N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Воины древнего Китая
Серьезно о несерьезном
Военное дело таежных народов Западной Сибири
Тактика эссед - кельтских боевых колесниц
Элитный спорт средневековья
Изготовление кольчуги
Куликово поле '98
Битва при Киноскефалах
Древняя Греция: эпоха фаланг



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 
От редакции:

Как известно, защита авторских прав есть дело тонкое и нервное. Именно поэтому мы сочли необходимым не только выполнить наше обещание и повторить в цветном исполнении иллюстрации П.А. Васина к статье "Оружие ледовой битвы", но и опубликовать (без комментариев) отзыв на эту статью, присланный нам в редакцию известным петербургским военным историком А.И. Ивановым.

А. Иванов

Серьезно о несерьезном, ИЛИ Несерьезно о серьезном

"... в неизданной книге
можно хоть все зачеркнуть,
а издашь, и слова не поправишь".
Гораций. Наука поэзии, стих 389-390.


Иванов Александр Иванович, инспектор Санкт-Петербургской военно-исторической ассоциации по истории и культуре средневековой Руси и Западной Европы 10-15 вв.

Г-н Васин П. А. и я с 1990 по 1996 г. вместе руководили военно-историческим клубом "Княжеская дружина" Санкт-Петербург-ской военно-исторической ассоциации.
Основными целями, которые тогда ставил перед собой клуб, являлись: научное изучение, практическое реконструкционное изготовление предметов костюма, боевого облачения и снаряжения русских знатных профессиональных воинов - княжеских дружинников 10-15 вв. Изучалась также и реконструировалась княжеско-дружинная эмблематика, христианско-рыцарская символика.
Члены клуба проводили исторические доклады и чтения, показывали перед зрителем театрализованные боевые представления. Организовывались конные переходы в полном дружинном облачении. Клуб неоднократно приглашался для участия в народных праздниках, гуляниях, киносъемках и т. д.
По мере накопления исторических данных у меня и г-на Васина П. А. родился замысел создания и публикации совместного научного труда, посвященного истории знатного русского воинства на период с середины 12-го до середины 13-го столетия.
Соавторство состояло в том, что текст, практически полностью, должен был написать я. Мною же подбирался сюжет цветных иллюстраций-реконструкций, определялся их общекомпозиционный вид и собирался в течение ряда лет (с 1992 по 1996 г.) научный материал. Г-н Васин П. А. должен был обеспечить их художественное исполнение. Всего было сделано пятнадцать листов. Права публикации этих реконструкций без моего разрешения, по своему обязательству, г-н Васин П. А. не имел.
В 1996 году я вышел из состава вышеозначенного клуба. Наши личные взаимоотношения с г-ном Васиным были прерваны.
Вероятно, исходя из этого и того, что вся художественная часть работ была выполнена им, г-н Васин П. А. посчитал данные реконструкции своей безраздельной собственностью. Хотя, в первую очередь как научные работы, они и вне объемного труда имеют свое собственное, самостоятельное значение и ценность.
Возьмем российский иллюстрированный исторический журнал "Родина" № 10 за 1997 год (спецвыпуск, целиком посвященный двенадцати столетиям русско-шведских отношений). В нем опубликована научно-популярная статья г-на Васина под экзотиче-ским названием "Швед, русский - колет, рубит, режет".
При этой работе без моего разрешения были изданы две из вышеупомянутых пятнадцати реконструкций. Причем и текст, и иллюстрации преподавались читателю исключительно от имени г-на Васина П. А., без упоминания меня как соавтора реконструкций.
Работы были опубликованы в искаженном виде. Был до крайности уменьшен их формат и вырезан фон. Что свело на нет значительное число деталей.
На такое издание я бы никогда не дал согласия, ценя свой труд и труд художника.
Не хочу изрекать всем известные истины. Но все же напомню, что история есть не склад готовых истин, а постоянный поиск. После 1996 года у меня появилось много исторических данных, позволяющих отдельные детали в реконструкциях уточнить, ряд признать ошибочными.
Но тем и отличается научная иллюстрация от художественного изображения. В первом случае важна историческая точность, во втором - художественный образ.
В науке мнения могут быть разными. Но статья П. А. Васина содержала в себе более пятнадцати грубейших исторических ошибок.
Всерьез заниматься историческим разбором этой работы невозможно. Поэтому приведу лишь небольшую, но очень показательную часть этих ошибок. Полный разбор я оставляю любому желающему.
На странице 35 объясняются читателю персонажи одной из реконструкций (XIII в). Идет подзаголовок: "Новгородцы (судовая рать)". Первым номером судовой рати выступает так называемый "тяжеловооруженный копейщик (сузник)".
Можно долго гадать, что такое есть за черт этот "сузник"? Какое отношение этот неизвестный науке зверь имеет к тяжелово-оруженному копейщику, копейщику вообще и судовой рати?!!!
Поскольку в древнерусской лексике термин "сузник" отсутствует, и ничего близкозвучащего, кроме слова "снузник", нет, очевидно, что именно этот термин автор имел в виду.
Но здесь не заканчивается, а лишь начинается сам каламбур (пропуск буквы "н" в конце концов может быть просто опечаткой). Термин "снузник" в средневековой Руси никогда не обозначал ни тяжеловооруженного, ни копейщика вообще.
Копейщик имел в древнерусском военном лексиконе свое собственное отдельное обозначение - "копейник" *1.
