N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Воины древнего Китая
Серьезно о несерьезном
Военное дело таежных народов Западной Сибири
Тактика эссед - кельтских боевых колесниц
Элитный спорт средневековья
Изготовление кольчуги
Куликово поле '98
Битва при Киноскефалах
Древняя Греция: эпоха фаланг



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 
А. Мельников
иллюстрации автора

Военное дело таежных народов Западной Сибири

Территорию Западной Сибири с древнейших времен населял человек. Благодаря климатическому различию ландшафтных зон здесь появлялись и исчезали различные культуры, их носители. Это были и кочевники-номады, и племена оседлых охотников и рыбаков. Веками формировалось военное дело коренных народов Западной Сибири, которому, на наш взгляд, было уделено недостаточно внимания со стороны исследователей.
Предлагаемая Вашему вниманию статья по военному делу Западной Сибири охватывает период средневековья коренных народов - обских угров и самодийцев.
Рассмотрение военного дела какого-либо одного народа на данной территории, на наш взгляд, не перспективно, в виду специфики военной истории этого региона в целом, так как комплекс вооружения (сложившийся в эпоху средневековья) так или иначе бытовал на всей территории (Западная Сибирь) и отличался у того или иного народа лишь незначительно. При всем многообразии этнических групп на данной территории (манси, ханты, селькупы, насаны) они представляют органичное целое. Другое дело кочевой мир - номады юга Западной Сибири, которые заслуживают отдельного разговора.


Народы и их территории

До сих пор вопрос о прародине древних угро-самодийских народов остается открытым. Многие исследователи данной проблемы отмечали южное происхождение этих народов*, в частности, указывая на северный Алтай, Саяны, равнины Верхнего Приобья.
Примерно в начале I тыс. н. э. территорию Западной Сибири стали заселять угорские и самодийские племена уральской расы, занимающей промежуточное положение между монголоидной и европеоидной расами**.
Трудно сказать, что послужило причиной столь стремительного продвижения на Север этих народов. Древние угры и самодийцы были типичными номадами-кочевниками, однако, попав в иную ландшафтную зону - лесостепи, тайги, тундры, они сменили свой традиционный уклад жизни, тип хозяйства. Угры предгорьев Урала (манси) стали охотниками тайги, рыболовами. Восточные угры (ханты) и частично самодийцы (ненцы, энцы, нганасаны) стали оленеводами тундры.
Южные самодийцы знали мотыжное земледелие.
Типичными жилищами народов Западной Сибири были берестяные кожаные чумы или землянки-карамо.
Постоянные межэтнические, межобщинные контакты привели к тому, что к середине II тыс. н. э. произошел распад обско-угорской общности (появились манси, ханты) и оформился новый народ - селькупы, симбиоз угро-самодийцев. В конце I - нач. II тыс. н. э. в приполярные районы Западной Сибири проникли большие группы самодийцев - предки современных ненцев.
Новгородские летописи XI-XIV вв. упоминают ханты и манси под единым названием "югра". Позднее, в XV-XVI вв., манси стали называться "вогулами", а ханты "остяками". Ненцы же были известны как "самоядь", а селькупы как "остяко-самоеды".
С начала нашего тысячелетия у народов Западной Сибири шел активный процесс становления государственных образований. Примерно к XII-XIII вв. относятся первые упоминания о "княжествах", которые в основе своей имели территориально-родовые объединения. Во главе того или иного "княжества" стояли "князцы", власть которых было наследственной. Они обладали постоянными дружинами, а в случае войны набирали ополчение среди общинников.
Социально-экономическим и политическим центром княжеств были городки, причем достаточно хорошо укрепленные.
Политическая жизнь княжеств была неспокойной, князья часто вели войны, собирая дань с покоренных родов, захватывая имущество, рабов. Князья были еще не феодалами, а являлись предводителями территориально-родовых групп.
Одним из самых крупных княжеств ханты к XV-XVI вв., с правящей династией Алачевых, было Кодское. По подтверждениям русских средневековых источников, кодские князья совершали военные набеги на соседние угорские княжества, вели войны с пермскими владыками и русскими отрядами, ходили в походы против эвенков (тунгусы) на Енисей.
Известны также Обдорские с центром в г. Пулноват-ваш - г. Обдорск (г. Салехард) - и Казымское княжества с центром в г. Казым, в устье одноименной реки. Мощное хантыйское княжество находилось на реке Демьянке.
Не менее сильным было княжество Бардака, влияние которого распространялось на Сургутское Приобье. Центр княжества, Бардаков городок, находился вблизи современного г. Сургута. Наиболее крупное территориально-племенное объединение манси - Пелымское княжество занимало бассейн рек Пелыма, Конды, Тавды. С XV в. Пелымское княжество начинает испытывать влияние Сибирского ханства и становится его данником. Вторым крупным мансийским объединением было Ляпинское княжество, бассейн рек Ляпин, Сев. Сосьва. Центром княжества был городок Кунаут-наш. Существовало также другое мансийское объединение - Белогорское княжество, локализация которого пока не ясна.
К середине II тыс. н. э. появляются довольно мощные селькупские княжества, самое крупное из которых - Пегая Орда, натиск которого испытывали приобские ханты (княжество Бардака). В рамках княжеств селькупы объединялись для противодействия наступавшим с северо-запада хантам, с востока - эвенкам и кетам, с юга - татарам.
Ненцы же не имели каких-либо государственных образований, а сохраняли родовое устройство общества, однако некоторые из них попадали под влияние хантыйских княжеств. Немногочисленные дружины ненцев, возглавляемые своими военными вождями, судя по фольклору, вступали в военные столкновения с хантами, селькупами и эвенками, проникавшими на Обский Север.
Отсутствие достаточного количества источников хронологиче-ского характера не позволяет наиболее полно осветить те или иные эпизоды конкретных военных походов таежных князей.

