Е. В. Никитюк
Афинская эфебия IV-III вв. до н.э.
Эфебия существовала во многих греческих городахгосударствах
и не являлась, таким образом, чисто афинским институтом.
Сам термин эфеб происходит от глагола (ион. )*1 и имеет
очень широкое значение: от общего "юноша", "молодой
человек", "подросток, достигший возмужалости"
до специфического, обозначавшего молодого человека от 18
до 20 лет, проходящего военную подготовку под контролем
государства. Кроме того, по мнению некоторых исследователей,
слово "пройти эфебию" во второй половине IV в.
до н.э. стало синонимом понятия "быть полноправным
гражданином", поскольку в классическое время, по описанию
Аристотеля, только успешно прошедших эфебию после специальной
дополнительной проверки в отношении наличия гражданского
статуса обоих родителей - докимасии - включали в состав
афинских фил*2.
Эфебия была военно-образовательным установлением, имевшим,
по-видимому, достаточно обширную программу подготовки юношей
к вступлению во взрослую жизнь. Хотя основной акцент ставился
на военную подготовку, гимнастика являлась неотъемлемой
частью эфебии, несмотря даже на то, что в конце V - начале
IV в. под влиянием софистов физическое воспитание теряет
свой прежний приоритет*3. Насколько важным представлялся
этот аспект, мы можем судить по многочисленным вазовым рисункам
со сценами занятия молодых людей в гимнасиях и палестрах
борьбой, бегом, прыжками в длину, метанием копья и диска.
Полученные при этом спортивные навыки, смелость и ловкость
были залогом успешного прохождения и военной подготовки.
Специфическими упражнениями были: гопломахия (учебный бой
в полном тяжелом вооружении), гоплодромия (бег в полном
вооружении), обучение плаванию, стрельбе из лука, верховой
езде (например, антиппасии - взаимной кавалерийской атаке)
и управлению колесницей (например, обучению своего рода
вольтижировке, чем занимались апобаты)*4. Кроме того, много
времени эфебов занимало изучение философии, литературы,
риторики и музыки. Поскольку афинская эфебия никогда не
носила характер закрытой военной организации, молодые люди
могли посещать беседы софистов в Ликее и Академии, как местных,
так и приезжих. Эфебы играли также заметную роль в общественной
жизни Афин, принимая активное участие в различных праздниках
- религиозных церемониях, жертвоприношениях и священных
процессиях (например, Тесеях или Великих Панафинеях).
Таким
образом, афинская эфебия имела очень большое значение в
классических Афинах. Однако самый контекстный отрывок из
дошедших до нас античных авторов, рассматривающий этот сюжет,
- это одна глава "Афинской политии" Аристотеля
(42, 1-4). Сведения, приводимые в ней, не очень подробны
и оставляют исследователям множество вопросов. Некоторые
из них не решены до сих пор, несмотря на то, что тема афинской
эфебии активно обсуждалась в научной литературе*5. Важную
дополнительную информацию для исследования этого сюжета
содержат аттические надписи с посвящениями в честь эфебов,
к которым мы в дальнейшем и будем обращаться. Эти стелы,
по-видимому, воздвигались филой только в честь эфебов, принадлежащих
именно к ней, поскольку ни в одной из дошедших до нас надписей
не представлены все 10 аттических фил.
Эфебия была достаточно многочисленным по античным понятиям
сообществом, живущим по своим правилам, но в рамках афинского
полиса. По мнению исследователей, основанному на эпиграфических
данных, в IV в. до н.э. ежегодно в списки эфебов, сохранявших
затем свою силу на протяжении еще 40 лет, включалось 450-500
(возможно даже до 1000) молодых людей в возрасте 18 лет*6.
Эта цифра может показаться сильно преувеличенной, однако,
по свидетельству надписей конца IV - начала III в. в это
время в число эфебов уже входило достаточно
много юношей неаттического происхождения, присланных их
отцами с тем, чтобы они получили в Афинах хорошее образование
и, возможно, удостоились чести быть включенными в число
афинских граждан за какие-либо особенные заслуги. В связи
с этим обстоятельством выдвигался на первый план вопрос
о внутренней и внешней организации функционирования корпуса
эфебов. По словам Аристотеля (см. Приложение 3), для руководства
эфебами афинское государство назначало ряд должностных лиц
- космета, десять софронистов (по одному от каждой филы),
двух педотрибов и какое-то количество дидаскалов. Поскольку,
по утверждению Аристотеля, избрание косметов и софронистов
проходило не только публично, в демах и, по-видимому, на
народном собрании, но и с использованием открытого голосования,
каковой способ был обычным при избрании самых важных для
жизнедеятельности государства должностных лиц, например,
стратегов, то можно с уверенностью говорить о том, что особые
требования при избрании предъявлялись к индивидуальным качествам
кандидита, обязанного впоследствии отвечать за моральное,
духовное и интеллектуальное развитие эфебов. Круг функций
педотрибов Аристотель конкретно не оговаривает, так что
мы можем только предполагать, исходя из общей афинской практики,
что они были ответственны за физическую подготовку эфебов
в гимнасиях и палестрах. Специальным же военным обучением
(в частности, тренировкой эфебов в овладении искусством
сражаться мечом, использования лука, дротика и катапульты)
занимались дидаскалы.
