От редакции:
Как известно, защита авторских прав есть дело тонкое и нервное.
Именно поэтому мы сочли необходимым не только выполнить наше
обещание и повторить в цветном исполнении иллюстрации П.А. Васина
к статье "Оружие ледовой битвы", но и опубликовать
(без комментариев) отзыв на эту статью, присланный нам в редакцию
известным петербургским военным историком А.И. Ивановым.
А. Иванов
Серьезно о несерьезном, ИЛИ Несерьезно о серьезном
"... в неизданной книге
можно хоть все зачеркнуть,
а издашь, и слова не поправишь".
Гораций. Наука поэзии, стих 389-390.
Иванов Александр Иванович, инспектор Санкт-Петербургской
военно-исторической ассоциации по истории и культуре средневековой
Руси и Западной Европы 10-15 вв.
Г-н
Васин П. А. и я с 1990 по 1996 г. вместе руководили военно-историческим
клубом "Княжеская дружина" Санкт-Петербург-ской военно-исторической
ассоциации.
Основными целями, которые тогда ставил перед собой клуб, являлись:
научное изучение, практическое реконструкционное изготовление
предметов костюма, боевого облачения и снаряжения русских знатных
профессиональных воинов - княжеских дружинников 10-15 вв. Изучалась
также и реконструировалась княжеско-дружинная эмблематика, христианско-рыцарская
символика.
Члены клуба проводили исторические доклады и чтения, показывали
перед зрителем театрализованные боевые представления. Организовывались
конные переходы в полном дружинном облачении. Клуб неоднократно
приглашался для участия в народных праздниках, гуляниях, киносъемках
и т. д.
По мере накопления исторических данных у меня и г-на Васина
П. А. родился замысел создания и публикации совместного научного
труда, посвященного истории знатного русского воинства на период
с середины 12-го до середины 13-го столетия.
Соавторство состояло в том, что текст, практически полностью,
должен был написать я. Мною же подбирался сюжет цветных иллюстраций-реконструкций,
определялся их общекомпозиционный вид и собирался в течение
ряда лет (с 1992 по 1996 г.) научный материал. Г-н Васин П.
А. должен был обеспечить их художественное исполнение. Всего
было сделано пятнадцать листов. Права публикации этих реконструкций
без моего разрешения, по своему обязательству, г-н Васин П.
А. не имел.
В 1996 году я вышел из состава вышеозначенного клуба. Наши личные
взаимоотношения с г-ном Васиным были прерваны.
Вероятно, исходя из этого и того, что вся художественная часть
работ была выполнена им, г-н Васин П. А. посчитал данные реконструкции
своей безраздельной собственностью. Хотя, в первую очередь как
научные работы, они и вне объемного труда имеют свое собственное,
самостоятельное значение и ценность.
Возьмем российский иллюстрированный исторический журнал "Родина"
№ 10 за 1997 год (спецвыпуск, целиком посвященный двенадцати
столетиям русско-шведских отношений). В нем опубликована научно-популярная
статья г-на Васина под экзотиче-ским названием "Швед, русский
- колет, рубит, режет".
При этой работе без моего разрешения были изданы две из вышеупомянутых
пятнадцати реконструкций. Причем и текст, и иллюстрации преподавались
читателю исключительно от имени г-на Васина П. А., без упоминания
меня как соавтора реконструкций.
Работы были опубликованы в искаженном виде. Был до крайности
уменьшен их формат и вырезан фон. Что свело на нет значительное
число деталей.
На такое издание я бы никогда не дал согласия, ценя свой труд
и труд художника.
Не хочу изрекать всем известные истины. Но все же напомню, что
история есть не склад готовых истин, а постоянный поиск. После
1996 года у меня появилось много исторических данных, позволяющих
отдельные детали в реконструкциях уточнить, ряд признать ошибочными.
Но тем и отличается научная иллюстрация от художественного изображения.
В первом случае важна историческая точность, во втором - художественный
образ.
В науке мнения могут быть разными. Но статья П. А. Васина содержала
в себе более пятнадцати грубейших исторических ошибок.
Всерьез заниматься историческим разбором этой работы невозможно.
Поэтому приведу лишь небольшую, но очень показательную часть
этих ошибок. Полный разбор я оставляю любому желающему.
На странице 35 объясняются читателю персонажи одной из реконструкций
(XIII в). Идет подзаголовок: "Новгородцы (судовая рать)".
Первым номером судовой рати выступает так называемый "тяжеловооруженный
копейщик (сузник)".
Можно долго гадать, что такое есть за черт этот "сузник"?
Какое отношение этот неизвестный науке зверь имеет к тяжелово-оруженному
копейщику, копейщику вообще и судовой рати?!!!
Поскольку в древнерусской лексике термин "сузник"
отсутствует, и ничего близкозвучащего, кроме слова "снузник",
нет, очевидно, что именно этот термин автор имел в виду.
Но здесь не заканчивается, а лишь начинается сам каламбур (пропуск
буквы "н" в конце концов может быть просто опечаткой).
Термин "снузник" в средневековой Руси никогда не обозначал
ни тяжеловооруженного, ни копейщика вообще.
