого; вернее всего считать, что труд этот принадлежит перу одного из приближенных короля Людовика XI, на что, по-видимому, указывает и гравюра, приложенная к книге и изображающая ее поднесение королю; из буквы стихов, находящихся под этой гравюрой, некоторые историки выводят скрытое в них имя автора - Этьена Поршье, а по другим - Пьера Шенизо…
Приводим извлечение из наиболее интересных глав этой книги:
Глава IV
О рыцарстве, призванном
для защиты общественного блага
Рыцарство предназначается для защиты государства и общественного блага. Король должен вести его в бой и вообще вести войну.
Народ не может быть побежден, если король хорошо понимает искусство рыцарского дела, так как он может собрать столько войск и рыцарей, сколько ему заблагорассудится.
Необходим осмотрительный мудрый выбор новых рыцарей и обучение их искусству владеть оружием. Следует их приучить к военной дисциплине ежедневными упражнениями и, еще до выхода в поле, приучить их мысли ко всему тому, что может произойти в войсках и в бою; ленивые же должны быть наказаны, для собственного исправления и для примера другим. Знание военного дела возвышает мужество в бою…
Иллюстрация: Посвящение в рыцари. По средневековой миниатюре.
© Правами на статью обладает автор.
© Правами на оформление обладает
редакция военно-исторического журнала "PARA BELLVM".
Любое использование материалов допускается только с разрешения
редакции.
При использовании материалов ссылка на "PARA BELLVM"
ОБЯЗАТЕЛЬНА.