N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Воины древнего Китая
Серьезно о несерьезном
Военное дело таежных народов Западной Сибири
Тактика эссед - кельтских боевых колесниц
Элитный спорт средневековья
Изготовление кольчуги
Куликово поле '98
Битва при Киноскефалах
Древняя Греция: эпоха фаланг



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 
А. Лемешко

Изготовление кольчуги

"Рубаха-кольчуга искусной вязки
мне послужила, шитая золотом,
верной защитой..." (Беовульф)
Кто и когда изобрел кольчугу - каждый понимает в меру своей испорченности. Часто в качестве первооткрывателей называют кельтов, хотя сарматам, например,
она была известна примерно
в то же время. Другим возможным местом появления этого доспеха считают Малую Азию.
Кто был первым - уже не важно,
и вполне возможно, что кузнецы разных стран пришли к идее соединения множества колец в металлическую рубаху независимо друг от друга.
Как бы то ни было, кольчуга - один из самых красивых видов доспехов, из-за своей гибкости больше всех похожая на воплощение мечты о "железной коже".


Как понятно из названия, этот вид доспеха делается из колец (для тех, кто думает, что это банально, - английское название кольчуги "mail" (или "maile") происходит от латинского "macula" - сеть). В большинстве подлинных кольчуг кольца заклепывались или заваривались (обычно заваренные кольца соединялись за-клепанными, но есть несколько восточных байдан, где все кольца сварные). Только ранние европейские образцы делались из сведенных колец, да как всегда учудили японцы, пользовавшиеся сведенными кольцами или кольцами в два оборота, как на брелоках для ключей.
Изготовление кольчуги - это тихий и спокойный процесс, вполне пригодный для коротания долгих зимних вечеров. Разумеется, это относится только к кольчугам из сведенных колец, поскольку мало кто из соседей или родственников способен спокойно слушать, как вы заклепываете кольцо за кольцом... и так тысяч 20 колец (а то и больше). В любом случае, первую кольчугу лучше делать из самодельных сведенных колец, хотя бы потому, что в этом случае гораздо проще исправлять неизбежные ошибки.
Методов плетения существует достаточно много, но наиболее распространенным в Европе был и остается метод "4-в-1", при котором каждое кольцо соединяется с 4 соседними, и его вариации (6-в-1, 8-в-1, 8-в-2). При этом основным элементом плетения является квадрат. При "японском " плетении 4-в-1 основным элементом является ромб, возможны и другие варианты... но для начала все-таки стоит освоить старый добрый европейский метод.
Основными параметрами кольца являются внутрений диаметр (ВД) и диаметр проволоки (или диагональ сечения гровера). Понятно, что внутренний диаметр должен быть как минимум в два-три раза больше диаметра проволоки, если от кольчуги требуется хоть какая-то гибкость. В то же время, кольца с гигантским ВД получаются хлипкими практически во всех случаях. Обычно ВД должен быть больше диаметра проволоки в пять раз, что в принципе верно и для подлинных кольчуг (средний диаметр кольца на средневековой кольчуге редко превышал сантиметр).
Эта немного заумная картинка - попытка вывести зависимость плотности плетения от ВД и диаметра проволоки. Она прекрасно заменяется "правилом большого пальца": если большой палец пролазит в кольцо, то это не кольчуга. Это халтура.