Состав вооруженных сил. Комплектование.

Основу вооруженных сил любого территориального объединения (княжества) составляла княжеская дружина. Дружина являлась основой могущества князя на подвластной ему территории. Как постоянная военная сила княжеская дружина жила отдельно и имела собственный укрепленный городок, куда доступ был запрещен всем общинникам, кроме самого князя. По данным фольклора, именно эти крепостцы являлись очагом сопротивления в случае вторжения врага. В этническом отношении дружина могла быть неоднородной, а состоять из представителей как угорских, так и самодийских народов. Возможно, в состав дружины какого-либо угорского или самодийского князя могли войти профессиональные воины-наемники, например, согдийцы, вытесненные из Средней Азии арабами Кутейбы ибн Муслима (VIII век). Во всяком случае, гарнизоны крепостей Кимакской федерации (IX-X вв.) формировались как раз из согдийцев, отличных пехотинцев.
Наиболее многочисленную часть таежной армии составляло ополчение родов. Ополчение формировалось по территориально-родовому принципу. Каждый род выставлял в поход необходимое количество воинов, т. е. всех способных, имеющих право носить оружие мужчин. Род же являлся протобоевой единицей армии княжества, а иногда мог выступать самостоятельно. Ополчение родов возглавлялось своими военными предводителями, в качестве которых могли выступать шаманы. Трудно определить место шамана в иерархии таежного войска, но несомненно, что эта фигура весьма универсальна. Именно в нем сочетались функции духовного вождя, врачевателя, а иногда и военного предводителя.
Итак, армия любого таежного княжества состояла из двух частей:
а) княжеская дружина;
б) ополчение родов (под началом шаманов).
В случае каких-либо крупных военных походов, армии соседних территориально-родовых объединений, городков могли вы-ступать в качестве союзников. Союзники подчинялись либо лично князю, либо выступали самостоятельно.
В силу природных условий, армии тайги были представлены исключительно пехотой. Пехота, в свою очередь, делилась на а) тяжелую и б) легкую.
а) Тяжеловооруженные воины (не только дружинники) выполняли роль боевого клина при штурме укрепления. Были вооружены, как правило, клинковым оружием, доспехом.
б) Основу легкой пехоты составляли воины-ополченцы. Прежде всего, это были лучники, и некоторую часть ополчения составляли воины, вооруженные рубяще-колющим оружием.

Защитное вооружение.

