Закон Клавдия 218 г. до н.э. и начало Ганнибаловой войны
Среди законов, принятых в древнем Риме в III – II вв. до н.э., внимание исследователей давно привлек lex Claudia de nave senatorum (или иначе Plebescitum Clavdianum), изданный в 218 г. до н.э.
* * *
Основным источником сведений о законе является небольшое сообщение Ливия, который пишет следующее: «ненависть к Фламинию сенаторов увеличилась по случаю нового закона, предложенного плебейским трибуном Квинтом Клавдием против воли сената и при содействии одного только Гая Фламиния из среды сенаторов, – чтобы никто из сенаторов или сыновей сенаторов не владел морским кораблем вместимостью свыше трехсот амфор. Эта вместимость считалась законодателем достаточной, чтобы привезти в город из деревни припасы для собственного употребления; торговля же признавалась для сенаторов безусловно позорной»1. Таким образом, по условиям закона Клавдия семьям сенаторов запрещалось владеть морскими кораблями грузоподъемностью более 7-8 тонн (исходя из меры объема амфоры – около 26 л).
Хотя мы очень мало знаем как о самом законе, так и о причинах, его породивших, трудно переоценить его значения для истории взаимоотношений различных социальных групп внутри римской общины. Ни один более или менее подробный обзор истории республиканского Рима не обходится без упоминания о lex Claudia . Закон Клавдия не был временной мерой – о его значении для римского государства говорит то, что будучи принят в 218 г. до н.э., он, как показывает Цицерон, был в силе еще в 70 г. до н.э, его условия были повторены в 59 г. до н.э. в lex de repetundis Цезаря, и он упоминается даже в III в2. Несмотря на явную скудость сведений об этом законе, он до сих пор вызывает оживленную дискуссию в историографии3. Притом, что разброс мнений авторов очень велик и выводы, к которым они приходят, порой диаметрально противоположны, по своей сути дискуссия сводится к вопросу о соотношении экономических, политических и социальных аспектов ситуации, подготовившей принятие закона…
Римский торговый корабль (50-е гг. н.э.). Общий вид.
Длина корабля 27 м, ширина – 7,5 м, осадка – 2-2,5 м. Такое судно должно было иметь вместимость не менее 250-300 т. Установленная в центре округлого, прочно сработанного корпуса, мачта несла прямой парус, который был усилен двумя треугольными парусами, похожими на более поздние лиселя. В носу – короткая наклонная мачта типа бушприта с небольшим парусом – артемоном. Наличие артемона являлось серьезным шагом вперед, поскольку благодаря ему появиась возможность ходить при боковых ветрах. Круто изогнутая корма венчалась акростолем в виде головы лебедя.
На выступающих кормовых балках – криволинах – крепилась пара мощных рулевых весел. На римских зерновозах впервые появилось надпалумное помещение – прообраз мостика. Там же располагались хозяин корабля и пассажиры.
© Правами на статьи обладают авторы.
© Правами на оформление - редакция.
|