Инструмент
Для работы из инструмента потребуются: тиски средние или маленькие - 1 шт., бокорезы - 1шт., плоскогубцы или утконосы с загнутыми губками - 2 шт. и ножницы по металлу - 1 шт., пара перчаток.
Главное - это плоскогубцы. Во избежание мозолей покрытие ручек у них должно быть мягким и удобным, но сидеть на ручках должно плотно, не прокручиваясь. Если нет возможности купить такие, можно обмотать ручки изолентой. Рабочая поверхность губок должна быть рифленой, чтобы не соскальзывать с колец.
Ножницы по металлу нужны для резки колец. Резать (кусать) кольца можно и бокорезами, но тогда срез получается очень корявый. Ножницы дают ровный срез, и отрезать можно по нескольку колец за раз, но использовать их для резки проволоки больше 1,5 миллиметров в диаметре я бы не рекомендовал. Разумеется, при резке ножницы зажимаются в тисках за одну из ручек.
На рисунке слева- колечко, откушенное бокорезами, справа - ножницами по металлу. В последнем случае срез идет немного по диагонали и как минимум на
2/3 своей длины оказывается ровным. Если аккуратно сводить такие кольца, то ни-
каких заусениц и острых краев не будет.
Бокорезы используются для снятия навитых колец со стержня (см. ниже), и особых требований к ним нет.
Тиски используются при накрутке колец и при резке. Удобнее всего средние тисочки на струбцине. Наматывать проволоку и резать кольца обязательно в перчатках. Иначе легко заработать мозоли, которые заставят отложить работу на несколько дней.

Материалы и изготовление колец
Прежде всего проволока (стальной проволоки на кольчугу идет как минимум килограмм 7-8), стержень нужного диаметра и несколько деревянных брусков.
Проволока не должна быть алюминиевой! На это есть три причины: она слишком мягкая, выглядит, как алюминий и пачкается. Медная проволока тяжелее и мягче, чем стальная такого же диаметра, но по нескольку рядов ярких медных колец можно использовать для отделки воротников и рукавов.
Стальная проволока гораздо прочнее и вполне доступна. Проще всего достать - купить - проволоку в магазинах, торгующих сварочным оборудованием. Они продают, например, стальную проволоку с медным покрытием диаметром 1,2 миллиметра, которая очень хорошо подходит для колец с внутренним диаметром 6 мм. Но для первого раза можно взять проволоку потолще, чтобы можно было делать кольца побольше (как уже говорилось, внутренний диаметр кольца должен быть примерно равен диаметру проволоки, умноженному на 5). Но не стоит расстраиваться, если диаметр колец в уже сделанной части перестал вас удовлетворять: некоторые кольчуги (в частности, кольчуга XIII в. из Изяславля) делались с использованием колец 3-4 разных размеров. Кроме того, кольчужные феньки можно использовать в качестве подарка.
Стержень: диаметр его должен быть равен внутреннему диаметру кольца. Лучше всего подойдет медный или латунный пруток (разумеется, прямой). Длина - как минимум сантиметров 30. На расстоянии 1 см от любого конца сверлится сквозная дыра диаметром чуть большим, чем диаметр проволоки.
В принципе, этого достаточно: стержень зажимается в тисках так, что дыра торчит над самыми губками, в дыру вставляется кончик проволоки - и "равномерными круговыми движениями" наматывается пружинка. Тем же, кому это надоело (а надоедает оно быстро), самое время вспомнить о брусочках и сделать машинку-вороток, которая значительно ускорит намотку "пружинок" заготовок для будущих колец.
Вращать вороток вручную, а не электродрелью, поскольку дрель должна быть хорошей, с изменяемой скоростью вращения - следовательно, дорогой, а постоянная работа на малых оборотах не пойдет ей на пользу.
Откусив бокорезами хвостики, снимаем пружинку с машинки и растягиваем так, чтобы расстояние между витками примерно равнялось 1,5 -2 диаметрам проволоки.
Растянутую пружинку нарезаем на колечки. Колечки резать лучше одно за другим, группками по 4-5 штук. В этом случае отрезанные колечки не деформируются. Отрезав 5 штук, снимем отрезанные с лезвия ножниц, кладем в лоточек и повторим операцию.
Если кому-то этот процесс показался нудным - можно использовать гроверные шайбы. Кольчуга из гровера получится очень прочной, но раза в полтора тяжелее, и для того, чтобы сводить неотпущенные гроверные шайбы, требуется немалая сила пальцев и духа (в том числе впоследствии, при выслушивании насмешек от разборчивых реконструкторов). И все равно, даже гровер соединять придется способом, который я опишу ниже.

