N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




О вреде героев и гениев или Несколько слов в защиту военной истории
Генезис военного дела у племен Волго-Окского междуречья в эпоху бронзы
Конница Ахеменидской державы во второй половине V в. до н. э.
Слоны Пирра (к вопросу о развитии военного искусства в эллинистический период)
Знаменный комплекс в военно- политической культуре средневековых кочевников Центральной Азии
Организация наёмных войск Королевства Польского в XV веке
Институт тысяцких и военная организация Древней Руси (XI – XIII вв.)
К вопросу о «турнирных» (воинских) играх в Средневековой Руси
Русская поместная конница (XV – XVII вв.)
Новая история конницы?
Правила проведения соревнований и боев по фехтованию на мечах и кулачных щитах 117



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 

П.А. Васин
Санкт-Петербург

Комментарии к цветной иллюстрации
на последней странице обложки

Художник - П.А. Васин

Турнир под осажденным городом
Ярославом, 1249 г.

На рисунке представлен наиболее драматичный момент турнира, когда во время копейной сшибки с польским воеводой Воршем конь князя Ростислава Михайловича упал, и сам князь, вылетев из седла, вывихнул себе плечо.

Польский воевода
рыцарь Ворш

А1. Cлужил польскому князю Болеславу. В Галицко-Волынской летописи упоминается дважды в совместных военных кампаниях польских и русских войск - под 1249г. и 1268г. По информации польского историка М.М. Конарского, этот воевода, по всей видимости, принадлежал к роду Варшей, известному с 1230г., позже - род Варшавских или Варшовских, которые имели родовой герб Равич (Рава, Медьвяда). Однако первое изображение этого герба ("женщина в длинном красном платье, сидящая на спине черного медведя") известно только с 1306 г., хотя считается, что это один из древнейших гербов польской знати, и для середины XIII в. он, по всей видимости, еще не характерен. Вместо этого на щите Ворша изображены зигзагообразные горизонтальные "пояса" - красные, чередующиеся с желтыми (червленые и золотые).
Вооружение польского рыцарства, изначально, еще в десятом столетии, на основе общей славянско-восточно-европейской традиции, уже к XII веку испытывает значительное влияние западных соседей (в основном немецкое), а к середине XIII - уже практически полностью развивается по западноевропейским канонам. В набор защитного вооружения западного рыцаря середины XIII столетия входит длинный кольчужный хауберг (кольчужная рубаха с длинными рукавами, с приплетенными к ним кольчужными рукавицами и капюшоном). Ноги защищают кольчужные чулки, подвязываемые к поясу. Как кольчужную рубаху, так и чулки обязательно надевали поверх набитых паклей, конским волосом и простеганной куртки (акетона), и простеганных чулок. Поверх кольчужных чулок тяжеловооруженные всадники с первой трети XIII в. стали надевать также плотные простеганные налядвенники (которые также подвязывались к поясу). Примерно в это же время появляются первые элементы будущих стальных пластинчатых лат - круглые слегка выпуклые наколенники. Они могли вплетаться в кольчужные чулки, либо крепиться к стеганным налядвенникам. Поверх кольчужного капюшона, особенно для защиты от копейного удара, рыцарь надевал стальной шлем. Для Польши на этот период, по всей видимости, более характерны куполообразные шлемы "норманнского" типа с открытым лицом и наносником. Глухой горшкообразный шлем, занесенный из Германии, встречается значительно реже. Возможно, живучесть старых традиций поддерживал сам характер войны - против пруссов и литовцев, когда военные действия велись в условиях пересеченной местности, густых лесов и болот, что ограничивало использование закрытых шлемов, а также при взаимодействии с русскими, воевавшими по большей части с открытым лицом. С другой стороны, упоминание закрытого шлема польского воеводы Пакослава, который тот одолжил Даниилу Галицкому, своему соратнику, встречается в Галицко-Волынской летописи при описании эпизода одной из совместных русско-польских кампаний середины XIII в. В этот период классическая форма "топхельма" еще сохраняет некоторые старые черты: тулья цилиндрическая, либо слегка расширяется кверху, дно шлема практически плоское. При этом продолжается совершенствование защитных свойств наголовья: лицевая маска становится прочнее, щели для глаз делают все уже, поперек маски крестообразно накладываются усиливающие стальные полосы. В районе глаз и носа появляется легкий излом поверхности металлического наличника, а щели для дыхания приобретают вид уже не круглых отверстий как раньше, а вертикальных прорезей, увеличивая тем самым пропускную способность решетки для поступления воздуха. Вполне очевидно, что такие меры по повышению защитных свойств рыцарского шлема даже за счет ограничения сектора обзора диктуется, в первую очередь, насущными задачами боевой практики в условиях все возрастающей мощи таранного копейного удара и его значимости для исхода как средневекового конного боя, так и турнирных состязаний, популярность которых неуклонно растет.
На щите Ворша изображены зигзагообразные "пояса" - красные чередуются с желтыми ("червленые и золотые") . Однако, по всей видимости, геральдическая лексика здесь еще не уместна. Рыцарская геральдика в странах Западной Европы в XIII веке находится еще в зачаточном состоянии. Для Польши рассматриваемого периода с учетом естественной инерционности культурного восприятия подобных традиций об этом говорить пока вообще не приходится - бум куртуазной рыцарской культуры еще впереди: ближе к середине XIV - началу XV века. Поэтому здесь уместнее вести речь не о родовых рыцарских гербах, а о боевых эмблемах или характерных орнаментах росписи щитов - положение, близкое к тому, что примерно в то же время и позже имело место на Руси. В качестве одной из излюбленных тем такой орнаментации рыцарских щитов в период высокого европейского средневековья часто встречаются варианты чередующихся цветных полос - горизонтальных (поясов), наклонных (диагоналей), сходящихся под углом (стропил). Многие из них вошли в основу ранних гербов средневековья знати. В восточноевропейских странах подобная боевая раскраска щита продержалась значительно дольше (включая и Русь) - вплоть до XIV века, а в Венгрии вошла даже в состав королевского герба.
По всей видимости, аналогичная картина наблюдается и в части других аксессуаров классической рыцарской "атрибутики" Польши XIII столетия - котт (ярких длинных матерчатых одеяний поверх доспехов) и конских попон. Иногда котты представлены на печатях рыцарей и вельмож, но одевали их достаточно редко. Самое раннее изображение яркой попоны рыцарского коня польского князя Хенрика IV Пробуса (Силезия) можно увидеть лишь на одной из миниатюр немецкого манускрипта конца XIII-XIV века "Manessa Codex", где представлена сцена знаменитого рыцарского турнира. Конь Ворша также по случаю турнира украшен красочной попоной, причем простеганный материал, покрывающий его голову, представляет вариант раннего защитного конского наголовья. Рыцарь вооружен мечом и турнирным копьем с деревянным навершием в виде "розочки", изображение которого известно по миниатюре все той же немецкой рукописи.