Защитное вооружение воинов тайги было сходно с тем, что применялось на обширной территории Евразии в I - начале II тыс. Можно выделить несколько типов доспехов таежных дружинников.
1. Ламелярный. Встречается в памятниках Кавказа, енисей-ских кыргызов, а также в Европе. Такой доспех имел кожаный поддоспешник, дабы железо не соприкасалось с телом ни в холод, ни в жару (рис. I, IIб.)
2. Чешуйчатый. Наиболее ранние находки этого доспеха в лесной полосе в Западной Сибири датируются первой половиной II тыс. до н. э. Материалом для него также могла служить роговая ткань копыт (рис. IIа).
3. Бригандина. Европейский тип доспеха (снаружи видны только клепки на верхней одежде), распространенный в Сибири в первой половине II тыс. н. э. (рис. III).
4. Кирасовидный. Изготовлялся из костяных пластин и предназначался для защиты груди воина, крепился ремнями через шею и боковины верхней одежды. Появление этого доспеха относится к скифскому времени. Был широко распространенным видом защитного вооружения в эпоху средневековья (рис. IV).
5. Доспех из рыбьего клея. Упоминание осталось в фольклоре. В силу исходного материала подлинные изделия не сохранились, но есть вероятность детальной реконструкции этого доспеха. Такой доспех, судя по фольклорным данным, защищал весьма удачно тело от стрел противника (возможно, нечто похожее на кожаные доспехи Древнего Китая). Этот доспех в виду дешевого материала был широко распространен у рядовых воинов.
6. Кольчуга. Получила применение в лесной полосе, с проникновением сюда тюркютов, а именно с VI-VII вв. она появляется в комплексе вооружения как угров (манси, ханты), так и самодийцев (находки мыса Хаэнсале на Ямале). Кольчуга была вполне обычной защитной одеждой, широко использовавшейся во II тыс. н. э., потеснившей наборные латы, которые в конце I - нач. II тыс. н. э. были основной формой защитного во-оружения.
Другим видом защитного вооружения были шлемы.
Вообще, шлемы достаточно широко были распространены на территории Западной Сибири. Об этом свидетельствуют не только фольклор, но и данные археологии. Среди дружинников древних угро-самодийских племен они (шлемы) бытовали с I тыс. до н. э.
Можно выделить некоторые типы шлемов на данной территории.
1. Шлем-шишак без наносника и личины, иногда с кольчужной бармицей.
2. Шлем с куполообразной тульей, наносником или полумаской. Некоторые образцы датируются концом I тыс. н. э. О практике таких шлемов может свидетельствовать бронзовая личина (н. Верхнее Аксеново), датируется X-XI вв. н. э.
3. Шлем степной тюркского образца, клепаный из нескольких железных листов, с небольшим наносником. На втулке купола мог крепиться волосяной плюмаж, что было весьма характерно для тюркских народов. Один из сохранившихся образцов найден в могильнике Релка (на Средней Оби) в 1977 г. (рис. V).
Центральноазиатский доспех оказал заметное влияние на защитное вооружение народов Западной Сибири. В связи с этим можно упомянуть интересную деталь, а именно - трехрогие шлемы. Такие же шлемы фигурируют у согдийских воинов Средней Азии (VII-VIII вв.). Именно такие шлемы присутствуют у воинов VII-VIII веков с блюда серебряного (найденного у с. Кулыгаш). Некоторые авторы полагают, что такие шлемы (исходя из их функциональности) могли носить только военные предводители (князья), дабы отличаться от других рядовых воинов в бою (рис. VIа).
Каких-либо поножей и наручий пока не обнаружено.
Еще одной особенностью защитного вооружения мог быть щит. Но каких-либо археологических находок, которые бы подтверждали наличие последнего у угров и самодийцев, пока нет. Есть основания полагать, что щит, как элемент защиты, не характерен для средств ведения вооруженной борьбы на рассматриваемой территории, потому что он (щит) не упоминается в фольклоре, а говорится о том, что воины укрываются от стрел за деревьями или отбиваются подручными средствами! Возможно, что как коллективное средство защиты могла использоваться деревянная лодка, то же самое делали и лесные индейцы - употребляли их в качестве лестниц при штурме укреплений. Однако отсутствие упоминания в фольклоре о щитах еще не говорит о том, что угры и самодийцы их не использовали. Почему же тогда этот элемент защиты фигурирует у тех же финно-угров Приуралья? К тому же щиты могли быть и без умбонов, из различного материала (кожа на раме или дерево), те, что использовали согдийцы в Средней Азии, отчасти, тюрки, кимаки.

