Разрыв между Раймондом Триполийским
и Балдуином IV
Перевод выполнен по изданию:
The Crusades: A Documentary History/
Translated by J. Brundage. Milwaukee, 1962. P. 144-145
(Historia rerum in partibus transmarinis gestarum, IX, 1-2, 5).
* * *
О жизни Гийома Тирского, одного из лучших историков эпохи крестовых походов XII в., нет никаких свидетельств современников. Имеются лишь отдельные сведения, сообщаемые им самим на страницах своего сочинения "История деяний в заморских землях". Предположения о происхождении Гийома противоречивы: одни считают его франком, другие немцем. Сам же он называет своей родиной Палестину. Год его рождения неизвестен. Можно весьма приблизительно считать временем его рождения 30-е годы XII в., потому что в 1162 г., как явствует из его же слов в прологе к шестнадцатой книге, он проходил курс обучения в Европе, по-видимому, в Париже. По возвращении в Иерусалим в 1167 г. он, по протекции короля Амори I, был назначен архидиаконом Тирской церкви. Будучи приближенным короля Амори, Гийом выполнял его дипломатические поручения: ездил послом в Константинополь для заключения союза с Мануилом Комнином против Египта; в 1168 г. улаживал церковные дела в Риме. В 1170 г. Амори поручил ему воспитание своего девятилетнего сына Балдуина IV. После смерти Амори в 1173 г. Гийом оставался близким лицом при дворе, был канцлером иерусалимского королевства, в 1174 г. получил сан архиепископа г. Тира. В политической жизни он принимал самое непосредственное участие: в 1177 г. был послан в Рим делегатом на третий Латеранский собор, после чего пробыл по государственным делам в Константинополе 7 месяцев. После смерти Балдуина IV Гийом снова уехал в Рим. Умер он ок. 1186 г. Этим ограничиваются достоверные сведения о Гийоме Тирском.
Гийом написал два сочинения: 1) "Историю арабов" со времени Магомета до 1184 г. (она не сохранилась), 2) "Историю деяний в заморских землях" ("Historia rerum im partibus transmarinis gestarum"), или "Иерусалимскую историю" ("Historia Hierosolymitana") в 23 книгах. Это самое полное из всех сочинений по истории крестовых походов, особенно первого и второго, охватывающее события почти за столетие, с 1095 по 1184 г.
(Текст воспроизведен по изданию:
Средневековая латинская литература IV-IX вв. М., 1970)
Гийом Тирский
Разрыв
между Раймондом Триполийским
и Балдуином IV
Вступление молодого прокаженного короля на Латинский трон пришлось на время, когда Саладин предпринимал свою успешную попытку захватить земли, управляемые прежде Нур-эд-Дином2. В то время как Саладин усиливал свою власть над большой и мощной Мусульманской империей, латинские государства проявляли признаки все более и более серьезного внутреннего раскола.
Современными наблюдателями часто отмечались различия между вновь прибывающими западными рыцарями и давно живущими восточными поселенцами. "Каждый новый эмигрант из Франкских земель" - писал проницательный сирийский мемуарист3 - "более груб по характеру, чем тот, кто прижился и имел длительное общение с мусульманами.". Это различие между латинянами, которые долго прожили на Востоке, и их недавно прибывшими соотечественниками, накладывало отпечаток на внутренние дела и внешнюю политику, и пронизывало всю атмосферу латинских государств. Эти две различные группы, называемые для удобства "уроженцы" и "вновь прибывшие", были не согласны друг с другом по множеству важнейших вопросов. Вновь прибывшие хотели для себя земель, титулов и положения в Королевстве. Но они чувствовали, что их устремления идут вразрез с интересами другой партии, предки которых прибыли на Восток с армиями Первого крестового похода; теми, кто вскоре получил наиболее желаемые посты и земли в латинских государствах. Вновь прибывшие также часто выражали возмущение тем, что члены другой фракции переняли национальную одежду, обычаи, еду и языки Востока, не говоря уже о скандальных (таковыми они казались пришельцам) деловых отношениях между баронами Святой Земли и неверными мусульманскими правителями, которые были их соседями…
© Правами на статьи обладают авторы.
© Правами на оформление - редакция.
|