N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




О вреде героев и гениев или Несколько слов в защиту военной истории
Генезис военного дела у племен Волго-Окского междуречья в эпоху бронзы
Конница Ахеменидской державы во второй половине V в. до н. э.
Слоны Пирра (к вопросу о развитии военного искусства в эллинистический период)
Знаменный комплекс в военно- политической культуре средневековых кочевников Центральной Азии
Организация наёмных войск Королевства Польского в XV веке
Институт тысяцких и военная организация Древней Руси (XI – XIII вв.)
К вопросу о «турнирных» (воинских) играх в Средневековой Руси
Русская поместная конница (XV – XVII вв.)
Новая история конницы?
Правила проведения соревнований и боев по фехтованию на мечах и кулачных щитах 117



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 

С.В. Мишенёв
Санкт-Петербург

 

Правила
проведения соревнований и боев по фехтованию
на мечах
и кулачных щитах

(некоторые вопросы
терминологии и морфологии)


Данные правила
регламентируют
порядок проведения
соревнований и отдельных
поединков по фехтованию
на мечах и кулачных щитах
(брокелях).

 

Возраст участников

Фехтование тяжелым оружием на данном этапе не предполагает широкомасштабных соревнований с участием большого количества бойцов разных возрастов. Поэтому возрастное деление в каждом отдельном случае необходимо строить индивидуально.
Если же в коллективе не набирается самостоятельной отдельной возрастной группы, то для бойцов младшего возраста (равно как и для девушек) можно ввести бои с гандикапом (форой), по одной из систем, рассмотренных ниже.

Обязанности и права участников

1. Участники соревнований обязаны:
  • знать программу, правила соревнований и строго выполнять их требования;
  • строго соблюдать правила боя, быть вежливым с соперниками и судьями, дисциплинированными и организованными;
  • выступать в опрятном, чистым и хорошо пригнанном костюме, соответствующем правилам, установленным для данного вида оружия;
  • являться на поле боя с соответствующим правилам оружием и снаряжением;
  • перед началом боя и после его окончания приветствовать оружием судью, соперника и зрителей;
  • являться на соревнования точно к указанному времени, по вызову немедленно выходить на поле боя (задержки с выходом допускаются с разрешения старшего судьи);
  • объявлять о каждом пропущенном уколе (ударе) сигналом "туше!" (toucher);
  • бороться за победу в каждом бою.

2. Участникам запрещается:

  • вмешиваться в работу судей, вступать с ними в пререкания или внешне выражать свое недовольство судейством;
  • наносить грубые уколы, удары, захватывать и зажимать оружие противника руками;
  • снимать маску до объявления результата схватки старшим судьей;
  • отказываться от продолжения соревнований без объективных причин;
  • покидать поле боя без разрешения старшего судьи.

3. Участник имеет право:

  • временно остановить бой сигналом "сбор" в ряде объективных случаев (неисправность оружия или снаряжения, травма или ранение и т.п. ситуации, не замеченные судьями).
  • Поле боя

Техника фехтования на мечах и брокелях не ограничивается дискретным передвижением, поэтому стандартная дорожка для спортивного фехтования здесь не подходит. Рекомендуем использовать круглый ринг диаметром 6 метров.
Поле боя имеет нескользкую ровную поверхность, желательно из дерева или утоптанной земли (если соревнования проводятся на улице). Оно не должно ставить в лучшие условия одного из участников.
На поле боя наносится следующая разметка:

  • центр;
  • две линии начала боя, расположенные в 2-х метрах по противоположным сторонам от центра;
  • линия границы.

    Оружие и снаряжение

    Мечи и щиты для данного вида фехтования можно изготовить самостоятельно из дерева и фанеры, пользуясь следующими параметрами:

  • общая длина меча - 85 см;
  • длина "клинка" - 70 см;
  • диаметр "клинка" - 3,5 см;
  • длина перекрестья - 12 см;
  • диаметр щита - 30 см;
  • толщина щита - 10 мм;
    Примечание. Размеры оружия могут варьироваться, важно лишь следить за тем, чтобы оружие было одинаковым у каждого участника поединка. Запрещается утяжелять оружие.
    В качестве защитного снаряжения можно использовать стандартное, для спортивного фехтования, т.е.:
  • маску;
  • перчатку;
  • колет;
  • набочник;
  • штаны;
  • бандаж.
    Но его необходимо усилить:
  • наколенниками;
  • наголенниками;
  • налокотниками.

