N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Приглашаем Вас принять участие в международной артезианской археологической экспедиции!

В. А. Квашнин (Вологда) Закон Клавдия 218 г. до н.э. и начало Ганнибаловой войны

А. Г. Курилов (Санкт-Петербург) Покорители златообильных Микен: наброски к военно-политическому портрету

Е. Г. Тейтельбаум (Казань) Взгляды Полибия на участие полководца в сражении
М. В. Нечитайлов (Невинномысск) Битвы арагонской Реконкисты: Кутанда (17 июня 1120 г.)
И. И. Поветкин (Ставрополь) К вопросу о месте Ледового побоища
Л. А. Бобров (Новосибирск) Тяжеловооруженная конница номадов Центральной Азии и Южной Сибири в эпоху позднего средневековья и нового времени (XV – первая половина XVIII вв.)
А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург) Новая книга о боевых колесницах. Fields N. «Bronze Age War Chariots»
А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург) Научная конференция «Война на Востоке» (СПбГУ, 29.04.05)
А. В. Козленко (Минск) XV Международная конференция по римскому военному снаряжению (Будапешт, 01-04.09.05)
С. О. Гапанович (Санкт-Петербург) Заметки о ежегодном рыцарском фестивале в Выборге (29-30.07.05)
А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург) Военно-исторический фестиваль в Старой Ладоге (01-02.07.06)



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 

Закон Клавдия 218 г. до н.э. и начало Ганнибаловой войны

Среди законов, принятых в древнем Риме в III – II вв. до н.э., внимание исследователей давно привлек lex Claudia de nave senatorum (или иначе Plebescitum Clavdianum), изданный в 218 г. до н.э.

 

* * *

Основным источником сведений о законе является небольшое сообщение Ливия, который пишет следующее: «ненависть к Фламинию сенаторов увеличилась по случаю нового закона, предложенного плебейским трибуном Квинтом Клавдием против воли сената и при содействии одного только Гая Фламиния из среды сенаторов, – чтобы никто из сенаторов или сыновей сенаторов не владел морским кораблем вместимостью свыше трехсот амфор. Эта вместимость считалась законодателем достаточной, чтобы привезти в город из деревни припасы для собственного употребления; торговля же признавалась для сенаторов безусловно позорной»1. Таким образом, по условиям закона Клавдия семьям сенаторов запрещалось владеть морскими кораблями грузоподъемностью более 7-8 тонн (исходя из меры объема амфоры – около 26 л). Хотя мы очень мало знаем как о самом законе, так и о причинах, его породивших, трудно переоценить его значения для истории взаимоотношений различных социальных групп внутри римской общины. Ни один более или менее подробный обзор истории республиканского Рима не обходится без упоминания о lex Claudia . Закон Клавдия не был временной мерой – о его значении для римского государства говорит то, что будучи принят в 218 г. до н.э., он, как показывает Цицерон, был в силе еще в 70 г. до н.э, его условия были повторены в 59 г. до н.э. в lex de repetundis Цезаря, и он упоминается даже в III в2. Несмотря на явную скудость сведений об этом законе, он до сих пор вызывает оживленную дискуссию в историографии3. Притом, что разброс мнений авторов очень велик и выводы, к которым они приходят, порой диаметрально противоположны, по своей сути дискуссия сводится к вопросу о соотношении экономических, политических и социальных аспектов ситуации, подготовившей принятие закона…

Римский торговый корабль (50-е гг. н.э.).
Общий вид.

Длина корабля 27 м, ширина – 7,5 м, осадка – 2-2,5 м. Такое судно должно было иметь вместимость не менее 250-300 т. Установленная в центре округлого, прочно сработанного корпуса, мачта несла прямой парус, который был усилен двумя треугольными парусами, похожими на более поздние лиселя. В носу – короткая наклонная мачта типа бушприта с небольшим парусом – артемоном. Наличие артемона являлось серьезным шагом вперед, поскольку благодаря ему появиась возможность ходить при боковых ветрах. Круто изогнутая корма венчалась акростолем в виде головы лебедя. На выступающих кормовых балках – криволинах – крепилась пара мощных рулевых весел. На римских зерновозах впервые появилось надпалумное помещение – прообраз мостика. Там же располагались хозяин корабля и пассажиры.

© Правами на статьи обладают авторы.
© Правами на оформление - редакция.