Копейщик имел в древнерусском военном лексиконе свое собственное
отдельное обозначение - "копейник" *1.
Далее еще смешнее. Снузником *2 в Древней Руси называли исключительно
всадника в расширительном плане, подобно современным словам
"кавалерист", "конник", и т. д. Но боевые
русские суда того времени не вмещали и не перевозили конных
воинов, ни легких, ни тяжеловооруженных. В летописях всегда,
когда идет речь о совместном участии в военном походе конницы
и "лодеиников" *3 ("лоденщиков", "воев
лодеиных", "воев карабленных" - правильные летописные
обозначения "судовой рати"), видно, что они всегда
неизменно следовали раздельно" *4.
Что же делает кавалерист, тем более тяжеловооруженный, на боевой
ладье?!
На той же странице, в пояснении снаряжения шведского рыцаря,
читаем: "Щит с личным гербом владельца (две золотые звезды
Соломона свидетельствуют, что он воевал в Святой Земле)".
Да, действительно, звезды имели большое распространение в рыцарской
геральдике. Но чтобы они свидетельствовали о том, что рыцарь
воевал в Святой Земле... Этого мы не найдем ни в одном документе
XIII века (не зря здесь автор ссылок на конкретный источник
не дает, как и во многих других случаях).
Но и это еще не все. Из специальных собственных наименований
звезд в символике, эмблематике и геральдике того времени известны
только "Вифлеемская", ознаменовавшая рождение Спасителя,
и так называемая "звезда Давида" (Маген Давид - щит
Давида) *5. Обе - шестилучевые. На реконструкции мы видим восьмилучевую
звезду. И при чем тут библейский царь Соломон?!
Да уж... Вредно из ледяной Скандинавии вдруг по велению "реконструктора"
оказаться в знойной Палестине!!!
На той же странице читаем: "Пеший копейщик. В Англии и
Франции воин-профессионал из простонародья носил звание сержанта,
в Швеции таких бойцов называли свенами" (подчеркнуто мною
(А. И.)).
Последняя фраза попахивает открытием...
В XIII веке в Швеции складывается конное военно-аристократическое
сословие - "фрельсе". Крупные феодалы, которых ранее
называли господами, сели на боевого коня и стали называться
фрельсисманами, или свенами (svaenae til vapn) и рыцарями *6.
Свены и рыцари стали основой шведского дворянства *7. Подчас
молодые свены проходили службу в качестве оруженосцев, впоследствии
становясь рыцарями *8. Подчас, как видно из средневековых шведских
документов, свены имели свои собственные дружины *9 (скандинав-феодализм
вообще развивался своим собственным *10, особенным путем).
Мало того, что свены, как рыцари, участвовали в съездах, которые
назывались государственными совещаниями (позднее - съездами
господ *11); регулярно они были обязаны участвовать в королевском
военном смотре *12. Куда, как люди обязанные к профессиональной
конной службе, должны были являться с боевым конем и в полном
рыцарском доспехе. За уклонение от участия в смотре были предусмотрены
строгие наказания, например, лишение привилегий фрельсе, а они
были немалыми. И наконец - представители свенов, рыцарей, а
также епископы, канцлер, маршал и т. д. составляли королевский
совет - постоянно действующий государственный орган при короле
Швеции *13.
Да уж...
Чтоб из королевского совета да в пешее простонародье...
Совсем уж недавно в Доме военной книги я случайно приобрел целую
серию военно-исторического журнала "Para bellum!"
с четвертого по шестой номер этого года.
В них я обнаружил уже три реконструкции, с планом публикации
еще двух, из тех же пятнадцати авторских.
На этот раз моя фамилия в качестве соавторской в плане реконструкций
стоит даже на первом месте. По сравнению с публикацией в журнале
"Родина" это уже великий прогресс.
На этот раз г-н Васин П. А. явно упростил свою задачу. Здесь
не статьи, а просто комментарии к реконструкциям.
Но и это не помогло.
Приведу лишь один пример из ряда многих, ему подобных.
На двадцать третьей странице четвертого номера журнала автор
пишет: "В правом нижнем углу - сраженный со своим конем
рыцарь-меченосец в орденском плаще, накинутом поверх доспехов.
На левом плече его плаща, над мечами *14 (?) изображена золотая
Вифлеемская звезда - знак того, что носитель этой почетной эмблемы
совершил паломничество в Святую Землю".
Что касается Святой Земли, то здесь у автора, видимо, прослеживается
навязчивая идея. Но по сравнению со шведским "палестинцем"
здесь уже явный прогресс. Хотя бы звезда правильно названа и
стандартно изображена.
По поводу рыцаря Ордена Меченосцев можно сказать, что меч с
изображенной сверху звездой - символика абсолютно иной организации,
а именно Ордена Добжинь-ских братьев *15. Этот рыцарский Орден
был учрежден польским князем Конрадом Мазовецким для защиты
своих земель от набегов пруссов *16 (возможно, часть добжиньцев
была выходцами из Ордена Меченосцев, вероятно, в знак этого
символика наполовину была сохранена, но вместо креста над мечом
изображалась звезда *17). В войне с пруссами Добжиньские братья
не преуспели, этим воспользовался более сильный Тевтонский Орден,
и уже в 1233 году добжиньцы были инкорпорированы Тевтонским
Орденом *18. В 1235 году произошло их официальное слияние *19.
