N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Воины древнего Китая
Серьезно о несерьезном
Военное дело таежных народов Западной Сибири
Тактика эссед - кельтских боевых колесниц
Элитный спорт средневековья
Изготовление кольчуги
Куликово поле '98
Битва при Киноскефалах
Древняя Греция: эпоха фаланг



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 
А. Скакальская

Элитный спорт средневековья

И вот герольды разделили им пополам свет и ветер, сравняли копья, и труба приложена к устам для вести битвы. Привстав, склонясь вперед, все чуть дышат, чуть поводят глазами. Сердца дам бьются от страха, сердца мужчин от любопытства; взоры всех изощрены вниманием..." А.А.Бестужев-Марлинский, "Ревельский турнир".

Нетрудно понять причину пристального внимания к этому захватывающему действу! Эпоха, господствовавшая на земле между античностью и Ренессансом, вознесет его на пик славы и сделает фундаментом особой, неповторимой культуры. Вы слышите грохот турнирного доспеха, рукоплесканье дам, треск сломанных копий? Воистину, это твердая поступь Средневековья.
Для нас же само понятие "турнир" так прочно связано с образом этой эпохи, что вполне уместно отнести его к разряду культурных феноменов, считать своего рода визитной карточкой рыцарства. Хотя турнирный этос не идеология замкнутой касты, он довольно быстро проник во все сферы бытия, трансформируясь и усложняясь по мере укрепления феодализма. Эволюция турнирной этики - это зеркало, отразившее состояние западноевропейского общества в его развитии, это воинственная доминанта всей средневековой цивилизации.
Юные сердца и ныне трепещут от пряного хмеля рыцарских романов, считая турнир порождением Средневековья. Однако истоки его куда древнее. Еще Тацит упоминал о варварских забавах германцев, славяне тоже не чурались воинских игр, а торжественные тризны на курганах погибших героев издавна сопровождались демонстрацией силы и ловкости.
И все же подлинный час турнира пробил именно в Средние века. Воинское сословье, становясь замкнутым и привилегированным, принесло в завоеванный мир специфическую этику, и со свойственной ему агрессивностью подчинило этой этике остальное общество. Родиной классического турнира принято считать Францию. Говорят, сир Годфрид де Брильи изобрел эту придворную забаву, прежде чем сгинуть на поле боя в 1066 году. Зерно упало на благодатную почву, и к XIII веку турниры в Европе расцвели пышным цветом.
Так, по преданию, родился средневековый спорт. Спорт элитарный, доступный лишь благородному. В нем оттачивалась техника боя, апробировались новшества экипировки, накачивались мускулы, шлифовался кастовый этос. Иными словами, креп сословный дух и приобреталась столь желанная слава! К XIII веку мы имеем дело с тремя видами турниров : собственно ристалищем, джострой и багардо.
Ристалище наиболее архаично и максимально приближено к настоящей битве. Весьма популярное во Франции и Германии, оно не прижилось в купече-ской Италии: гуманизму вольных городов претила свойственная ему жестокость, дороговизна организации, массовость и непредсказуемость побоищ. Ристалище слыло самой опасной разновидностью турнира, но техника его была предельно проста: два конных отряда с капитанами во главе по сигналу устроителя сближались, постепенно ускоряли ход и сшибались в жестких поединках, стремясь пленить или обезоружить противника. Хотя оружие ристалища было преимущественно спортивным - тупые мечи, деревянные палицы, доспех дополнительно укреплен, на практике турниры порой перерастали в кровавую бойню. В сутолоке и боевом запале, охватившем такую рубку в Нессе в 1240 г., пятьсот тяжелых латников пали под копытами боевых коней. Поэтому к XIV в. сложился строгий кодекс чести, дозволявший лишь секущие удары сверху вниз и запрещавший колоть и бить плашмя.
Несмотря на свою жестокость и непрогнозируемость, турниры обрели неслыханную популярность в Европе. Ведь это был грандиозный праздник, требовавший тщательной подготовки. Хозяин турнира задолго рассылал во все концы герольдов с приглашениями сразиться. К назначенному дню собиралось несколько десятков рыцарей с пажами и оруженосцами. Пока со всей округи съезжались гости, хозяин выбирал живописное поле за стенами замка. Оно обозначалось двойной оградой - деревянной и веревочной, а по сторонам вырастали трибуны и навесы для судей и дам. В канун же турнира сюда сходился любопытный люд поглазеть на красочную выставку щитов. Тут уж каждый рыцарь старался не ударить в грязь лицом! Еще бы, ведь на карту ставились честь, престиж и судьба! Щиты пестрели пышными гербами, будущие соперники гарцевали поблизости, сияя начищенной броней. Мерно покачивались яркие