На этом перечисление Аристотеля заканчивается, однако, он
упоминает только административные должности. Однако, поскольку
в течение второго года эфебы охраняли границы государства,
они должны были безусловно подчиняться также и военным должностным
лицам, избранным для всего государства, или иметь своих
собственных военных начальников. Этот сюжет разрабатывал
Ф.Митчел в специальной статье на основании эпиграфических
данных*7. Для сравнительного анализа этих двух типов источников
наших сведений об эфебах - литературного и эпиграфического
- автор данного исследования выбирает девять надписей, датируемых
в промежутке между 335 годом до н.э., когда эфебия была
реорганизована по закону Эпикрата, и 322 годом, когда после
принятия тимократической конституции вследствие победы промакедонской
олигархии в битве при Кранноне афинская эфебия потеряла
свое прежнее значение как полисная структура. Как полагают
исследователи*8, в это время много афинян было лишено гражданских
прав, и, возможно, их сыновья были также исключены из рядов
эфебов.
В этих надписях наряду с должностными лицами, о которых
говорит Аристотель, есть также и такие, о которых этот автор
упоминает лишь косвенно (стратеги) или игнорирует полностью
(таксиархи и лохаги). Приводимая ниже сводка может наглядно
проиллюстрировать, какие должностные лица, связанные с эфебией,
и с какой частотой там упоминаются*15. Кроме того, есть
и обратное умолчание - ни в одной из этих надписей не встречается
должность педотриба*16.
1. - III, IV, V, VIII
2. - VIII
3. - III, IV, V, VIII
4. - VI
5. - III, IV, VIII
6. - I, II, III, IV,17 V, VI, VIII
7. - III, IV,18 V, VI; () - VII, VIII
8. - III,18 IV,17, 18 V, VI,18 IX 18
9. - III, IV, V, VI,18 VII, VIII, IX 18
10. - VIII
11. - VII
Итак, рассмотрим несколько подробнее то, что нам известно
об этих должностных лицах.
1-4 - стратеги. По всей видимости, они были своеобразными
"руководителями военной практики" эфебов, проходящей
в приграничных афинских областях (Мунихии, Акте) и Пирее.
Более подробно их функции не поясняет ни Аристотель, ни,
тем более, надписи. Но мы можем попытаться представить их,
исходя только из общих наших сведений о военной жизни Афин.
5 - космет. Конкретно о его функциях и полномочиях также
почти ничего не сообщают ни литературные, ни эпиграфические
памятники. По-видимому, он осуществлял общее руководство
эфебами.
6 - софронисты. Всего избиралось десять человек из тридцати
кандидатов открытым голосованием по числу афинских фил,
поскольку полномочия софрониста распространялись только
на эфебов, набранных из той же филы (Arist. Ath. pol., 42,
2). В функции софрониста входило полностью обеспечить с
хозяйственной точки зрения жизнь эфебов - он был своего
рода военным интендантом (42,
3). По мнению Ф.Митчела свидетельства надписи 333/2 г. с
посвящением филы Леонтиды (III) позволяют предположить существование
отдельно от нее особой филы эфебов Леонтиды, поскольку ее
члены не могли входить в обычную городскую структуру из-за
того, что не имели пока еще гражданского статуса*19. Именно
поэтому должность Филофея значилась как "софронист
филы эфебов Леонтиды" (col.I, l.4-6), а не просто "софронист
филы Леонтиды". Более того, между ними, возможно, существовали
какие-то общественные отношения, поскольку, с точки зрения
этого автора, создается впечатление, что фила Леонтида почтила
этим постановлением филу эфебов как таковую, признавая тем
самым ее как отдельную организационную структуру, управляемую
самими эфебами (в лице лохагов) и софронистом. Такой вывод
действительно можно сделать из строк 9-11 первой колонки
- … Если принять такую интерпретацию, то вполне уместными
оказываются встречающиеся в этой же надписи таксиарх филы
(col.I, l.20) и дидаскалы филы (col.I, l.33-34). Лохаги
же различных фил встречаются в целом ряде афинских надписей
(III, IV, V, VI, VII, VIII, IX).