    Рекомендуем также усилить маску поперечным валиком для смягчения ударов. Его можно изготовить из кожи и набить ватой. Девушкам также необходима специальная защита груди.

    Правила ведения боя

    Манера ведения боя.

    1. Участник должен строго соблюдать условия и правила боя, уважать соперников, судей и зрителей, быть высокодисциплинированным и организованным.
    2. Всякие грубые действия (грубо нанесенные удары, беспорядочное ведение боя, а также действия, которые старший судья сочтет опасными) категорически запрещаются.
    Разрешаются уклоны, перемещения тела, обманные движения, атаки и защиты оружием, захваты, не противоречащие технике боя, обезоруживания и броски.
    3. Во время боя запрещается снимать маску до объявления старшим судьей решения.

    Способ держания оружия

    4. Фехтовальщик может держать оружие произвольно и в течение боя изменять положение своей руки на рукояти, однако оружие не может быть использовано для метания с целью нанести укол (удар). Во время попытки нанести укол (удар) кисть фехтовальщика не должна отрываться от рукояти или перемещаться к ее концу.
    5. Оружие держится одной рукой, боец может с разрешения старшего судьи, в ходе боя перекладывать меч в левую, а щит в правую руку. В таком случае у него обязательно должна быть левая перчатка.

    Положение "к бою" ("en garde")

    6. Участник, вызванный первым, занимает место на ринге справа от старшего судьи, за исключением случая, если один боец держит меч правой рукой, а другой - левой, и если первым был вызван боец, держащий меч в левой руке.
    Старший судья размещает участников так, чтобы стоящие впереди ноги бойцов находились за линией начала боя.
    7. Участники встают в боевую стойку по команде старшего судьи "en garde" и сохраняют полную неподвижность до команы "Allez!" ("начинайте!").
    После того, как участники приняли боевую стойку, судья задает вопрос "etes vous pret(e)?" ("Готовы ли вы?"). При получении положительного ответа ("pret(e)") обоих участников или при отсутствии отрицательного ("non") он дает команду "Allez!"

    Начало, остановка и продолжение боя

    8. После команды старшего судьи "Allez!" соперники начинают боевые действия. Уколы, нанесенные до этой команды не засчитываются.
    9. Бой останавливается командой "Стой!", которую подает старший судья. После команды "Стой!" участник не может начать новые действия.
    Если один из участников останавливается до команды, то полученный им укол считается действительным.
    Старший судья может подать команду "Стой!", когда бой начинает принимать опасный характер или противоречит правилам соревнований, или если один из бойцов заступает за
    границу ринга.
    Команда "Стой!" подается и в том случае, когда боец обез-оружен. Если обезоруживание составляет одно действие с уколом или ударом, то такой укол (удар) засчитывается.
    10. После каждого укола (удара), признанного действительным, а также после обезоруживания, оба участника возвращаются в исходное положение на линии начала боя. Если укол (удар) не засчитывается, то участники возвращаются в положение "en garde" на том месте, на котором они находились в момент прекращения боя.

    Уклонения и поворотные движения

    11. Разрешаются премещения и уклонения (включая и те, при которых рука со щита или колено касаются поля боя). Однако отступление спиной к сопернику запрещено. За это нарушение участнику делается простое предупреждение, действительное на один бой. В случае повторения нарушения ему присуждается штрафное очко.
    12. Если поворот выполняется в рамках боевого действия в процессе выполнения приема защиты или атаки, бой не останавливается.
    13. Если в процессе боя участники меняются местами, бой продолжается до нанесения укола (удара), до пересечения одним из бойцов границы или обезоруживания. После этого бойцы возвращаются на свои места на линии начала боя. Если после перемены местами бой останавливается по другой причине, он должен быть возобновлен на том же месте, в том же положении. При этом бойцы разводятся на дальнюю дистанцию.

