А. Скакальская
Элитный спорт средневековья
И
вот герольды разделили им пополам свет и ветер, сравняли копья,
и труба приложена к устам для вести битвы. Привстав, склонясь
вперед, все чуть дышат, чуть поводят глазами. Сердца дам бьются
от страха, сердца мужчин от любопытства; взоры всех изощрены
вниманием..." А.А.Бестужев-Марлинский, "Ревельский
турнир".
Нетрудно понять причину пристального внимания к этому захватывающему
действу! Эпоха, господствовавшая на земле между античностью
и Ренессансом, вознесет его на пик славы и сделает фундаментом
особой, неповторимой культуры. Вы слышите грохот турнирного
доспеха, рукоплесканье дам, треск сломанных копий? Воистину,
это твердая поступь Средневековья.
Для нас же само понятие "турнир" так прочно связано
с образом этой эпохи, что вполне уместно отнести его к разряду
культурных феноменов, считать своего рода визитной карточкой
рыцарства. Хотя турнирный этос не идеология замкнутой касты,
он довольно быстро проник во все сферы бытия, трансформируясь
и усложняясь по мере укрепления феодализма. Эволюция турнирной
этики - это зеркало, отразившее состояние западноевропейского
общества в его развитии, это воинственная доминанта всей средневековой
цивилизации.
Юные сердца и ныне трепещут от пряного хмеля рыцарских романов,
считая турнир порождением Средневековья. Однако истоки его
куда древнее. Еще Тацит упоминал о варварских забавах германцев,
славяне тоже не чурались воинских игр, а торжественные тризны
на курганах погибших героев издавна сопровождались демонстрацией
силы и ловкости.
И все же подлинный час турнира пробил именно в Средние века.
Воинское сословье, становясь замкнутым и привилегированным,
принесло в завоеванный мир специфическую этику, и со свойственной
ему агрессивностью подчинило этой этике остальное общество.
Родиной классического турнира принято считать Францию. Говорят,
сир Годфрид де Брильи изобрел эту придворную забаву, прежде
чем сгинуть на поле боя в 1066 году. Зерно упало на благодатную
почву, и к XIII веку турниры в Европе расцвели пышным цветом.
Так, по преданию, родился средневековый спорт. Спорт элитарный,
доступный лишь благородному. В нем оттачивалась техника боя,
апробировались новшества экипировки, накачивались мускулы,
шлифовался кастовый этос. Иными словами, креп сословный дух
и приобреталась столь желанная слава! К XIII веку мы имеем
дело с тремя видами турниров : собственно ристалищем, джострой
и багардо.
Ристалище наиболее архаично и максимально приближено к настоящей
битве. Весьма популярное во Франции и Германии, оно не прижилось
в купече-ской Италии: гуманизму вольных городов претила свойственная
ему жестокость, дороговизна организации, массовость и непредсказуемость
побоищ. Ристалище слыло самой опасной разновидностью турнира,
но техника его была предельно проста: два конных отряда с
капитанами во главе по сигналу устроителя сближались, постепенно
ускоряли ход и сшибались в жестких поединках, стремясь пленить
или обезоружить противника. Хотя оружие ристалища было преимущественно
спортивным - тупые мечи, деревянные палицы, доспех дополнительно
укреплен, на практике турниры порой перерастали в кровавую
бойню. В сутолоке и боевом запале, охватившем такую рубку
в Нессе в 1240 г., пятьсот тяжелых латников пали под копытами
боевых коней. Поэтому к XIV в. сложился строгий кодекс чести,
дозволявший лишь секущие удары сверху вниз и запрещавший колоть
и бить плашмя.
Несмотря на свою жестокость и непрогнозируемость, турниры
обрели неслыханную популярность в Европе. Ведь это был грандиозный
праздник, требовавший тщательной подготовки. Хозяин турнира
задолго рассылал во все концы герольдов с приглашениями сразиться.
К назначенному дню собиралось несколько десятков рыцарей с
пажами и оруженосцами. Пока со всей округи съезжались гости,
хозяин выбирал живописное поле за стенами замка. Оно обозначалось
двойной оградой - деревянной и веревочной, а по сторонам вырастали
трибуны и навесы для судей и дам. В канун же турнира сюда
сходился любопытный люд поглазеть на красочную выставку щитов.
Тут уж каждый рыцарь старался не ударить в грязь лицом! Еще
бы, ведь на карту ставились честь, престиж и судьба! Щиты
пестрели пышными гербами, будущие соперники гарцевали поблизости,
сияя начищенной броней. Мерно покачивались яркие перья на
шлемах, парили в небесной лазури причудливые фигурки нашлемников,
чинно ступали могучие латные кони, сверкая золотом попон...