Cоединение колец
Итак, определенное количество колец у нас уже есть. Для начала из этих колец надо наделать "пятерочек" (свести 4 кольца, продеть их в пятое и свести пятое). В расправленном виде "пятерочка" выглядит так:
Чтоб понять основные принципы, должно хватить девяти пятерочек. В результате получится кольчужный лоскуток 3 на 3, и если опыт будет удачен, он станет основой кольчуги, а если нет - его можно будет со спокойной совестью выкинуть или подарить.
Следующий шаг - соединение пятерочек в цепочки. Тут тоже все очень просто: через четыре сомкнутых кольца продевается пятое и сводится. В нынешнем примере должны получиться 3 цепочки.
Две готовые цепочки кладутся на ровную, светлую поверхность (например, на доску) и разглаживаются так, как показано на картинке.
Главное, за чем надо следить, - это за тем, чтобы колечки среднего (второго снизу) ряда проходили ПОД колечками нижнего ряда и НАД колечками верхнего. На словах выходит путано, но на картинке все понятно. Плести будет гораздо удобнее.
Аккуратно поддеваем разомкнутым колечком два кольца на нижней цепочке (новое кольцо проходит ПОД ними) и продеваем его через кольца верхней - так, чтобы оно прошло НАД ними. После этого зажимаем кольцо. Если при этом цепочки съедут - не беда, главное, чтобы кольца, через которые проходит новое кольцо, не выскользнули из него.
Теперь главное - снова аккуратно расправить цепочки - и можно вдевать следующее кольцо. Через некоторое время процедура станет привычной, и очень скоро получится вот такой вот прямоугольничек размером две на три "пятерочки".
Если все было проделано правильно, то через некоторое время на свет появится вот такой - только, разумеется, гораздо более аккуратный - кольчужный квадрат размером 3 на 3. На этом этапе можно немного погордиться собой и приступать к изготовлению квадрата 10 на 10, которых понадобится не один и не два...