Оружие нападения

Комплекс вооружения народов Западной Сибири был весьма разнообразен ввиду постоянного насыщения новыми видами вооружения из степи. Самым многочисленным, универсальным и полифункциональным оружием тайги являлся лук, в равной степени применявшийся как в бою, так и на охоте.
По данным археологии, насчитывается 8 видов луков в Западной Сибири с различными видами костяных накладок.
Так называемый лук "гуннского типа" был в ходу здесь уже в III-I вв. до н. э., то есть несколько раньше, чем у сарматов (рис. VII, типы 1, 2).
Начиная с VII-VIII вв. наибольшее распространение получили луки только с двумя срединными накладками (рис. VII, типы 3, 4). Луки данного типа соответствуют времени существования тюркских каганатов. Распространение их на юг Западной Сибири связывается с проникновением тюркских групп.
Ко времени XIII-XV вв. луки типов 1-4 постепенно исчезают, на смену им появляются образцы монгольского типа (рис. VII, типы 5-7).
В последующем времени появляются тенденции к сокращению и исчезновению костяных накладок (боковых и концевых) на кибите лука, что способствовало увеличению полезной работы самого лука (рис. VII, тип 8).
Как же далеко могли стрелять средневековые лучники тайги? По некоторым данным, в зависимости от исходных величин дальность полета стрелы колебалась в пределах 140-230 м. Это вполне вероятно, т. к. у европейских луков дистанция стрельбы, за пределами которой точное попадание уже невозможно, - 300 локтей (154-156 м).
Судя по данным фольклора, существовало два способа стрельбы из лука. Первый: тетиву натягивали к груди, держа лук перед собой. Второй: лук высоко поднимали прямо перед собой, а тетиву натягивали к уху. Было также известно несколько способов прицеливания. У угров (манси, ханты) практиковалось наведение на цель через оперение и наконечник по оптической оси.
Относительно стрел, их размеров, формы древка, характера оперения, оформления ушка данные достаточно скудны. Судя по имеющимся данным, стрелы изготавливали из отдельных чурочек. Длина древка колебалась в пределах 60-70 см. У наконечника стрела оклеивалась берестой, а довершало оформление стрелы оперение. На оперение шли только маховые перья, в основном орла и ястреба. Селькупы же (угро-самодийцы) считали лучшими перья филина. Наконечники стрел угров и самодийцев бытовали практически без особых изменений до прихода в Сибирь русских (рис. VIII). Широкое распространение в сер. II тыс. кольчуги обусловливало выделение в этот период длинного граненого острия, способного проникать сквозь кольца (рис. VIIIа).
Естественно, что лук и стрелы были оружием индивидуальным, поэтому серийное производство здесь исключается. Хотя на Ямале, по данным фольклора, в случае войны мужчины-воины рода могли делиться на две части: одни изготавливали стрелы, а другие - луки (или детали к ним).
При стрельбе угры и самодийцы использовали металлические и костяные щитки для защиты запястья от тетивы, однако воины чаще всего вообще не использовали эту защиту, т. к. кожа грубела и была не чувствительна к трению тетивы.
Хранились стрелы в колчанах, изготовлявшихся из бересты и деревянных планок (из них делали каркас). Первый вид колчана - это широко распространенный степной тип: широкая нижняя часть и суженный приемник. Колчаны этого типа носили справа на портупейном ремне, продевавшимся через скобу (костяную). Ко дну крепился крюк для его (колчана) фиксации в наклонном положении.
Хранились стрелы наконечниками вниз (а иногда вверх). Со II тыс. н. э среди воинов Сибири распространились пеналообразные колчаны из деревянных планок. Обычно их носили за спиной на ремне, либо, если это было необходимо, закрепляли в лодке.
С проникновением сюда (Сибирь) новгородцев во второй половине II тыс. н. э. получают распространение колчаны фигурно-вычурной формы.
В комплекс вооружения входили также мечи, палаши, кинжалы, ножи, сабли.
Мечи появляются здесь довольно рано - во второй половине I тыс. Характерная деталь - кольцо на рукояти как у мечей, так и у палашей. Точно такие же виды оружия встречаются в Китае (период поздней Хань), такими же палашами и мечами рубились и енисейские кыргызы IX-X вв., и чжурчжени X-XI вв., и японцы VIII-IX вв. В Западной Сибири такое оружие, как палаш, получило распространение где-то в первой четверти I тыс. и просуществовало до позднего средневековья (рис. IX, IIа).
На основе палаша появился новый вид оружия, характерный для этого региона, - пальма - 50 см клинок с длинным древком, известный в военной практике народов севера Западной Сибири (а восточнее и у курыкан (якутов), (рис. А).
К сожалению, классификация такого симбиоза рубяще-колющего оружия, как пальма, не представляется возможным ввиду отсутствия достаточного количества археологических останков.
Безусловно, частые столкновения угров (манси, ханты) и самодийцев (ненцы и т. п.) с кочевым миром в зоне лесостепи с тюркютами, кимаками, кыпчаками давали почву для появления новых видов холодного оружия, такого, например, как сабля. Известно много находок, главным образом в лесостепи, ведь появление сабель и их применение тесно связаны с развитием легкой кавалерии, применявшей тактику рассыпного строя (рис. X, IX).
Копья представлены различных видов. Их разнообразие представлено в таблице. Наконечники копий периода раннего средневековья (VI-VIII вв.) имели широкое перо и представлены в I отделе. Наконечники копий позднего средневековья (XIV- XVI вв.) представлены в отделе II, III (рис. XI).
Следует отметить еще одно универсальное оружие народов Западной Сибири - это топор. Героические предания донесли до нас представление о топоре как о грозном оружии. Им рубятся богатыри на поединках, их носят за поясами шаманы. Вероятно, боевые топоры являются древнейшим военным средством, которое восходит еще к эпохе бронзы. В скиф- ское время в Сибири это оружие было обычным. В лесной полосе Западной Сибири топоры как оружие просуществовали до XVIII в. Топоры было нескольких типов. Прежде всего, это степной хазаро-мадьярский тип, превалировал в лесостепной зоне Западной Сибири в VI-XII вв. (рис. XII). Наравне с этим типом большое распространение получил так называемый второй (русский) тип топоров, которые появились здесь в результате бурной торговли с новгородцами (рис. XIIа).