Кому какое дело, что завтра все это великолепие сметет, сомнет
и растопчет в поту и пыли неудержимый воинский раж, слепой
ратный задор! Не беда! Зато ослепительно вспыхнет чья-то счастливая
звезда, кому-то сладко улыбнется фортуна, вознесет кого-то
слава на вершину блаженства! Так, постепенно суровые ранние
ристалища перерождались в изысканные дуэли. Боевая тренировка,
ратный навык отошли на второй план, уступив амбициозному напору
охотника за личной славой! Поэтому в XIII-XIV вв. рыцарская
вольница, тяготевшая к индивидуализации, возвела на трон популярности
не массовый турнир, а благородную джостру.
Итак, джостра - прообраз дуэли. Излюбленное зрелище нежных
дам и раздолье рыцарской отваге. Джостра - поединок, где цена
победы - плен или смерть. Впрочем, со временем угроза летального
исхода таяла, а зрелищность и изощренность правил, напротив,
росли. К XIV веку оформился классиче-ский турнирный доспех.
Надежные шлемы салад и басинет, шпоры и седла с высокой лукой
- все это позволило существенно усложнить технику ближнего
конного боя, а также регламентировать и классифицировать удары.
Поэтому с XIV века состязательный аспект джостры затмевает
собой все прочие! Арбитры и нотарии тщательно фиксируют "пики"
- удары и заносят их в специальный реестр. Символ джостры
- копье. Критерий ценности удара - высота. В шлем - знатно,
в шею - похуже, но тоже недурно. А ниже пояса - позор, это
за-прещено! Приоритет отдадут самому искусному рыцарю, чей
"рейтинг" ударов наиболее высок. Он и получит обещанную
награду. Впрочем, нередко поощрялось и славное второе место.
Такова благородная джостра. Однако и ее затмил всеобщей популярностью
третий вид турнира - багардо. Что за странное название? Не
удивляйтесь, так на одном из итальянских наречий именовали
палку-копье - единственное оружие этой игры. Секрет популярности
очевиден - багардо доступно всем, даже новичкам и даже простолюдинам;
багардо безопасно, стремительно, зрелищно, легко организуемо.
Даже поле ему не требуется - подойдут городские улицы, площади
и дороги. Выезжай поодному да покажи восторженной толпе ладную
стать, воинскую выправку, твердость руки и роскошь костюма.
Вихрем промчись по прямой, сломай прочное копье о землю или
окно возлюбленной, сорви поцелуй с ее уст, гром аплодисментов
- и ты герой сей суетной забавы со звучным именем "багардо"!
В эпоху позднего средневековья багардо станет подобием разгульного
карнавала с единственной целью - демонстрацией модных одежд
и чудесных драгоценностей. Что и прельщало богатую Италию,
где любое значительное событие, будь то джостра или церковный
праздник, оттеняло багардо молодежи, купцов и ремесленников.
Итак, природа турниров эволюционировала от сугубо функциональной,
воинской, до вычурной и карнавальной. Ни санкции церкви, еще
в XII веке грозившей на Реймском соборе отлучить любителей
турниров, ни гнев королей, терявших в бесполезных стычках
цвет войска, ни ропот бюргеров, возмущенных громадными тратами
на их устроение и выкуп пленников, не в силах были приостановить
победное шествие турниров! Воинственная каста считала их идеалом
сословной солидарности и как зеницу ока хранила свои привилегии.
Но ничто в этом мире не вечно. Где века запретов оказались
бессильными, там тихой сапой пробралась человеческая жадность.
Постепенно награда и денежный приз стали самоцелью. Спорт
любительский неизбежно обернулся спортом профессиональным.
Идея турнира подтачивалась исподволь роковым противоречием:
мораль требует презирать деньги, а дух наживы уж царствует
повсюду. Да и жемчужина рыцарского этоса - Культ Дамы - скользит
к пустому эротизму. В конце турнира Дама почти обнажена, ибо
каждый подвиг рыцаря на арене возна-граждается частицей ее
одеяния. Со второй половины XV столетия, с ростом централизованных
государств, куртуазная претенциозность окончательно поглотит
турниры. Ценности станут иллюзорными, джостры будут разыгрывать
подобно спектаклям, на сюжеты знаменитых рыцарских романов
с сентиментальными названиями "Фонтан слез", "Дерево
Карла Великого"... А после страшной гибели короля Генриха
II, приключившейся на турнире в 1589 г., последние проблески
героического средневековья угаснут сами собой. Мир вступит
в новую эпоху, где не найдется места турнирам.
Правда, еще в XIX в. отдельные мечтатели попытаются их возродить,
но тщетно! Возможно, мир осиротел, как сиротеем мы, взрослея
и прощаясь навсегда с пылкими забавами детства. Рыцарский
дух ушел в небытие, увлекая за собой свое земное воплощение,
имя которому - турнир...
|