С. Мишенёв
История европейского фехтования (главы из книги)
Древняя Греция: эпоха фаланг
Cамо слово "фаланга" в переводе означает "бревно".
И первоначально фалангой мог называться любой ряд воинов,
даже из нескольких человек. Вероятно, именно такие фаланги
и описывает Гомер.
У него под стенами Трои таких фаланг множество, они разрушаются
и вновь создаются без каких-либо последствий для всего сражения,
а герой Диомед даже носит боевое прозвище - "разрыватель
аланг".
Причем эти фаланги состоят не из героев - герои бьются самостоятельно,
- а из рядовых воинов, бедных и плохо вооруженных.
Первые
настоящие фаланги появились, вероятно, еще в период Архаики,
в VII в. до н. э. Мы можем судить об этом, опираясь на факт
довольно неожиданного исчезновения колесниц на полях сражений.
То есть тактика десантирования героев в глубь вражеских позиций
столкнулась с каким-то препятствием. Что это за препятствие?
Видимо, так называемая простая фаланга*. Пока что это всего
лишь плотный строй большого количества тяжеловооруженных воинов,
выставивших над своими щитами двухметровые копья. Но и этого
оказалось достаточно, чтобы развитие военного искусства вошло
в новое русло.
К началу греко-персидских войн (нач. V в. до н. э.) это был
уже слаженный боевой организм, эффективность которого для
того времени превосходила все ожидания.
Каждый отдельно взятый боец потерял свою былую боевую значимость.
И то боевое искусство, которое теперь ему требовалось, заключалось
прежде всего в умении бежать в строю, толкать, давить. А фехтовать?
В фаланге такая возможность практически не предусматривалась,
а разрушенная фаланга, как правило, означала полное поражение
и бегство. Правда, американский историк Манникс пишет, что
гоплиты иногда специально рассыпались по полю боя, чтобы каждый
мог вволю посражаться, но едва ли эту теорию можно принять
всерьез. А вот утверждение Винклера, что многие греки в строю
даже отказывались от полного доспеха (оставляя только шлем,
щит и кнемиды) - не лишено основания. "Поистине, фаланга
напоминает могучего зверя, - пишет Плутарх, - она неуязвима
до тех пор, пока представляет собой единое тело, но если ее
расчленить, каждый сражающийся лишается силы, потому что они
сильны не каждый сам по себе, а взаимной поддержкой".
И что же теперь произошло с искусством фехтования? Оно расслоилось.
Подавляющее большинство воинов теперь владело весьма незначительным
набором боевых приемов. Правда, это были самые смертоносные
приемы. А меньшинство, прежде всего в лице военачальников,
сконцентрировало в своем кругу всевозможные аспекты мастерства,
включая такие тонкие понятия, как дистанционная борьба, сложное
маневрирование, планирование боевых действий и т. п.
Среди рядовых гоплитов культивировалась универсальная боевая
система гопломахия, включавшая в себя приемы вооруженного,
полувооруженного (без щита) и , возможно, безоружного боя.
Соревнования по гопломахии никогда не проводились, слишком
уж убойной была эта техника**. В арсенале полувооруженного
боя, безусловно, сохранились захваты и прочие борцовские элементы.
Недаром Александр Македонский, по сведениям Плутарха, приказывал
"своим полководцам выбрить македонянам бороды, за которые
их можно было очень легко схватить в сражении"***. Похожим
элементом техники безопасности была и так называемая "Тесеева"
стрижка, при которой воины специально выстригали волосы спереди.
В
тренировочных программах гоплитов были по-прежнему и танцы.
Лукиан (ок. 120 - ок. 190 гг. н. э.) описывает танец "Дромос":
"Ведет хоровод юноша, выполняющий сильные плясовые движения
- позднее они пригодятся ему на войне" (перев. И.Нахова).
Этот танец уже гораздо условнее древних критских. Мы видим
хоровод - общекультовый символ солнца. В нем, кроме юношей
- будущих воинов, - присутствуют и девушки, и даже движения
Лукиан назвал не боевыми, а плясовыми, что подчеркивает их
неконкретный общефизический смысл.
Не пренебрегали танцевальной тренировкой и спартанцы. О критском
танце "Пирриха", который они переняли, мы уже говорили.
Кстати, связь между лакедемонянами и критянами прослеживается
во многом, не только в боевых танцах. Недаром спартанцы считали
их своими духовными предками, а законодатель Ликург многие
обычаи, связанные с воспитанием будущих воинов, напрямую заимствовал
с Крита. Все спартанцы по достижении 7 лет делились на небольшие
отряды "ангелы", в которых их держали постоянно
под оружием, "чтобы они изучали только это искусство
и упражнялись в нем". Борьбой, метанием диска и копья
занимались здесь и девушки.