7 - дидаскалы. По свидетельству Аристотеля, дидаскалы избирались
демосом также способом открытого голосования. Следуя контексту,
можно предположить, что дидаскалы, точно так же, как один
космет и два педотриба, предназначались для всего корпуса
эфебов этого года набора, поскольку Аристотель специально
уточняет, и даже дважды (Ath. pol., 42, 2; 42, 3), что для
эфебов каждой филы избирался отдельно только софронист.
Этому противоречит понимание Б.Мериттом данных надписей
(III и IV), фиксирующих, что различные трибы в одном 333/2
году имели различных дидаскалов, причем одна триба имела
четырех, а другая только двух дидаскалов. Вывод из этого
может быть двояким: или неточность проистекает из кратости
свидетельства Аристотеля или существовали две группы дидаскалов
- общие для всего корпуса эфебов и специальные для отдельных
фил. Как нам представляется, второй вариант предпочтительнее.
Афиняне вполне могли для обучения эфебов привлекать высококвалифицированных
учителей какого-то отдельного вида военного искусства для
всего корпуса в целом, исполнявших роль инструкторов, и
по нескольку для каждой филы для ежедневных тренировок.
Именно такую интерпретацию подтверждает надпись филы Леонтиды
(III), где восстанавливается в 33-34 строках первой колонки
должность дидаскала конкретно этой филы - , при этом здесь
опущено, но ясно, что речь идет о них.
Самым дискуссионным относительно упомянутых должностных
лиц является вопрос о таксиархах и лохагах. Об их роли в
функционировании корпуса эфебов Аристотель не говорит вообще,
из надписей же мы можем извлечь только косвенную информацию.
Так, например, исходя из того, что стоимость венков, полагающихся
таксиархам и лохагам, одинакова - по 500 драхм, можно предположить,
что их общественная значимость также была примерно одинаковой
(III, col.I, l.28-30). Еще один вопрос, на который так и
не удается дать ответ: имело ли какое-либо значение пребывание
на этих должностях для дальнейшей карьеры и избрания на
военные должности уже в рамках всего афинского государства?
Возможно, что имело, и что каждая фила формировала таким
образом определенный контингент опытных молодых людей для
избрания таксиархов от своих фил.
8 - таксиархи. Эта должность упоминается или реставрируется
в пяти эпиграфических памятниках, относящихся к периоду
времени с 334 по 323 год до н.э. (III, IV, V, VI, IХ). В
свою очередь, из двух надписей, в которых "таксиарх"
читается достаточно четко (III, V), нам была доступна только
одна - надпись 333/2 г. филы Леонтиды (III - см. Приложение
2). Обычно в подобных надписях эфебов посвятителями были
сами эфебы и их софронисты, но в данном случае в первой
строке стоит:
... Мнения исследователей по поводу совмещения в одной надписи
административной должности софрониста и военной таксиарха
расходятся. Так, ее издатель Б.Меритт высказывает предположение,
что поскольку таксиархи были часто сыновьями софронистов,
существовала и какая-то специфическая функциональная связь
между этими двумя должностями*20. Напротив, Ф.Митчел считает,
что совместное посвящение софрониста и таксиаха, отраженное
в этой надписи, должно быть объяснено только на основании
их личного родства и каких-то конкретных обстоятельств принятия
такого решения*21.