перья на шлемах, парили в небесной лазури причудливые фигурки нашлемников, чинно ступали могучие латные кони, сверкая золотом попон... Кому какое дело, что завтра все это великолепие сметет, сомнет и растопчет в поту и пыли неудержимый воинский раж, слепой ратный задор! Не беда! Зато ослепительно вспыхнет чья-то счастливая звезда, кому-то сладко улыбнется фортуна, вознесет кого-то слава на вершину блаженства! Так, постепенно суровые ранние ристалища перерождались в изысканные дуэли. Боевая тренировка, ратный навык отошли на второй план, уступив амбициозному напору охотника за личной славой! Поэтому в XIII-XIV вв. рыцарская вольница, тяготевшая к индивидуализации, возвела на трон популярности не массовый турнир, а благородную джостру.
Итак, джостра - прообраз дуэли. Излюбленное зрелище нежных дам и раздолье рыцарской отваге. Джостра - поединок, где цена победы - плен или смерть. Впрочем, со временем угроза летального исхода таяла, а зрелищность и изощренность правил, напротив, росли. К XIV веку оформился классиче-ский турнирный доспех. Надежные шлемы салад и басинет, шпоры и седла с высокой лукой - все это позволило существенно усложнить технику ближнего конного боя, а также регламентировать и классифицировать удары. Поэтому с XIV века состязательный аспект джостры затмевает собой все прочие! Арбитры и нотарии тщательно фиксируют "пики" - удары и заносят их в специальный реестр. Символ джостры - копье. Критерий ценности удара - высота. В шлем - знатно, в шею - похуже, но тоже недурно. А ниже пояса - позор, это за-прещено! Приоритет отдадут самому искусному рыцарю, чей "рейтинг" ударов наиболее высок. Он и получит обещанную награду. Впрочем, нередко поощрялось и славное второе место.
Такова благородная джостра. Однако и ее затмил всеобщей популярностью третий вид турнира - багардо. Что за странное название? Не удивляйтесь, так на одном из итальянских наречий именовали палку-копье - единственное оружие этой игры. Секрет популярности очевиден - багардо доступно всем, даже новичкам и даже простолюдинам; багардо безопасно, стремительно, зрелищно, легко организуемо. Даже поле ему не требуется - подойдут городские улицы, площади и дороги. Выезжай поодному да покажи восторженной толпе ладную стать, воинскую выправку, твердость руки и роскошь костюма. Вихрем промчись по прямой, сломай прочное копье о землю или окно возлюбленной, сорви поцелуй с ее уст, гром аплодисментов - и ты герой сей суетной забавы со звучным именем "багардо"! В эпоху позднего средневековья багардо станет подобием разгульного карнавала с единственной целью - демонстрацией модных одежд и чудесных драгоценностей. Что и прельщало богатую Италию, где любое значительное событие, будь то джостра или церковный праздник, оттеняло багардо молодежи, купцов и ремесленников.
Итак, природа турниров эволюционировала от сугубо функциональной, воинской, до вычурной и карнавальной. Ни санкции церкви, еще в XII веке грозившей на Реймском соборе отлучить любителей турниров, ни гнев королей, терявших в бесполезных стычках цвет войска, ни ропот бюргеров, возмущенных громадными тратами на их устроение и выкуп пленников, не в силах были приостановить победное шествие турниров! Воинственная каста считала их идеалом сословной солидарности и как зеницу ока хранила свои привилегии.
Но ничто в этом мире не вечно. Где века запретов оказались бессильными, там тихой сапой пробралась человеческая жадность. Постепенно награда и денежный приз стали самоцелью. Спорт любительский неизбежно обернулся спортом профессиональным. Идея турнира подтачивалась исподволь роковым противоречием: мораль требует презирать деньги, а дух наживы уж царствует повсюду. Да и жемчужина рыцарского этоса - Культ Дамы - скользит к пустому эротизму. В конце турнира Дама почти обнажена, ибо каждый подвиг рыцаря на арене возна-граждается частицей ее одеяния. Со второй половины XV столетия, с ростом централизованных государств, куртуазная претенциозность окончательно поглотит турниры. Ценности станут иллюзорными, джостры будут разыгрывать подобно спектаклям, на сюжеты знаменитых рыцарских романов с сентиментальными названиями "Фонтан слез", "Дерево Карла Великого"... А после страшной гибели короля Генриха II, приключившейся на турнире в 1589 г., последние проблески героического средневековья угаснут сами собой. Мир вступит в новую эпоху, где не найдется места турнирам.
Правда, еще в XIX в. отдельные мечтатели попытаются их возродить, но тщетно! Возможно, мир осиротел, как сиротеем мы, взрослея и прощаясь навсегда с пылкими забавами детства. Рыцарский дух ушел в небытие, увлекая за собой свое земное воплощение, имя которому - турнир...