    Переход границы поля боя

    14. Если один из участников переступил границу поля боя, старший судья останавливает бой и делает бойцу, переступившему границу, предупреждение. После этого бой возобновляется с линии начала боя.
    15. Боец, имеющий одно предупреждение за переход границы, при повторном переходе штрафуется одним очком. При каждом следующем выходе штрафные очки возобновляются до конца текущего боя. Предупреждение за переход границы не переносится на другие бои.

    Количество уколов (ударов, очков)
    и продолжительность боя

     

    16. Бои проводятся до 15 очков (от 5 до 15 уколов (ударов)). Время боя - 10 минут.
    17. Под продолжительностью боя следует понимать его фактическую продолжительность, т.е. сумму времени между командами "Alles!" и "Стой!", в течение которых участники ведут или могут вести бой.
    Продолжительность боя контролируется старшим судьей. Когда до конца боя остается 1 минута, он останавливает бой и громко объявляет "Минута!".
    При остановке боя в ходе последней минуты участники могут узнать время, остающееся до конца боя.
    18. Когда время истекло, а участники не набрали необходимого количества очков, исход боя определяется следующим образом: если один из участников проигрывает в счете, то ему записывается поражение. При этом в протокол победителю записывается 15 очков (независимо от того, с каким счетом он выиграл), а проигравшему - 15, минус разница в счете. Т.е., например, при фактическом счете 9 : 4 в протокол записывается 15 : 10 (V : 10); если к концу боя участники не получили ни одного или получили равное количество уколов (ударов, очков), то они ведут бой до решающего укола (удара) без ограничения времени боя. В этом случае бой возобновляется на том же месте, где он был прерван; если бойцы получили равное максимальное количество уколов (ударов, очков), т.е. по 15, то они продолжают бой до решающего укола без ограничения времени. При этом обоюдные равноценные уколы аннулируются (участники, следовательно, должны оставаться на своих местах, а не возвращаться к линиям начала боя). В этом случае победа и поражение записываются бойцам с максимальным количеством уколов (ударов, очков), т.е. - победа одного из участников со счетом 15 : 15 (V : 15).

    Перерывы в бою в случае травм

    19. Участнику может быть представлен перерыв в бою только по причине получения травмы. В этом случае старший судья должен вызвать врача соревнований.
    Перерыв для оказания медицинской помощи может длиться не более 10 минут. Время перерыва исчисляется с момента остановки боя старшим судьей. Как только помощь оказана, участник обязан продолжить бой.
    20. Если врач считает, что участник не может возобновить бой через 10 минут, он предлагает старшему судье отстранить его от соревнований (личные соревнования) или заменить его (командные соревнования) запасным бойцом, который продолжит бой с прерванного счета.
    В командных соревнованиях боец, замененный по показаниям врача, может с его разрешения выступать в другой встрече в тот же день.

    Руководство боем
    и присуждение уколов (ударов)

    Судейская бригада

    1. Непосредственное судейство боев осуществляется судейской бригадой.
    2. Старший судья располагается таким образом, чтобы он мог постоянно следить за действиями фехтовальщиков. Он выполняет свои функции по присуждению уколов (ударов) и подсчету очков с помощью 4-х боковых судей.
    3. По обе стороны ринга, соответственно справа и слева от старшего судьи и несколько позади участников, располагаются по два боковых судьи. Двое судей, ниходящиеся справа от старшего судьи, определяют качество уколов (ударов), которые могут быть нанесены фехтовальщику, занявшему позицию слева от старшего судьи. двое судей, находящиеся слева от старшего судьи, определяют качество уколов (ударов), которые могут быть нанесены фехтовальщику, занявшему позицию справа от старшего судьи.
    Как только кто-либо из боковых судей фиксирует фактический укол (удар), полученный фехтовальщиком, он должен поднять руку и подать сигнал "Туше!"