Феномен войны. Тактика боя.

Для того чтобы понять, на основе чего строились понятия стратегии и тактики таежных дружин, необходимо, на наш взгляд, обратиться к угоро-самодийской мифологии.
Человек архаики, возможно, иначе воспринимал феномен войны. Для угров, самодийцев бой, сражение - это не просто столкновение двух врагов, армий, но прежде всего, мифическое действо, ритуал. Хозяева тайги жили в огромном мире богов, духов, идолов. Поведение таежного воина на поле боя было определенным образом регламентировано. Мифическая модель мира угро-самодийских племен основана на троичном делении: на верхний мир (богов Нуми-Торум (угр.), Нум (самод.)); средний мир (человека); нижний мир (подземный - бог Куль-отыр (угр.), бог Нга (самод.)). Семь сыновей бога Нуми-Торума "определили", видимо, территорию расселения семи основных родов обских угров. Седьмой сын, Мир-Сусне-Хум, являлся не только покровителем людей, но и был посредником между миром человека и богами, вступал в магическую связь с шаманом, изъявляя "божественную" волю.
Поле сражения для аборигенов в Сибири являлось местом борьбы не столько людей, сколько духов. Очевидно, в образах вражеских воинов "представали" духи смерти.
Менквы - антропоморфные, деревянные идолы - "людоеды", посланцы бога нижнего мира (Куль-отыр) считались нечистыми, губительными для человека, поэтому места, где они располагались, являлись своего рода ловушкой для воинов врага. В походе таежное войско сопровождал шаман, медиум между людьми и миром духов. Он имел свою "армию" духов-покровителей, наделял силой воинские амулеты, предметы вооружения, "воевал" с духами врага либо с шаманом-инородцем. Именно шаман призывал, если это было необходимо, духов - покровителей рода. В процессе камлания (состояние экстаза) шаман мог "определить" путь, по которому могло двигаться войско. Возможно, что у того или иного рода оставались следы тотемизма - духовного первопредка, сообразно поведению которого и могли действовать на поле боя его потомки. Очевидно, воины рода "перевоплощались", разумеется, ритуально, в своего тотемного животного... Все вышеотмеченное заслуживает отдельного рассмотрения и может являться темой отдельной статьи.
В условиях огромных лесных массивов, пересеченной местности, наличии болот, озер, рек действия больших масс войска крайне затруднительны. Таким образом, характер военных действий - это внезапные нападения и набеги. Особенности театра военных действий позволяли вести скрытую разведку, брать в плен языка. Таежные дебри создавали исключительные условия для маскировки и разного рода засад, которые широко применялись.
Существовала особая система предупреждения о нападении. Так, например, ханты по поведению птиц могли определить продвижение вражеского войска. В случае нападения на какой-либо городок вражеского войска осажденные вывешивали на больших шестах цветные полотнища (например, красные - как это делали ханты).
По данным фольклора можно реконструировать схему боя. Прежде всего - это перестрелка из луков. Если дистанционный бой не приводил к поражению одной из сторон, воины вступали в рукопашную схватку, причем в бой шло не только холодное оружие, но и кулаки. Иногда исход боя решала схватка двух тяжеловооруженных дружинников-богатырей. Преследованием одной из сторон сражение заканчивалось. Подсчет потерь осуществлялся по-разному. Селькупы практиковали подсчет убитых по тетивам, а угры (манси, ханты) - по лукам.
Тактические построения хозяев тайги отличались определенным разнообразием. По данным фольклора, помимо простой стрелковой цепи использовались и другие тактические построения. Одним из самых популярных построений являлся клин. Клин состоял из тяжеловооруженного воина-богатыря, за ним располагались три-черыре легких пехотинца-лучника. Именно в такой четкой последовательности мог проходить как полевой, так и штурм какого-либо городка. Таким образом, один латник вместе с несколькими лучниками составлял основную тактическую единицу.
Важным элементом военных действий в тайге была осада. В целом штурм крепости мог проходить таким образом: авангард латников под прикрытием лучников должен был прорубить брешь в стене, а затем вместе со всеми проникнуть вовнутрь, что в свою очередь было концом осады.
Использовались также приемы боя на воде, небольшая флотилия лодок с лучниками создавала преграду на пути движения врага. Однако такие построения применялись крайне редко.