Кройка и шитье

Сделав несколько прямоугольников, можно приступать к соединению их в носимую вещь. Сразу замахиваться на "хауберг" с капюшоном не стоит. Начинать надо с "бронелифчика" (взято в кавычки, поскольку настоящий бронелифчик - это уже "высший пилотаж"). Описываемое ниже изделие - просто заготовка, закрывающая грудь и плечи. Ее можно (и нужно) наращивать во всех направлениях.
Внимание! Прежде чем соединять прямоугольники между собой, их надо хотя бы вымыть. Зачем - вопрос праздный: кольчугу в процессе изготовления придется примерять не раз и не два, а на проволоке (или гровере) почти наверняка осталась смазка и прочая грязь, которую гораздо проще "состирать" с кольчужного прямоугольника 10х10, чем с футболки или с полуготовой кольчуги (честное слово). Мыть прямоугольник лучше всего неразбавленным средством для мытья посуды (Fairy очень хорошо подходит): несколько капель на кольца, потереть до полного удовлетворения (или образования пены), смыть пену теплой водой и сразу же высушить прямоугольник, протерев его насухо. Результат этой операции можно положить рядом с немытым прямоугольником и почуствовать разницу.
Теперь несколько прямоугольников надо соединить в длинную ленту. Длина ленты должна быть достаточной для того, чтобы свободно обхватить "на вдохе" грудь будущего носителя (или носительницы кольчуги) плюс как минимум 10-15 сантиметров запаса - " на вырост" и чтобы более или менее легко надевать ее на подкольчужник (поскольку носить на голое тело можно только кольчугу из анодированного алюминия, да и то только в одном месте - в стриптиз-баре).
Для того, чтобы звенья надетой кольчуги смыкались под собственным весом, при соединении прямоугольники надо укладывать так, как показано на рисунке:
Стрелками показано, в какую сторону наращивать ленту. Проведя ладонью вдоль по ленте в этих направлениях, можно почувствовать, что кольца "цепляют" ладонь. Если же провести поперек, кольца будут слегка прокручиваться и ладонь будет скользить - теоретически так же будет скользить и рубящий удар.
Итак, лента сделана и соединена в кольцо, которое свободно надевается (а главное, снимается) "через голову". Теперь можно приплетать плечи.
Плечи начинаются с двух полосок примерно 20х10 (каждая из двух квадратов). Ход колец на плечах - такой же, как и на туловище. Треугольниками обозначены места состыковки квадратов. Здесь надо аккуратно просчитать количество кольчужных "колонок", чтобы дырки под правую и левую руку были одинаковы.
Да, и еще: голова должна проходить в ворот свободно, не цепляясь ушами. Кстати, если среди знакомых или родственников есть кто-то, связавший хотя бы один свитер, можно спросить совета у них.
То же самое, но вид сверху. Спереди расстояние между плечевыми полосками должно быть чуть меньше, чем сзади. Вообще, надо быть готовым к тому, что плечи придется переплетать после первой примерки.
Допустим, все хорошо - голова и руки пролазят в отведенные для них отверстия. Накрутившись перед зеркалом и вдоволь постучав себя в бронированую грудь, нужно попробовать подвигать руками - свести их перед собой, поднять, опустить, завести за спину и т.п. Не исключено, что после таких телодвижений некоторые кольца разойдутся (обычно это происходит под мышками - если, естественно, используется не гровер). Это не смертельно, просто в этих местах нужны будут вставки.
После первой примерки нужно слегка нарастить рукава. Направление колец остается тем же, что и на туловище (то есть, когда руки опущены, кольца на рукавах висят "неправильно").
Чтобы носитель кольчуги мог опустить руки, можно сделать отверстия для рукавов с большим запасом, но тогда придется или мириться с широким рукавом, либо постепенно сужать его. Если нужен рукав поуже, или если он и так получается слишком узким, а переплетать лень, то придется под мышками сделать вставки.
Сначала внизу, посередине рукава, расплетаются несколько рядов. Размер образовавшейся щели должен быть таким, чтобы рука (в идеале - в стеганом подкольчужнике) проходила в расширенный рукав свободно. На этот раз лучше чуть перестараться, потому что переплетать рукава очень неприятное занятие.
После этого надо вплести вставки на левую и правую руку. Каждая вставка делается из двух кольчужных прямоугольников - переднего и заднего. При изготовлении и соединении этих деталей надо помнить, что направление колец на них должно быть таким же, как и на туловище.
Впрочем, дойдя до этой стадии, можно уже найти свой способ решения этой проблемы... (или опять же спросить у тех, кто вяжет).

Воротнички
Можно оставить дыру для головы такой, какая она есть, понадеевшись на то, что ее закроет бармица шлема или "bishop's mantle". Однако есть способ, различные модификации которого достаточно широко применялись в средние века. Это "стоячий" ворот.
Чаще всего такой воротник ассоци-ируется с восточными кольчугами (и с кольчужно-пластинчатыми доспехами), но применялся он и в Европе: несколько кольчуг XVI века, находящихся в коллекции Уоллеса (Wallace collection), снабжены "воротом из сплющенных колец большого диаметра", за что их некоторое время считали азиатскими. Ошибку обнаружили (лет через 20) благодаря вплетенным в аналогичную кольчугу кольцам с немецкими клеймами. Стоячие вороты были и у русских кольчуг, причем еще в домонгольский период: две практически целые кольчуги этого времени были найдены в Изяславле и Кременце, причем в изяславской кольчуге сохранились даже кожаные ленты, которыми был простеган воротник.
У кременецкой кольчуги прорезь расположена слева, а не по центру, но сути это не меняет: кольчуга с таким воротником одинаково уместна и на ландскнехте, и на русском воине XIII века, и на половецком всаднике. Как же делается воротник?
Для начала уже существующую квадратную дырку для головы надо уменьшить. Если этого не сделать, а начать приплетать воротник сразу же, результат получится жутковатым, ведь диаметр воротника окажется больше максимального диаметра головы! Для этого надо добавить несколько рядов колец со всех сторон и сделать прорезь- на груди или сбоку. Уменьшая размер отверстия, надо помнить о двух вещах: во-первых, воротник не должен жать, а во-вторых, стоячий и простеганный воротник не позволит вороту растягиваться. Кроме того, слишком узкий ворот приведет к необходимости удлинить прорезь, что по понятным причинам нежелательно.
Удовлетворившись наконец размерами ворота, можно делать собственно воротник: это полоса высотой в 3-4 и длиной около 50 "пятерочек", которая затем приплетается по периметру ворота.
Здесь возможно несколько вариантов: можно взять проволоку потолще, а внутренний диаметр оставить прежним, и тогда полоса получится жесткой и без кожаных лент, можно попробовать сплющить кольца. В средние века использовали и тот, и другой способ. Единственный "неправильный" способ за-ключается в использовании для ворота плетения 6-в-1 или 8-в-1. Во-первых, он не подтвержден находками, а во-вторых, при переходе с 4-в-1 на более плотное плетение ряды колец в месте соединения растягиваются, что не очень красиво и не слишком прочно.
Но ворот, простеганный кожаными ремешками, все-таки смотрится гораздо красивее. Для этого достаточно продернуть несколько ремней (шириной примерно равных внутреннему диаметру кольца) в кольца, причем, если диаметр кольца маленький, продевать ремни можно через ряд. Теперь осталась послед-няя, и самая трудная задача: как застегнуть ворот и закрыть щель на груди? Решений может быть много. В поздних кольчугах и кольчужно-пластинчатых доспехах использовались крючки различной формы (зацеплявшиеся за специальные петли или просто за кольца кольчуги), ремни с пряжками и даже шарнирные петли. К сожалению, из-за редкости находок кольчуг более раннего времени нельзя с уверенностью сказать, как именно застегивались на них вороты. Пожалуй, самым простым и верным решением будет обычная шнуровка.