Князь Ростислав Михайлович
(род. ок. 1219 - ум.ок. 1264)

А2. Сын князя черниговского Михаила Всеволодовича, святого мученика.
Ростислав Михайлович с 1228 года - князь новгородский, с 1235 года - удельный князь галицкий, в 1238-40 гг. - удельный князь луцкий. В 1243 году женился на Анне, дочери венгерского короля Белы IV. В 40 - 50 гг. в противоборстве с Даниилом Галицким при активной поддержке своего тестя пытался отторгнуть в свою пользу часть земель Галицко-Волынской Руси , однако, потерпев поражение, вынужден был уйти в Венгрию, где в итоге был посажен удельным князем - баном (герцогом) в землях с православным сербским населением.
Князь облачен в тяжелое защитное вооружение характерного восточноевропейского типа. Основу его доспеха составляют длинная кольчуга и кольчужные чулки с металлическими чашками - наколенниками - одеяния, практически аналогичные тем, что носили их западноевропейские собратья (изображения воинов на миниатюрах Симоно-Хлудовской псалтири, каменная иконка Св. Дмитрия из Каменец-Подольского). Поверх кольчуги князя также надета яркая суконная котта (накидка) - этот элемент западноевропейской рыцарской моды не был широко распространен на Руси, однако изредка встречается с 30-х годов XIII века (например, изображение Самсона на Суздальских вратах). Наиболее устойчивая восточноевропейская традиция - сфероконический шлем с высоким шпилем, покрытый позолотой - остается характерным для всего периода русского средневековья. В XIII веке такие шлемы тяжеловооруженной конницы по своим защитным свойствам практически приближаются к глухим горшкообразным "топхельмам" западного рыцарства за счет стальных полумасок и личин, полностью закрывающих лицо. Русские личины, в отличие от половецких и черноклобуцких, не имели усов и приклепанных ушей - они выполнялись в виде бесстрастных лиц с европеоидными чертами, иногда напоминая лики ангелов (Изяславль), что в тесном рукопашном бою не могло не оказывать своеобразного психологического воздействия на противника.
На ногах князя одеты дорогие инкрустированные шпоры (остроги). Их замечательной особенностью является тот факт, что они снабжены звездочками-колесиками, которые впервые фиксируются как раз на Руси в первой половине XIII века. Только к концу столетия это новшество будет должным образом оценено и воспринято западноевропейским рыцарством. Шпоры сделаны из черненой стали, украшены позолотой и серебряной инкрустацией.
Щит князя имеет наиболее распространенную в среде русского воинства форму - миндалевидную. На зеленом поле щита в качестве боевой эмблемы изображен один из наиболее загадочных и грозных представителей древней евразийской княжеско-дружинной символики - грифон (лев с головой орла).