Впоследствии бывшие добжиньцы либо были изгнаны из Тевтон-ского
Ордена, либо часть их отказалась от объединения *20. Князь Конрад
Мазовецкий пожаловал им город Дрогичин в польско-русском пограничьи
*21.
В 1237 году князь Даниил Романович Галицкий наголову разбивает
их. Отчина Романовичей - Дрогичин возвращается Руси *22. В том
же году остатки добжиньских рыцарей вступают в Орден Госпитальеров
*23.
Потому так красочно расписанный автором "палестинский меченосец"
в Ледовую битву 1242 года мог быть перенесен разве что из "другого
измерения" и только машиной времени...
Что же касается военно-исторического журнала "Para bellum!",
то я убежден, что публикации данного ученого мужа не исказят
лица этого самобытного издания. В его редакции я встретил честных
и глубоко порядочных людей. А это истинно Рыцарское и такое
редкое и ценное качество в наши смутные дни...!!!
DUM SPIRO, SPERO! *24
*1. Ф. П. Сороколетов. История военной лексики в русском языке.
Л. 1970, стр. 112.
*2. Там же, стр. 107.
*3. Там же, стр. 107-108.
*4. Там же, стр. 108; История культуры Древней Руси. М.-Л.,
1951, Том I, стр. 405;
А. Н. Кирпичников. Невская битва 1240 года и ее тактические
особенности. В сборнике - Князь Александр Невский и его эпоха.
СПб, 1995, стр. 26.
*5. А. Б. Лакиер. Русская геральдика. М., 1990, стр. 44; В.
В. Похлебкин. Словарь международной символики и эмблематики.
М., 1994, стр. 153-161; Ариэль Голон. Миф и символ. М., 1993,
стр. 148-153.
*6. С. Д. Ковалевский. Образование классового общества и государства
в Швеции. М., 1977, стр. 159-161.
*7. Пояснительная статья А. А. Сванидзе в издании Хроника Эрика.
Выборг, 1994, стр. 149.
*8. Там же, стр. 149; С. Д. Ковалевский. Указанное сочинение,
стр. 159.
*9. Там же, стр. 159.
*10. История Норвегии. М., 1974, стр. 83; А. Я. Гуревич. Свободное
крестьянство феодальной Норвегии. М., 1967, стр. 249.
*11. С. Д. Ковалев-ский. Указанное сочинение, стр. 251.
*12. Там же, стр. 162.
*13. Там же, стр. 250.
*14. Символика Ордена Меченосцев реконструируется с большой
долей вероятности. Это - меч с изображенным сверху крестом,
что подтверждается, например, двумя независимыми первоисточниками.
Это показания немецкого хрониста Генриха Латвийского (начало
XIII века). Под 1202 годом автор хроники пишет: "...господин
папа Иннокентий дал устав храмников и знак для ношения на одежде
- меч и крест...". На печати Ордена Меченосцев (1221-32)
также меч и крест. Появление композиции из двух перекрещенных
мечей - тема отдельного исследования, но, видимо, это более
позднее время, возможно, XIV век. По крайней мере, в реконструкции
Ледовой битвы 1242 г., по моему мнению, такое изображение неуместно,
как и вообще символика Ордена Меченосцев. После сокрушительного
поражения при Сауле в 1236 году остатки вышеупомянутого Ордена
были объединены в мае 1237 года с Тевтонским Орденом. Для подкрепления
прибыл из Пруссии значительный отряд во главе с Германом (а
не Генрихом) Балке, который становится ландмейстером, т.е. провинциальным
магистром, ведь бывшие меченосцы становятся провинциальной ветвью
Прусского Ордена (в источниках они называются - "Тевтонский
орден в Ливонии", распространенное в отечественной литературе
название "Ливонский Орден" введено в научный оборот
современными историками). Соответственно, и символика была строго
предписана тевтонского образца - черный крест на белом поле.
Текст хроники - Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. М.-Л., 1938,
стр. 70; прорисовка печати - LAKE PEIPUS 1242. DAVID NICOLLE,
1996, стр. 48.
*15. Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М., 1997, стр.
18, там же примечания В. И. Матузовой, стр. 262.
*16. Там же, стр. 262.
*17. Там же, стр. 262.
*18. Н. И. Щавелева. Прусский вопрос в политике Даниила Галицкого.
Сборник. Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы
и исследования за 1991 год. М., 1994, стр. 253.
*19. В. И. Матузова. Указанное сочинение, стр. 262.
*20. Н. И. Щавелева. Указанное сочинение, стр. 253.
*21. В. Т. Пашуто. Образование Литовского государства. М., 1959,
стр. 270, 374.
*22. Там же, стр. 270.
*23. В.И. Матузова Указанное сочинение, стр. 262. Здесь приводится
и список работ польских ученых по истории Добжиньского Ордена.
*24. Пока дышу, надеюсь (лат.).
|