Далее еще смешнее. Снузником *2 в Древней Руси называли исключительно всадника в расширительном плане, подобно современным словам "кавалерист", "конник", и т. д. Но боевые русские суда того времени не вмещали и не перевозили конных воинов, ни легких, ни тяжеловооруженных. В летописях всегда, когда идет речь о совместном участии в военном походе конницы и "лодеиников" *3 ("лоденщиков", "воев лодеиных", "воев карабленных" - правильные летописные обозначения "судовой рати"), видно, что они всегда неизменно следовали раздельно" *4.
Что же делает кавалерист, тем более тяжеловооруженный, на боевой ладье?!
На той же странице, в пояснении снаряжения шведского рыцаря, читаем: "Щит с личным гербом владельца (две золотые звезды Соломона свидетельствуют, что он воевал в Святой Земле)".
Да, действительно, звезды имели большое распространение в рыцарской геральдике. Но чтобы они свидетельствовали о том, что рыцарь воевал в Святой Земле... Этого мы не найдем ни в одном документе XIII века (не зря здесь автор ссылок на конкретный источник не дает, как и во многих других случаях).
Но и это еще не все. Из специальных собственных наименований звезд в символике, эмблематике и геральдике того времени известны только "Вифлеемская", ознаменовавшая рождение Спасителя, и так называемая "звезда Давида" (Маген Давид - щит Давида) *5. Обе - шестилучевые. На реконструкции мы видим восьмилучевую звезду. И при чем тут библейский царь Соломон?!
Да уж... Вредно из ледяной Скандинавии вдруг по велению "реконструктора" оказаться в знойной Палестине!!!
На той же странице читаем: "Пеший копейщик. В Англии и Франции воин-профессионал из простонародья носил звание сержанта, в Швеции таких бойцов называли свенами" (подчеркнуто мною (А. И.)).
Последняя фраза попахивает открытием...
В XIII веке в Швеции складывается конное военно-аристократическое сословие - "фрельсе". Крупные феодалы, которых ранее называли господами, сели на боевого коня и стали называться фрельсисманами, или свенами (svaenae til vapn) и рыцарями *6. Свены и рыцари стали основой шведского дворянства *7. Подчас молодые свены проходили службу в качестве оруженосцев, впоследствии становясь рыцарями *8. Подчас, как видно из средневековых шведских документов, свены имели свои собственные дружины *9 (скандинав-феодализм вообще развивался своим собственным *10, особенным путем).
Мало того, что свены, как рыцари, участвовали в съездах, которые назывались государственными совещаниями (позднее - съездами господ *11); регулярно они были обязаны участвовать в королевском военном смотре *12. Куда, как люди обязанные к профессиональной конной службе, должны были являться с боевым конем и в полном рыцарском доспехе. За уклонение от участия в смотре были предусмотрены строгие наказания, например, лишение привилегий фрельсе, а они были немалыми. И наконец - представители свенов, рыцарей, а также епископы, канцлер, маршал и т. д. составляли королевский совет - постоянно действующий государственный орган при короле Швеции *13.
Да уж...
Чтоб из королевского совета да в пешее простонародье...
Совсем уж недавно в Доме военной книги я случайно приобрел целую серию военно-исторического журнала "Para bellum!" с четвертого по шестой номер этого года.
В них я обнаружил уже три реконструкции, с планом публикации еще двух, из тех же пятнадцати авторских.
На этот раз моя фамилия в качестве соавторской в плане реконструкций стоит даже на первом месте. По сравнению с публикацией в журнале "Родина" это уже великий прогресс.
На этот раз г-н Васин П. А. явно упростил свою задачу. Здесь не статьи, а просто комментарии к реконструкциям.
Но и это не помогло.
Приведу лишь один пример из ряда многих, ему подобных.
На двадцать третьей странице четвертого номера журнала автор пишет: "В правом нижнем углу - сраженный со своим конем рыцарь-меченосец в орденском плаще, накинутом поверх доспехов. На левом плече его плаща, над мечами *14 (?) изображена золотая Вифлеемская звезда - знак того, что носитель этой почетной эмблемы совершил паломничество в Святую Землю".
Что касается Святой Земли, то здесь у автора, видимо, прослеживается навязчивая идея. Но по сравнению со шведским "палестинцем" здесь уже явный прогресс. Хотя бы звезда правильно названа и стандартно изображена.
По поводу рыцаря Ордена Меченосцев можно сказать, что меч с изображенной сверху звездой - символика абсолютно иной организации, а именно Ордена Добжинь-ских братьев *15. Этот рыцарский Орден был учрежден польским князем Конрадом Мазовецким для защиты своих земель от набегов пруссов *16 (возможно, часть добжиньцев была выходцами из Ордена Меченосцев, вероятно, в знак этого символика наполовину была сохранена, но вместо креста над мечом изображалась звезда *17). В войне с пруссами Добжиньские братья не преуспели, этим воспользовался более сильный Тевтонский Орден, и уже в 1233 году добжиньцы были инкорпорированы Тевтонским Орденом *18. В 1235 году произошло их официальное слияние *19. Впоследствии бывшие добжиньцы либо были изгнаны из Тевтон-ского Ордена, либо часть их отказалась от объединения *20. Князь Конрад Мазовецкий пожаловал им город Дрогичин в польско-русском пограничьи *21.
В 1237 году князь Даниил Романович Галицкий наголову разбивает их. Отчина Романовичей - Дрогичин возвращается Руси *22. В том же году остатки добжиньских рыцарей вступают в Орден Госпитальеров *23.
Потому так красочно расписанный автором "палестинский меченосец" в Ледовую битву 1242 года мог быть перенесен разве что из "другого измерения" и только машиной времени...
Что же касается военно-исторического журнала "Para bellum!", то я убежден, что публикации данного ученого мужа не исказят лица этого самобытного издания. В его редакции я встретил честных и глубоко порядочных людей. А это истинно Рыцарское и такое редкое и ценное качество в наши смутные дни...!!!