Фортификация.

Чтобы уберечься от внезапного нападения, угры (манси, ханты) строили укрепленные поселения - крепости. Внешний облик укреплений точно такой же, как и везде: это построение на возвышенности, вблизи естественных преград (оврагов, обрывов, у рек) крепости с высокими валами, частоколом и рвом. Штурмовать такие крепости на первый взгляд было легко, но в действительности было все несколько иначе. Так, например, в 1193 г. осада Югорского городка (место нахождения неизвестно) новгородской ратью воеводы Ядрея закончилась полным провалом.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

I-е века н. э. - Продвижение угро-самодийских племен на север от гор Алтая.
552 г. - Образование Тюркского каганата.
744 г. - Смерть последнего Тюркского кагана.
745 г. - Уйгуры, хозяева южных районов Западной Сибири.
840 г. - Падение Уйгурского каганата под ударами енисейских кыргыз.
IX-XI вв. - Вторжение кыпчакских племен в Западную Сибирь.
- распад обско-угорской общности. Выделение манси и ханты.
1032 г. - Поход новгородской рати под предводительством Улебы в "Каменные ворота" (Югра). Поход закончился неудачно.
1096 г. - Упоминание в Повести Временных Лет (ПВЛ) о "Земле Югорской".
1114 г. - Поход новгородцев на Самоядь* и Югру**. Ипатьевская летопись.
1187 г. - Югра выплачивает дань Новгороду.
1193 г. - Поход большой дружины новгородцев под началом воеводы Ядрея на Югру.
Октябрь - Начало осады "Югорского городка". Осада длилась пять недель.
3 декабря - Последний штурм, новгородцы понесли тяжелые потери.
6 декабря - В результате вылазки угров новгородцы были истреблены. Живыми вернулись около 80 чел.
XII-XIII вв. - Вторжение коми-зырян из-за Урала.
1264 г. - Югра в составе Великого Новгорода.
1323 г. - Поход новгородцев на Югру. На обратном пути новгородцы были ограблены и перебиты устюжанами. (Соперник Новгорода - Ростовское княжество).
1329 г. - Неудачный поход новгородцев на Югру.
1364 г. - Поход новгородской дружины под началом двух воевод Александра Абакумовича и Степана Ляпы в земли манси и ханты. Одна часть дружины действовала вниз, другая - вверх по р. Оби.
1407 г. - Возобновление выплаты дани Великому Новгороду (манси, ханты, самодийцы).
XIV-XV вв. - Борьба Московского княжества с Великим Новгородом за преобладание в Западной Сибири.
1430 г. - Первые русские поселения на р. Каме (Соль Камская).
1446 г. - Поход новгородцев под началом воевод Василия Шенкурского и Михаила Яковля за Урал. Экспедиция потерпела полное поражение. - Первые крупные экспедиции московских князей за Урал.
1456 г. - Яжлбицкий мирный договор между Москвой и Великим Новгородом. "Присоединение" Западной Сибири в Московскому княжеству.
1465 г. - Отряд воеводы Скрябы дошел до р. Оби.
1467 г. - Отряд из 120 вятчан в союзе с пермяками ходил на вогуличей (манси). Взят в плен мансийский князь Асыка.
1472 г. - Дружина воеводы Пестрого дошла с боями до р. Оби.
1481 г. - Андрей Мишнев с вольницей и устюжанами ходил на вогуличей (манси) и нанес им поражение у крепости Чердынь.
1483 г. - Поход князей Федора Курбского-Черного и Ивана Салтыка-Травнина за Урал.
Длительность похода - с 9 мая по 1 октября.
В состав отряда вошли: устюжане, вологжане, вычегжане, вымичи, сысоличи, пермяки.