У спартанцев же существовала оригинальная форма боевой подготовки
- криптия, развивавшая не только фехтовальные, но и диверсионно-разведывательные
навыки. Аристотель пишет, что криптию впервые ввел именно
Ликург, а Плутарх описывает ее следующим образом: "Время
от времени спартанское правительство посылало нескольких молодых
людей, выдававшихся своими умственными способностями, за город
без всякой цели. С ними не было ничего, кроме короткого меча
и необходимых съестных припасов. Днем они скрывались, рассеявшись
по тайным местам, и спали, ночью - выходили на дорогу и убивали
попадавшихся им в руки илотов. Часто они бегали по полям и
умерщвляли самых сильных и здоровых из них"(Ликург, 28).
Обучением бойцов теперь занимались централизованно, прямо
в армии, а не в семье, как раньше. Для этого, возможно, впервые
именно в Спарте (так, по крайней мере, уверяет Вегеций), появились
специальные учителя, которых называли тактиками.
А уровень индивидуальной боевой подготовки воинской элиты
мы можем представить благодаря, в частности, трагедии Еврипида
"Финикиянки" (411 г. до н. э.). Здесь присутствует
потрясающее по скрупулезности, живости и реализму описание
поединка Этиокла и Полиника, который венчается сложным "фессалийским"
приемом, да еще и исполненным как преднамеренный, а не экспромтный.
Такой конкретики нет даже у Гомера. Ясно, что Этиокл и Полиник
- непростые гоплиты, а люди царской крови, прошедшие высшую
школу боевой подготовки, недоступную подавляющему большинству
воинов. Именно поэтому Еврипид наделяет их таким мастерством.
Приведем финал этого великолепного описания:
...Осев на ногу левую, свой щит
Приподнял он и правой сделал выпад,
А так как враг при этом не успел,
Подвинув щит, закрыться от удара,
Ему в живот уходит лезвие... (перевод И.Анненского)
Здесь - небольшая неточность переводчика: поскольку Этиокл
наносит колющий удар, то не лезвием, а острием он поражает
противника. В остальном же описание очень точно иллюстрирует
высокий уровень боевой подготовки: маневры, поиски позиций,
выбор момента действия, богатый арсенал технических приемов
с разным оружием, использование подручных предметов, тактические
ходы, планирование боевых действий и т. д.
Такое искусство действительно могло пригодиться военачальникам
в тех случаях, когда они выходили на единоборство с равным
себе. Поединок перед боем в этот период не самая частная ситуация,
но и не самая из ряда вон выходящая. Так, например, один из
командиров Александра Македонского Аристон вышел на поединок
с персидским богатырем и в ходе боя обезглавил его одним ударом.
Ламах, вызванный Каликратом, первый получил удар, затем ударил
сам, упал и умер вместе с противником. Филопомен копьем сразил
Дамофанта, чем обратил в бегство враже-ское войско. Пирр бился
на мечах с Деметрием "столь же упорно, сколь и умело",
получил одну рану, а сам ранил противника дважды - в бедро
и в шею. В другой раз он же разрубил пополам мамертинского
богатыря, а некоторое время спустя заколол копьем лакедемонянина
Эвалка, после чего спрыгнул с коня (так как Эвалк успел перерубить
повод) и перебил заодно весь его отборный отряд.
В общем, несмотря на гопломахию, криптию и танцы, несмотря
на мощные традиции и общефизическую базу, искусство фехтования
(именно искусство, а не голая техника) прочно закрепилось
в высших командных эшелонах. Есть сведения, что многие цари
и военачальники до самой старости продолжали упражняться с
оружием. И так продолжалось до тех пор, пока на историче-скую
арену не вышли сильные, подвижные и дисциплинированные римские
легионы.
* Автор упреждает ситуацию. Колесницы были вытеснены с поля
боя не фалангами, а верховыми гоплитами, которые, впрочем, использовали
коня так же, как до этого колесницу, - в качестве средства транспорта
к полю боя. Доехал до места и встал (прим. ред.)
** Это заблуждение автора, соревнования гопломахии известны
по надписям, см., например (Michel Ch. Recneil d'inscriptions
grecques. Fasc.2. Bruxelles,1897. №610 (Афины, 100/99 г. до
н.э.); 899-900 (Самос, III-II вв. до н.э.)) , (прим. ред.)
*** Речь шла о предстоящей битве македонян с персами, а не с
греками (прим. ред.)
|