DUM SPIRO, SPERO! *24


*1. Ф. П. Сороколетов. История военной лексики в русском языке. Л. 1970, стр. 112.

*2. Там же, стр. 107.

*3. Там же, стр. 107-108.

*4. Там же, стр. 108; История культуры Древней Руси. М.-Л., 1951, Том I, стр. 405;
А. Н. Кирпичников. Невская битва 1240 года и ее тактические особенности. В сборнике - Князь Александр Невский и его эпоха. СПб, 1995, стр. 26.

*5. А. Б. Лакиер. Русская геральдика. М., 1990, стр. 44; В. В. Похлебкин. Словарь международной символики и эмблематики. М., 1994, стр. 153-161; Ариэль Голон. Миф и символ. М., 1993, стр. 148-153.

*6. С. Д. Ковалевский. Образование классового общества и государства в Швеции. М., 1977, стр. 159-161.

*7. Пояснительная статья А. А. Сванидзе в издании Хроника Эрика. Выборг, 1994, стр. 149.

*8. Там же, стр. 149; С. Д. Ковалевский. Указанное сочинение, стр. 159.

*9. Там же, стр. 159.

*10. История Норвегии. М., 1974, стр. 83; А. Я. Гуревич. Свободное крестьянство феодальной Норвегии. М., 1967, стр. 249.

*11. С. Д. Ковалев-ский. Указанное сочинение, стр. 251.

*12. Там же, стр. 162.

*13. Там же, стр. 250.

*14. Символика Ордена Меченосцев реконструируется с большой долей вероятности. Это - меч с изображенным сверху крестом, что подтверждается, например, двумя независимыми первоисточниками. Это показания немецкого хрониста Генриха Латвийского (начало XIII века). Под 1202 годом автор хроники пишет: "...господин папа Иннокентий дал устав храмников и знак для ношения на одежде - меч и крест...". На печати Ордена Меченосцев (1221-32) также меч и крест. Появление композиции из двух перекрещенных мечей - тема отдельного исследования, но, видимо, это более позднее время, возможно, XIV век. По крайней мере, в реконструкции Ледовой битвы 1242 г., по моему мнению, такое изображение неуместно, как и вообще символика Ордена Меченосцев. После сокрушительного поражения при Сауле в 1236 году остатки вышеупомянутого Ордена были объединены в мае 1237 года с Тевтонским Орденом. Для подкрепления прибыл из Пруссии значительный отряд во главе с Германом (а не Генрихом) Балке, который становится ландмейстером, т.е. провинциальным магистром, ведь бывшие меченосцы становятся провинциальной ветвью Прусского Ордена (в источниках они называются - "Тевтонский орден в Ливонии", распространенное в отечественной литературе название "Ливонский Орден" введено в научный оборот современными историками). Соответственно, и символика была строго предписана тевтонского образца - черный крест на белом поле.
Текст хроники - Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. М.-Л., 1938, стр. 70; прорисовка печати - LAKE PEIPUS 1242. DAVID NICOLLE, 1996, стр. 48.

*15. Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М., 1997, стр. 18, там же примечания В. И. Матузовой, стр. 262.

*16. Там же, стр. 262.

*17. Там же, стр. 262.

*18. Н. И. Щавелева. Прусский вопрос в политике Даниила Галицкого. Сборник. Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования за 1991 год. М., 1994, стр. 253.

*19. В. И. Матузова. Указанное сочинение, стр. 262.

*20. Н. И. Щавелева. Указанное сочинение, стр. 253.

*21. В. Т. Пашуто. Образование Литовского государства. М., 1959, стр. 270, 374.

*22. Там же, стр. 270.

*23. В.И. Матузова Указанное сочинение, стр. 262. Здесь приводится и список работ польских ученых по истории Добжиньского Ордена.

*24. Пока дышу, надеюсь (лат.).