9 - лохаги. Лохаги, упоминаемые в надписях, связанных с
эфебами, были давно отождествлены с младшими офицерами,
имеющими отношение только к внутренней организации корпуса
эфебов. Существование таких специальных лохагов в корпусе
эфебов как отдельных от гражданских лохагов впервые доказывалось
В.Леонардосом в 1918 г. по данным посвятительной надписи
филы Леонтиды 324/3 г. до н.э., найденной в святилище Амфиарейон
около Оропа*22. Кроме того, по мнению, например, Б.Меритта*23,
это были специальные должностные лица, отличные от обычных
лохагов, назначаемых таксиархами для командования отдельными
отрядами пехоты афинского войска (cf. Arist. Ath. pol.,
63, 3). По мнению этого исследователя, существование такой
должности в командном аппарате организации эфебов было связано
с тем, что она являлась как бы имитацией военной организации
афинских фил. Количество лохагов (в различных надписях от
5 до 11), вероятно, могло колебаться в зависимости от конкретных
обстоятельств, например, количества эфебов набора данного
года. Так, в надписи филы Кекропиды 333/2 г. до н.э., найденной
в Элевсине (V), перечисляются поименно 7 лохагов*24; в надписи
филы Леонтиды того же года с афинской агоры - 5 лохагов
(III); в надписи филы Акамантиды из Рамнунта 334/3 или 307/6
г. достаточно четко восстанавливается слово и далее идет
перечисление 10 имен (см. стр. 61). С точки зрения В.Притчетта,
пять отдельно перечисленных имен на стеле с посвящением
филы Энеиды 330 г., хотя и указаны без должности*25, определенно
лохаги*26. Назначались они, скорее всего, по заслугам, а
не пропорционально представлению демов. Свидетельством тому
является, например, надпись, найденная в 1958 г. на территории
цитадели Рамнунта, уже упоминаемая выше (IХ). Сохранность
ее плохая - дошла только верхняя правая часть стелы размером
30х15 см. Если восстановление издателей верно, то из 11
перечисленных в надписи лохагов, четверо были из Суниона,
двое - из Фреаррия. В другом посвящении - филы Энеиды 330
г. (VI) - четверо из лохагов числятся ахарнянами*27.
10 - эпимелеты. Общее значение этого слова "попечитель"
вполне подходит и к эфебии. Платон упоминает эпимелетов
по обучению (Leg. VI, 765 d; VII, 801 d; XII, 951 e). В
ряде случаев мы встречаем и соединение этих двух понятий
- так, Эсхин (I, 9) упоминает должность, заключавшуюся в
попечении над *28. Динарх же (III, 15) прямо говорит о том,
что некий Филокл был избран
. Показателем того, что "эпимелет" не служил общим
термином для обозначения каких-то других должностных лиц,
например, космета или софрониста, является тот факт, что
название всех трех должностей содержится в одной из привлекаемых
для рассмотрения надписей *29.
Эти три должности - таксиархов, лохагов и эпимелетов - Аристотель
вообще не упоминает. С точки зрения Ф.Митчела, это может
быть свидетельством того, что ни одна из них не имела официально
признанного отношения к эфебии, и что их функции государством
специально не устанавливались *30. То есть, другими словами,
Митчел считает, что их функции в отношении всего корпуса
эфебов, в чем бы они ни заключались, были или строго внутренними
или, наоборот, были периферийными. В первом случае имеется
ввиду обеспечение повседневнего функционирования внутренней
организации корпуса, а во втором - обеспечение должного
положения в общественной структуре афинского полиса. Как
нам представляется, подобная интерпретация функций возможна
только исключительно в отношении эпимелетов, в то время
как функции таксиархов и лохагов, исходя уже из самого названия
этих должностей, имели непосредственное отношение к военной
сфере.
11. Должность упоминается только один раз в надписи филы
Пандиониды от 330 г. до н.э. Литературные свидетельства
тоже ничего не проясняют в этом отношении, так что мы конкретно
не знаем ни о его функциях, ни о том, почему он появился
в этой надписи. По мнению Ф.Митчела, это должностное лицо
прямого отношения к эфебам вообще не имело *31. Таким образом,
мы вкратце рассмотрели параллельно литературное свидетельство
- "Афинскую политию" Аристотеля - и данные эпиграфики
относительно эфебии. Вывод, который можно сделать на основании
их анализа таков: организация функционирования корпуса афинских
эфебов имела четкую, продуманную структуру, что соответствовало
тому важному значению, которое имела эфебия для дальнейшего
сохранения жизнеспособности афинского государства.
31 Ibid.
Приложение 3.
Аристотель.
Афинская полития (42, 1-5).
42. Теперешнее государственное устройство
имеет следующий характер.
Гражданскими правами пользуются люди, которых родители оба
- граждане. Они вносятся в списки демотов по достижении
восемнадцатилетнего возраста. Всякий раз, когда производится
их запись, демоты решают голосованием под присягой относительно
их: во-первых, находят ли, что они достигли положенного
законом возраста (в случае отрицательного решения молодые
люди опять поступают в разряд несовершеннолетних); во-вторых,
свободный ли каждый из них в отдельности и законно ли рожденный.
