|
Гладиаторские шлемы
Гладиаторская культура уже давно привлекает внимание исследователей, в том числе и военных историков, так как считается, что гладиаторские игры имели множество символических и практических связей с военной сферой римской культуры1.
* * *
Ранее считалось, что обычай гладиаторских боев пришел в Рим из Этрурии. Однако фрески из Кампании2, где обычай носил религиозно-обрядовый характер, а также свидетельство Тита Ливия3, позволяют склоняться к версии кампанского происхождения гладиаторских игр. Происхождение этого обычая объясняется по-разному; есть основания полагать, что в древности над гробом умершего знатного воина принято было убивать пленных врагов, принося их в жертву богам подземного царства. Впоследствии, вероятно, эти жестокие жертвоприношения трансформировались в ритуальные бои вооруженных мечом (gladius) людей. Первых гладиаторов называли бустуариями (от “bustum” – костер на котором сжигали тело умершего)4, что показывает изначальную связь гладиаторских игр (munera) с погребальными торжествами, в честь которых были организованы наиболее ранние зафиксированные римские зрелища 264 г. до н.э., приуроченные к похоронам Луция Юния Брута5. Со временем гладиаторские игры стали устраивать и по другим поводам; вошли они и в программу зрелищ во время некоторых праздников.
Наиболее ранние из дошедших до наших дней развалин амфитеатров принадлежат ко времени правления Суллы и построены в колониях воинов-ветеранов, расположенных главным образом в Кампании6. Наиболее известен амфитеатр, построенный в Помпеях, колонизированных около 80 г. до н.э. армейскими ветеранами, присутствие и традиции которых К. Уэлч отнесла к первостепенному фактору развития на данной территории гладиаторской культуры7. Совершенно справедливо, что интерес к гладиаторским поединкам в провинциях поддерживался преимущественно тремя группами социума: легионерами, ветеранами и романизированной городской элитой, о чем свидетельствуют в первую очередь развалины амфитеатров, а также находки мелкой пластики с гладиаторской тематикой в легионных крепостях и колониях8…
Таблица IV. Генезис гладиаторского шлема.
1 – Геркуланум; 2 – Помпеи; 3 – Афины (?) (Гамбургский музей искусства и Ремесел); 4 – из бывшей коллекции Акселя Гуттмана (AG 359); 5 – Пергам; 6 – Продроми; 7 – Афины.
© Правами на статьи обладают авторы.
© Правами на оформление - редакция.
|
|