Княжеские гридни

А3, А4. Справа на заднем плане изображены личные тело-хранители князя - гридни. Как правило, гридни, будучи членами младшей дружины, жили при князе, выполняя обязанности боевой прислуги чисто военного характера, охраны личных апартаментов, сопровождали князя как на охоте, так и на войне. По всей видимости, в рассматриваемый момент их уже можно отделить от отроков, которые наряду с повседневной службой по дому и различным хозяйственным нуждам лишь проходили воинское обучение при дружине и сами редко участвовали в боях. Гридни - напротив, это уже профессиональные бойцы, хорошо вооруженные, составляющие личную гвардию своего вождя, выполняющие адъютантские обязанности, оберегающие княжеский стяг и повсюду следующие за князем. Очевидно из их рядов назначались стяговники (знаменосцы) и трубачи. Боевые трубы известны как непременный воинский атрибут с XII в.: "…под трубами повиты, с конца копья вскормлены…" ("Слово о Полку Игореве"). Наряду с барабанами и бубнами они использовались для управления войсками путем подачи сигналов для начала атаки, сбора рассеянных полков под княжеский стяг или подбадривания своих воинов в наиболее тяжелые минуты сражений, штурмов или обороны крепостей. На турнирных игрищах трубы могли использоваться для подачи сигнала к началу поединка.

Венгерский герольд


А5. В Западной Европе первое упоминание о герольдах зафиксировано в 1132 г. Изначально в их обязанности входило не составление, трактовка и идентификация рыцарских гербов, как это было позднее (поскольку, как говорилось выше, сама геральдика как дисциплина еще не сложилась), а громогласное прославление своего сеньора и живописное восхваление его подвигов на турнирах. Вскоре и сами вопросы организации этих турниров вошли в сферу их деятельности наряду с "рекламной кампанией" по привлечению сюда наиболее престижных участников и зрителей. И только к концу XII столетия, когда турниры стали достаточно популярны, возникла необходимость идентификации и "опознания" участников по их боевым эмблемам на щитах, вымпелах и знаменах. Позже, когда в обязанности герольдов добавились задачи составления, трактовки и чтения рыцарских гербов с использованием ряда специально разработанных правил, можно говорить о зарождении соответствующей дисциплины - геральдики.
Как уже говорилось в тексте статьи, в турнирных играх под Ярославом, по всей видимости приняли участие и венгры - их значительный отряд сопровождал в этом походе князя Ростислава Михайловича, зятя венгерского короля.
Первые флаги венгров были красными. Под такими знаменами в конце IX века они пришли на территорию современной Венгрии. В конце X столетия, после принятия христианства, древки их флагов стали увенчиваться белыми крестами. Затем белый цвет появился и на полотнище флагов, которые с XII века представляли уже чередование от 6 до 8 красных и белых горизонтальных полос. Такими флаги выглядели в течение всего периода правления династии Арпадов, т.е. до начала XIV века.
К 1202 г. относится появление первого венгерского герба, также состоящего из красных и белых горизонтальных полос, число которых неоднократно менялось. В середине XIII в. появляется еще один венгерский герб - цвета те же, но уже с изображением шестиконечного белого креста на красном поле.
В 1305 г. под крестом появляются три зеленых холма, что ознаменовало появление в венгерской эмблематике третьего цвета. Впрочем еще в 1222 г. красно-бело-зеленые сочетания встречаются, например, на шелковом шнуре королевской печати. В начале 40-х годов XV века оба герба были объединены в один - в левой части полосы, в правой - крест на холмах. В XVII веке холм увенчала корона. (Описание взято из "Геральдического альбома", Ю. Курасов, лист 11, "Вокруг света", №11, 1991).
На рисунке (слева) королевский герольд, сопровождающий войско, один из организаторов турнира, держит в руке королевскую хоругвь. Его яркие одежды дополняет своеобразная шапка с длинным изогнутым верхом. Такие уборы иногда появляются на головах венгерской знати как отзвук их степного кочевого прошлого и тесных связей с половецкими ордами: как раз в начале 40-х годов XIII века значительные контингенты половцев, спасаясь от нашествия монголов, эмигрировали в Венгрию, и их племенная верхушка пополнила ряды венгерской аристократии.




© Правами на статью обладает автор.
© Правами на оформление обладает
редакция военно-исторического журнала "PARA BELLVM".
Любое использование материалов допускается только с разрешения редакции.
При использовании материалов ссылка на "PARA BELLVM" ОБЯЗАТЕЛЬНА.