Затем, если его отвергнут, признав несвободным, он имеет
право апеллировать в суд. Демоты выбирают в качестве обвинителей
пятерых из своей среды, и, если будет признано, что он не
имеет права быть записанным, государство продает его в рабство;
если же он выиграет дело, демоты обязаны его вписать. (2)
После этого вписанных подвергает докимасии Совет и, если
окажется, что данное лицо моложе 18 лет, налагает взыскание
на демотов, внесших его в список.
После того, как эфебы подвергнутся докимасии, отцы их собираются
по филам и, принеся присягу, выбирают троих из членов фил
в возрасте свыше сорока лет от роду - таких, которые, по
их мнению, будут наилучшими и наиболее пригодными, чтобы
иметь попечение об эфебах, а из них народ выбирает поднятием
рук по одному от каждой филы в качестве софрониста и из
всех вообще афинян - космета над всеми. (3) Эти лица, собрав
эфебов, прежде всего обходят храмы богов, затем отправляются
в Пирей и несут гарнизонную службу - одни в Мунихии, другие
в Акте.
Далее народ выбирает для них поднятием рук и двух педотрибов
и учителей (в оригинале дидаскалов - Е.Н.), которые должны
обучать их фехтованию, стрельбе из лука, метанию дротика
и спусканию катапальта.
На содержание народ выдает софронистам по одной драхме каждому,
а эфебам - по 4 обола каждому. Каждый софронист получает
деньги эфебов своей филы, закупает припасы для всех в общее
хозяйство (они обедают вместе по филам) и заботится обо
всем остальном.
(4) Таким образом они проводят первый год. На следующий
же год, после народного собрания в театре, эфебы показывают
народу строевые приемы и получают от государства щит и копье.
После этого они охраняют границы страны, дежуря все время
на сторожевых постах. (5) Гарнизонную службу они исполняют
в течение двух лет, нося хламиды, и на это время освобождаются
от всех повинностей. Перед судом они не выступают ни в качестве
ответчиков, ни в качестве истцов, чтобы не было повода отлучаться,
- разве только возникнет дело о наследстве или наследнице,
или если кому-нибудь придется в его роде выполнять жреческие
обязанности. По истечении этих двух лет они становятся уже
на один уровень с остальными гражданами.
Перевод С.И.Радцига приводится по изданию: Античная демократия
в свидетельствах современников / Издание подготовили Л.
П. Маринович и
Г. А. Кошеленко. М., 1996. С. 63-64.
Таблица.
№ |
Филы |
Название
(гг.до н.э.) |
Место находки |
Первая публикация памятника |
I |
Кекропида |
334/3 |
Афинская агора (?) |
IG II *2 1156 |
II |
Гиппофонтида |
334/3 |
Афинская агора (?) |
IG II *2 1189 |
III* |
Леонтида |
333/2 |
Афинская агора |
Meritt B.D. *9 |
IV |
Пандионида |
333/2 |
Афинская агора (?) |
IG II *2 2976 |
V |
Кекропида |
333/2(?) |
Элевсин |
Travlos J. *10 |
VI |
Энеида |
ок.330 |
Афинская агора |
Pritchett W.K. *11 |
VII |
Пандионида |
ок.330 |
Рамнунт |
Pouilloux J. *12 |
VIII |
Леонтида |
324/3 |
Амфиарейон |
Leonardos V.*13 |
IХ* |
Акамантида |
334/3-307/6 |
Рамнунт |
McLeod W.E.*14 |
" Надписи, отмеченные звездочкой, в
качестве примера приведены полностью в Приложении (№ 1,
2).
Примечания:
* 1 LSJ, s.v. .
*2 Reinmuth O.W. The Foreigners in the Athenian Ephebia.
Lincoln, 1929. P. 7; idem. Ephebate and Citizenship in Attica
// TAPhA. Vol. 79. 1948. P. 213.
*3 Подробнее об этом см.: Kyle D. Athletics in Ancient Athens.
Leiden, 1987. P.154 ff.
*4 Ibid. P.182-183 (), 188-189 (), 189-190 ().
*5 См., например, фундаментальное исследование, вышедшее,
правда, еще до первого издания "Афинской политии"
Аристотеля: Dumont A. Essai sur l'йphйbie attique. Vol.1-2.
Paris, 1875; этот сюжет подробно разбирался также в работe
К.Форбса - Forbes C.A. Greek Physical Education. New York;
London, 1929. P.109-178; из более новых работ можно отметить
следующую: Pйlйkidis Ch. Histoire
de l'йphйbie attique des origines а 31 avant J.-Ch. Paris,
1962.
