С. В. Дмитриев
Санкт-Петербург
Характер влияния авар
на военную культуру ранней Византии
Материалом для данного доклада
послужил текст "Стратегикона" Маврикия
(далее - СМ).
В исторической науке сложилось мнение,
что СМ является многослойным произведением
или компиляцией.
Исключением являются
те фрагменты трактата,
которые посвящены аварам -
они признаны инновацией.
***
Необходимо
отметить, что авары представлены в первую очередь в первой
части СМ, которая посвящена экипировке легкого конного воина.
Лейтмотивом данной части является формула "как у аваров".
Частота употребления данной формулы в связи с конкретными
моментами наводит на мысль, что и весь текст данного раздела
СМ относится к аварским аллюзиям. Однако обращают на себя
внимание некоторые пассажи, в которых говорится о необязательности
выполнения этих рекомендаций в реальной военной практике.
Например, это касается употребления флагов на копьях, которые
хорошо смотрятся на парадах, но совершенно, с точки зрения
автора СМ, бесполезны и даже вредны в сражении, так как мешают
правильному полету самого копья, а также лучникам, стоящим
в задних рядах фаланги. В связи с чем рекомендовано их снимать,
когда неприятель подходит на расстояние в 1000 шагов, после
чего их следует положить в футляр (!). Данный пассаж наводит
на определенные размышления и выводы, которые мы сформулируем
в дальнейшем.
Первая часть СМ, посвященная вооружению легкой конницы, устроенной
по аварскому образцу, не находит отражения в тактических построениях
кавалерийских частей, рекомендованных автором далее. Можно
даже сказать, что две эти части находятся в прямом противоречии.
Как известно, конница наиболее эффективна в применении крупными
массами, когда она не связана с другими родами войск, в частности,
с пехотой, а также когда она широко использует маневр. Все
это присутствует в боевых порядках аваров. Однако в СМ, после
деклараций об идеальных образцах аварского военного дела,
следует рекомендации боевых построений, в которых нет ни крупных
конных соединений, ни автономных их действий, ни маневра,
а описываются конные фаланговые построения. В гл. 5, в частности,
рекомендовано, чтобы в фаланге было не менее четырех шеренг
всадников - большее их количество, по специальному замечанию
автора СМ, ослабляют эффективность действия стрелков, стоящих
в задней шеренге. Однако, как говорится далее, низкие боевые
качества воинов вынуждают увеличивать количество шеренг фаланги
до 7-10 всадников. При этом предполагается, что дополнительные
шеренги будут явно не стрелками. Если это так, то еще больше
увеличивается глубина строя (до 21-30 м), а это еще больше
уменьшает эффективность действия лучников, и тем более метателей
дротиков. Видимо, понимая это, автор в дальнейшем вообще ничего
о них не говорит.
Описание боевых построений конной фаланги повторяет обычное
описание фаланги пехотной, а конные копейщики выглядят как
копейщики-пехотинцы, посаженные на коней. При этом сохраняется
тактика пехотной фаланги того времени, выполнявшая в первую
очередь оборонительную функцию, но ничего не говорится о массированных
ударах тяжелой конницы. Все это выглядит очередной попыткой,
предпринятой автором СМ, сделать тяжелую конницу византийцев
эффективным видом вооруженных сил.
В целом можно отметить, что СМ является ответом на новый вызов
внешнего противника - аваров, принесших из Центральной Азии
новые принципы вооружения, организации войск и тактики, прежде
всего на основе легкой конницы, способной как к фронтальному
удару, так и, прежде всего, к маневренному сражению. У аваров
эта тактика детально разработана, традиционна для них, так
как выработана именно в кочевой среде и связана со всем кочевым
бытом. В какой степени эти тактические навыки можно было воспринять
оседлым народом, во многом остается под вопросом. Все попытки
адаптации, предпринятые ими, носили механический характер.
Поэтому все предполагаемые инновации, имеющие глубокие корни
в культуре кочевников, оставались непонятыми византийцами,
так как заимствованию подвергались лишь внешние выражения
системы, в то время как внутренняя логика военной культуры
оставалась непонятой.
Механические заимствования, некритическое восприятие чужого
опыта приводят обычно не к компиляции, как обычно рассматривается
структура СМ, а к эклектике, которая предполагает механическое
соединение разнородных, часто противоположных принципов, теорий
и т. д. Поэтому в СМ следует искать не только пласты в русле
общей теории развития военной культуры античности, но и в
значительной мере пласты разных культурных традиций - в данном
случае традиции центральноазиатской, представителями которой
выступают авары, и римской, которая представлена методиками
пехотных в основе построений. В какой степени эта эклектика
сложилась в симбиоз? На основе текста СМ можно сказать, что
в нем этого симбиоза не получилось. По всей вероятности, развитие
византийской армии все же пошло, несмотря на незначительные
заимствования от кочевников, по пути ответа внешней угрозе
с выработкой именно ответных мер, способных противостоять
маневренной кавалерии, что выразилось прежде всего в усилении
дисциплины и порядка - этих основных элементов, которые способны
наиболее эффективно им противостоять в войсках оседлых государств.
Рис.: Византийские воины из эскорта знатной персоны.
Пехотинцы идентифицируются по щитам как воины
Пятого македонского легиона.
Рельеф по слоновой кости.
Египет (VI в.).
© Правами на статью обладает автор.
© Правами на оформление обладает
редакция военно-исторического журнала "PARA BELLVM".
Любое использование материалов допускается только с разрешения
редакции.
При использовании материалов ссылка на "PARA BELLVM"
ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|