Манжеты
С рукавами дело обстоит гораздо сложнее. Несмотря на обилие изображений рыцарей в кольчугах с длинными рукавами, таких кольчуг сохранилось очень мало, и некоторые из них оказались составными, то есть собранными из кусков нескольких доспехов, причем чаще всего в XIX веке, когда в Европе возродился интерес к средневековью.
У упоминавшейся выше кольчуги ландскнехта из коллекции Уоллеса длинные прямые рукава. Рукава другой кольчуги из той же коллекции "согнуты в локтях", то есть скорее всего в рукав на уровне локтя вплетены клинья. Похоже, что восточные и русские кольчуги чаще делали с короткими рукавами, предпочитая использовать наручи. Один из редких образцов хранится в Музее Армии в Стамбуле - это кольчуга Махмуда Паши, умершего в 1474 году. Она обшита снаружи алым, а изнутри (поверх подкладки) розовым шелком, и, судя по всему, ее покрой копирует покрой рубахи.
Но это, скорее, исключение. Гораздо чаще встречаются восточные кольчуги с рукавами до локтя.

Высший пилотаж
Хорошо сделанная кольчуга уже сама по себе красива. Однако очень часто (то ли из пижонства, то ли потому, что так требовал рынок) мастера и на Западе, и на Востоке старались дополнительно украсить готовое изделие. При этом использовались как дополнительные накладные элементы, так и вариации плетения и изменение цвета колец.
В Европе часто ограничивались рядом медных колец на вороте и рукавах. Для суеверных ландскнехтов мастера иногда вплетали кольца с заговорами или просто последовательностью закорючек, похожих на буквы:
Мастер, изготовивший байдану для Бориса Годунова, выбил на каждом кольце "С нами Бог, кто же на ны", исламские оружейники были способны покрыть каждое кольцо золочеными изречениями из Корана. Превзошли всех индусы и персы, парадные доспехи которых делались из очень маленьких сведенных колец. Пользуясь разноцветной проволокой (медной, латунной, стальной), они создавали геометрические узоры, до боли напоминающие модные в 70х годах свитера с геометрическим орнаментом - памятник бессмысленной старательности.
Поэтому при украшении кольчуги фантазию проявлять надо, но в меру, и красота не должна мешать функциональности. На меня, к примеру, самое большое впечатление произвела венгер-ская кольчуга начала XVI века, единственным украшением которой были позолоченные крючки и рад позолоченных же колец, вплетенных в ворот...