    Установка факта нанесения укола (удара)

    4. После остановки боя старший судья формирует послед-нюю фехтовальную фразу, предшествующую его команде "Стой!" В соответствие с характером фразы старший судья спрашивает боковых судей, был ли нанесен укол (удар) бойцу, за которым они наблюдали.
    Боковые судьи могут воздержаться от ответа, если они не видели, был или не был нанесен укол (удар). Если они считают, что укол (удар) не был нанесен, они отвечают "Не был". Если считают, что укол (удар) был, то говорят "Был" и конкретезируют место нанесения укола (удара) (корпус, маска, вооруженная (мечом) рука, невооруженная рука, нога).
    Старший судья может опросить двух других боковых судей, если он считает, что они могли наблюдать данную ситуацию.
    Старший судья высказывает свое мнение последним.
    Для вынесения решения о наличии и качестве укола (удара) подсчитываются голоса судей с каждой стороны. При этом каждый боковой судья имеет один голос, а старший судья имеет полтора голоса; мнение воздержавшихся не учитывается.
    Если при подсчете голосов мнения судей расходятся, старший судья может объявить укол (удар) спорным и не засчитать его.
    Если факт нанесения укола установлен, но мнения судей разошлись по поводу сектора, то решение по качеству укола принимает старший судья.
    Фехтовальщик обязан объявить о том, что он получил укол (удар) в такой сектор, но старший судья не обязан присуждать укол (удар) в соответствии с этим заявлением и может выносить решение сам.
    Присуждение уколов (ударов, очков)
    5. После оценки судейской бригады факта нанесения укола (удара) и его качества, старший судья засчитывает укол (удар) одному из фехтовальщиков или обоим, или никому и объявляет счет. При объявлении счета называется сумма очков, а не сумма уколов.
    Оценке также подлежит обезоруживание и бросок (действие, приведшее к падению противника).
    Очки начисляются следующим образом:

  • - укол (удар) в корпус или маску - 3 очка;
  • - укол (удар) в вооруженную руку - 2 очка;
  • - укол (удар) в невооруженную руку или в ногу - 1 очко;
  • - обезоруживание - 1 очко;
    - бросок - 1 очко.
    Примечание. Щит можно использовать для атакующих действий, но такие действия не расцениваются как фактические удары, не подлежат оценке и применяются в качестве оборонительных и подготовительных. Исключение составляет атака щитом, приведшая к падению противника, которая расценивается как бросок (1 очко).

    Способы
    проведения соревнований

    Организация соревнований по фехтованию тяжелым оружием в целом не отличается от организации соревнований по спортивному фехтованию, за исключением специфики ведения боев и судейства. Поэтому мы не будем подробно останавливаться на этом разделе. При незначительном количестве участников (а если не превращать соревнования по фехтованию тяжелым оружием в сборище воинствующих дилетантов, то они на сегодняшний день могут быть только маломасштабными), вся система может быть ограничена одной таблицей, пример которой мы приводим.

    Гандикап (фора)

    При значительном отставании одного или нескольких бойцов в мастерстве от остальных участников соревнований допускается проведение боев с гандикапом.
    Простейший способ - это автоматическое прибавление нескольких очков бойцу, нуждающемуся в форе. Но при этом также автоматически снижается коэффициент сильных бойцов, что вряд ли оправдано. Более перспективными представляются следующие системы гандикапа, любую из которых может по своему усмотрению назначить старший судья.
    Итак:

    1. Одностороннее исключение очковой системы.

    Это положение, при котором каждый укол (удар), нанесенный бойцу с форой, котируется в одно очко, независимо от сектора. Исключение может быть и частичным, т.е., например, уколы (удары) в руки и ноги - 1 очко, укол (удар) в корпус - 2.

    2. Повышение ценности уколов (ударов)

    В данном случае во время боя бойцов разного уровня уколы (удары), наносимые сильнейшенму бойцу, оцениваются большим количеством очков, например: ноги и невооруженная рука - 2 очка, вооруженная рука - 3 очка, корпус и маска - 4 очка.

    3. Ограничение поражаемого сектора

    При этой системе уколы (удары), наносимые слабейшему бойцу, оцениваются только при попадании в определенный сектор. Например, уколы (удары) в руки и ноги - недействительны. При этом может быть сокращено и количество очков за действительный укол (удар) в корпус и маску.





    © Правами на статью обладает автор.
    © Правами на оформление обладает
    редакция военно-исторического журнала "PARA BELLVM".
    Любое использование материалов допускается только с разрешения редакции.
    При использовании материалов ссылка на "PARA BELLVM" ОБЯЗАТЕЛЬНА.