*6 Reinmuth O.W. Ephebate and Citizenship in Attica … Р.
214, n.12; в III-II вв. количество эфебов-иностранцев было
уже значительно, см. подборку свидетельств надписей о таких
эфебах: ibid. Р. 216-218, n.17.
*7 Mitchel F.W. The Cadet Colonels of the Ephebic Сorps
// TAPhA. Vol. 92. 1961. P. 347-357.
*8 См., например: Ferguson W.S. Hellenistic Athens. London,
1912. P. 22, 48.
*9 Greek Inscriptions / Ed.by B.D.Meritt and W.K.Pritchett
// The American Excavations in the Athenian Agora, Seventeenth
Report / Ed.by W.B.Dinsmoor, B.D.Meritt, W.K.Pritchett //
Hesperia. Vol. 9. 1940. № 8. P. 59-66.
*10 Эта надпись, опубликованная в 1954 г. в греческом периодическом
издании , нам известна только по описанию Ф.Митчела: Mitchel
F.W. The Cadet Colonels … Р. 349.
*11 Pritchett W.K. Epheboi of Oineis // Hesperia. Suppl.
8. 1949. P. 273-278.
*12 Pouilloux J. La forteresse de Rhamnonte. Paris, 1954.
№2. Р. 107-110.
*13 Leonardos V. Inscriptions de l'Amphiareion // . 1918.
P.73-100.
*14 McLeod W.E. An Ephebic Dedication from Rhamnous // Hesperia.
Vol. 28. 1959. № 2. P. 121-126.
*15 Mitchel F.W. The Cadet Colonels … Р. 349.
*16 Вообще педотрибы в надписях, связанных с эфебией встречаются,
но уже за пределами хронологических рамок, выбранных для
рассмотрения, например, IG II2 478 (305/4 г. до н.э. - возможно
восстановление ), IG II2 665 (269/8 г. до н.э. - название
должности читается четко).
*17 В данном случае исполняющий эту должность скорее является
посвятителем, чем лицом, в честь которого высечен на стеле
декрет. До конца прояснить этот вопрос невозможно из-за
фрагментарности дошедшего документа.
*18 В данном тексте название должности восстанавливается
издателями надписи.
*19 Mitchel F.W. The Cadet Colonels … Р. 352.
*20 Greek Inscriptions / Ed. by B.D.Meritt … Р. 61, 64.
*21 Mitchel F.W. The Cadet Colonels … Р. 351.
*22 Leonardos V. Inscriptions de l'Amphiareion … Р. 83.
*23 Meritt B.D. Greek Inscriptions // American Journal of
Philology. Vol.66. 1945. P. 234-239, esp. P. 234.
*24 Цит. по: Mitchel F.W. The Cadet Colonels … Р. 353.
*25 Возможно, что Навкид, ахарнянин, сын Диогена, чье имя
стоит на оборотной стороне стелы, был тоже одним из лохагов.
*26 Pritchett W.K. Epheboi of Oineis … Р. 276.
*27 McLeod W.E. An Ephebic Dedication from Rhamnous … Р.124.
*28 Это понятие часто использовалось также в качестве синонима
для обозначения эфебов, см.: LSJ, s.v. . Однако, в данном
контексте речи Эсхина "Против Тимарха" нельзя
с уверенностью утверждать, что речь идет именно об эфебах.
*29 Подробнее о различных предположениях о функциях эпимелетов
см. комментарий к изданию надписи из Рамнунта: Pouilloux
J. La forteresse de Rhamnonte … P.106-107.
*30 Mitchel F.W. The Cadet Colonels … Р. 350.
Иллюстрации:
1. Приложение 1. Надпись с посвящением эфебов филы Акамантиды
(IХ) 334/3 - 307/6 гг. до н.э. (McLeod W.E. An Ephebic Dedication
from Rhamnous // Hesperia. Vol. 28. 1959. № 2. P. 121-126).
2. Приложение 2. Надпись с посвящением эфебов филы Леонтиды
(III) 333/2 г. до н.э. (Meritt B.D. Greek Inscriptions//
Hesperia. Vol. 9.
1940. № 1. P. 55-66).
3. Реконструкция рельефа фриза Парфенона в Афинах с изображением
эфебов. V в. до н.э.
© Правами на статью обладает автор.
© Правами на оформление обладает
редакция военно-исторического журнала "PARA BELLVM".
Любое использование материалов допускается
только с разрешения редакции.
При использовании материалов ссылка на "PARA BELLVM"
ОБЯЗАТЕЛЬНА.