N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




А. Б. Егоров "Цезарь в Александрии: Проблема «египетской авантюры» "

А. Е. Негин "Гладиаторские шлемы"

А. В. Банников "О причинах прекращения использования боевых слонов в армиях античного Средиземноморья"
А.В.Куркин "Униформа и флаги армии Карла Смелого, герцога Бургундии"
Л. А. Бобров "Сибирские панцири русских казаков (вторая половина XVI-XVII вв.)"
А. К. Нефёдкин "Вторая международная конференция по эллинистическому военному делу (Валенсия, 14 –17 октября 2005 г.)"
А. К. Нефёдкин "Десятый коллоквиум по оружиеведению: «Нападающие и их оружие в античности и средневековье»"
А. В. Горец "Лагерь викингов в Старой Ладоге (25-26 июня 2005 года) "



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 

Гладиаторские шлемы

Гладиаторская культура уже давно привлекает внимание исследователей, в том числе и военных историков, так как считается, что гладиаторские игры имели множество символических и практических связей с военной сферой римской культуры1.

 

* * *

Ранее считалось, что обычай гладиаторских боев пришел в Рим из Этрурии. Однако фрески из Кампании2, где обычай носил религиозно-обрядовый характер, а также свидетельство Тита Ливия3, позволяют склоняться к версии кампанского происхождения гладиаторских игр. Происхождение этого обычая объясняется по-разному; есть основания полагать, что в древности над гробом умершего знатного воина принято было убивать пленных врагов, принося их в жертву богам подземного царства. Впоследствии, вероятно, эти жестокие жертвоприношения трансформировались в ритуальные бои вооруженных мечом (gladius) людей. Первых гладиаторов называли бустуариями (от “bustum” – костер на котором сжигали тело умершего)4, что показывает изначальную связь гладиаторских игр (munera) с погребальными торжествами, в честь которых были организованы наиболее ранние зафиксированные римские зрелища 264 г. до н.э., приуроченные к похоронам Луция Юния Брута5. Со временем гладиаторские игры стали устраивать и по другим поводам; вошли они и в программу зрелищ во время некоторых праздников. Наиболее ранние из дошедших до наших дней развалин амфитеатров принадлежат ко времени правления Суллы и построены в колониях воинов-ветеранов, расположенных главным образом в Кампании6. Наиболее известен амфитеатр, построенный в Помпеях, колонизированных около 80 г. до н.э. армейскими ветеранами, присутствие и традиции которых К. Уэлч отнесла к первостепенному фактору развития на данной территории гладиаторской культуры7. Совершенно справедливо, что интерес к гладиаторским поединкам в провинциях поддерживался преимущественно тремя группами социума: легионерами, ветеранами и романизированной городской элитой, о чем свидетельствуют в первую очередь развалины амфитеатров, а также находки мелкой пластики с гладиаторской тематикой в легионных крепостях и колониях8…

Таблица IV. Генезис гладиаторского шлема. 1 – Геркуланум; 2 – Помпеи; 3 – Афины (?) (Гамбургский музей искусства и Ремесел); 4 – из бывшей коллекции Акселя Гуттмана (AG 359); 5 – Пергам; 6 – Продроми; 7 – Афины.

© Правами на статьи обладают авторы.
© Правами на оформление - редакция.