N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Перикл и начало Пелопоннесской войны
Первое сражение греков с римлянами (битва при Гераклее)
Поход Антиоха III в Греко-Бактрию (208–206 гг. до н. э.)
Битва за Пирей
Один эпизод из Спартаковской войны: последний поход Спартака
Афинская триерархия V–IV вв. до н. э.
Греко-бактрийская армия: социальный и этнический состав, рода войск, тактика
Длинные копья варваров, или (к вопросу об элементарной тактике херусков в начале I в. н. э.)
Спецсеминар «Битва в античности»
Характер влияния авар на военную культуру ранней Византии
VIII Международный коллоквиум оружиеведов
Сокращения



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 

С. В. Дмитриев
Санкт-Петербург

 

 

Характер влияния авар
на военную культуру ранней Византии



Материалом для данного доклада
послужил текст "Стратегикона" Маврикия
(далее - СМ).
В исторической науке сложилось мнение,
что СМ является многослойным произведением
или компиляцией.
Исключением являются
те фрагменты трактата,
которые посвящены аварам -
они признаны инновацией.





***

Необходимо отметить, что авары представлены в первую очередь в первой части СМ, которая посвящена экипировке легкого конного воина. Лейтмотивом данной части является формула "как у аваров". Частота употребления данной формулы в связи с конкретными моментами наводит на мысль, что и весь текст данного раздела СМ относится к аварским аллюзиям. Однако обращают на себя внимание некоторые пассажи, в которых говорится о необязательности выполнения этих рекомендаций в реальной военной практике. Например, это касается употребления флагов на копьях, которые хорошо смотрятся на парадах, но совершенно, с точки зрения автора СМ, бесполезны и даже вредны в сражении, так как мешают правильному полету самого копья, а также лучникам, стоящим в задних рядах фаланги. В связи с чем рекомендовано их снимать, когда неприятель подходит на расстояние в 1000 шагов, после чего их следует положить в футляр (!). Данный пассаж наводит на определенные размышления и выводы, которые мы сформулируем в дальнейшем.
Первая часть СМ, посвященная вооружению легкой конницы, устроенной по аварскому образцу, не находит отражения в тактических построениях кавалерийских частей, рекомендованных автором далее. Можно даже сказать, что две эти части находятся в прямом противоречии. Как известно, конница наиболее эффективна в применении крупными массами, когда она не связана с другими родами войск, в частности, с пехотой, а также когда она широко использует маневр. Все это присутствует в боевых порядках аваров. Однако в СМ, после деклараций об идеальных образцах аварского военного дела, следует рекомендации боевых построений, в которых нет ни крупных конных соединений, ни автономных их действий, ни маневра, а описываются конные фаланговые построения. В гл. 5, в частности, рекомендовано, чтобы в фаланге было не менее четырех шеренг всадников - большее их количество, по специальному замечанию автора СМ, ослабляют эффективность действия стрелков, стоящих в задней шеренге. Однако, как говорится далее, низкие боевые качества воинов вынуждают увеличивать количество шеренг фаланги до 7-10 всадников. При этом предполагается, что дополнительные шеренги будут явно не стрелками. Если это так, то еще больше увеличивается глубина строя (до 21-30 м), а это еще больше уменьшает эффективность действия лучников, и тем более метателей дротиков. Видимо, понимая это, автор в дальнейшем вообще ничего о них не говорит.
Описание боевых построений конной фаланги повторяет обычное описание фаланги пехотной, а конные копейщики выглядят как копейщики-пехотинцы, посаженные на коней. При этом сохраняется тактика пехотной фаланги того времени, выполнявшая в первую очередь оборонительную функцию, но ничего не говорится о массированных ударах тяжелой конницы. Все это выглядит очередной попыткой, предпринятой автором СМ, сделать тяжелую конницу византийцев эффективным видом вооруженных сил.
В целом можно отметить, что СМ является ответом на новый вызов внешнего противника - аваров, принесших из Центральной Азии новые принципы вооружения, организации войск и тактики, прежде всего на основе легкой конницы, способной как к фронтальному удару, так и, прежде всего, к маневренному сражению. У аваров эта тактика детально разработана, традиционна для них, так как выработана именно в кочевой среде и связана со всем кочевым бытом. В какой степени эти тактические навыки можно было воспринять оседлым народом, во многом остается под вопросом. Все попытки адаптации, предпринятые ими, носили механический характер. Поэтому все предполагаемые инновации, имеющие глубокие корни в культуре кочевников, оставались непонятыми византийцами, так как заимствованию подвергались лишь внешние выражения системы, в то время как внутренняя логика военной культуры оставалась непонятой.
Механические заимствования, некритическое восприятие чужого опыта приводят обычно не к компиляции, как обычно рассматривается структура СМ, а к эклектике, которая предполагает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, теорий и т. д. Поэтому в СМ следует искать не только пласты в русле общей теории развития военной культуры античности, но и в значительной мере пласты разных культурных традиций - в данном случае традиции центральноазиатской, представителями которой выступают авары, и римской, которая представлена методиками пехотных в основе построений. В какой степени эта эклектика сложилась в симбиоз? На основе текста СМ можно сказать, что в нем этого симбиоза не получилось. По всей вероятности, развитие византийской армии все же пошло, несмотря на незначительные заимствования от кочевников, по пути ответа внешней угрозе с выработкой именно ответных мер, способных противостоять маневренной кавалерии, что выразилось прежде всего в усилении дисциплины и порядка - этих основных элементов, которые способны наиболее эффективно им противостоять в войсках оседлых государств.

Рис.: Византийские воины из эскорта знатной персоны.
Пехотинцы идентифицируются по щитам как воины
Пятого македонского легиона.

Рельеф по слоновой кости.
Египет (VI в.).




© Правами на статью обладает автор.
© Правами на оформление обладает
редакция военно-исторического журнала "PARA BELLVM".
Любое использование материалов допускается только с разрешения редакции.
При использовании материалов ссылка на "PARA BELLVM" ОБЯЗАТЕЛЬНА.