В устье р. Пелыни (приток р. Тавды, впадающей в р. Тобол) состоялся бой с вогулами (манси). В итоге стремительного натиска русской дружины манси были разбиты.
Потери: 7 устюжан убито. Количество раненых неизвестно. Манси перебито без числа. Мансийский князь Юшман бежал с поля боя.
Продвигаясь дальше, дружина Ф. Курбского достигла г. Искера (столица Сибирского ханства), но было принято решение штурма не предпринимать.
1484 г. - Челобитная грамота Великому князю Московскому от мансийских князей Юшмана и Калпака, югорского князя (?-А. В.) Пыткея и татарского князька Летика о своей лояльности и возобновлении выплаты дани.
1499 г. - Поход большого московского отряда воевод Семена Федоровича Курбского, Петра Ушатого, Василия Бражник-Гаврилова в Западную Сибирь.
В состав отряда вошли: вятчане, устюжане, двиняне - всего от 4 до5 тысяч воинов. Известна главная цель похода - завоевание Ляпинского княжества.
Длительность похода - примерно один год. За время похода русские взяли 42 укрепленных селения, в том числе столицу княжества г. Ляпин; захватили в плен 58 князьков и 1009 человек "лучших людей" (знатных). На некоторое время ханты-мансийское население признало свою зависимость от Московского государства. Великий князь Московский Иван III включил в свой титул слова: "Князь Кондинский и Обдорский". Однако все русские победы оказались непрочными, отдаленность Сибири не позволяла прочно закрепиться за Уралом.
Лишь в конце XVI в. казачья вольница атамана Ермака положила начало необратимому процессу присоединения Сибири к Московскому государству.

Использованная литература
Бахрушин С. Х. Остяцкие и вогульские княжества в XVI-XVII вв. Москва, 1935.
Зенько А. П., Фролов Н. К. Накануне присоединения к России // Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994.
Коников Б. А. Тайны древних курганов. Омск, 1990.
Косарев М. Ф. Западная Сибирь в древности. Москва, 1984.
Соловьев А. И. Военное дело коренного населения Западной Сибири (эпоха средневековья). Новосибирск, 1987.
Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции "Словцовские чтения - 95" / Под ред. В. П. Петровой. Тюмень, 1996.
Худяков Ю. С. Вооружение енисейских кыргызов. Новосибирск, 1980.
Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири (1032-1882). Сургут, 1993.
Чиндина А. А. Могильник Релка на средней Оби. Томск 1977.
Nicolle D. Attila and the Nomad Hordes. (Osprey ELITE Series, 30) 1990.
Nicolle D. Sassanian armies. The Iranian Emripe. Early3rd to mid - 7th centuries AD stockport: Montvert Publications 1994.


*Самоядь - этноним самодийцев в русских источниках.

**Югра - под этим этнонимом на Руси были известны угры (манси и ханты).

* - Как реликт в материальной культуре самодийцев сохранилась набедренная повязка южного типа.

* - Характерные черты: темные волосы, глаза, сильно развитый эпикантус, узкий нос. Антропологическая разница между двумя группами народов состоит в том, что, в отличие от угров, самодийцы имеют сильно выделенные скулы и узкий с горбинкой нос. Основные народы самодийской группы: ненцы, энцы, нганасаны, селькупы, моторы, карагасы, тайгинцы, камасинцы.

Феномен - по Э. Канту, "вещь для нас", т.е. то, как мы воспринимаем эту вещь.Под цифрой 5 изображены остатки кожаного покрытия ламелярного доспеха; схема соединения доспеха,
наружная сторона.