N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




А. А. Абакумов (Ярославль)Боевые слоны эллинистического Египта
А.К. Нефедкин (Санкт-Петербург) Военное дело армян и персов а "Истории Армении" Фавстоса Бузанда.
А. Л. Шехватов (Санкт-Петербург)Штандарты и флаги воинов Месоамерики (окончание)
Л. А. Бобров (Новосибирск) Реконструкция вооружения джунгарских и казахских воинов, участников сражения на реке Аягуз (1717г.).
О. В. Плужников (Герцогенрат, Германия), А. В. Куркин (Киев, Украина)Орден Золотого Руна
А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург) Первая книга по военной истории Ольвии. Виноградов Ю. А. Счастливый город в войне: Военная история Ольвии Понтийской (VIв. до н.э.–IVв. н.э.)
А.К. Нефёдкин (Санкт-Петербург) Новая книга о войнах древней Спарты Шауб И., Андерсен В. Спартанцы в бою. (Войны древнего мира).

А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург) Жаркое лето 2010-го. Военно-исторические фестивали Ленинградской области летом 2010г









b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 
А. Л. Шехватов
Санкт-Петербург

Штандарты и флаги воинов Месоамерики

В каждом обществе,
по мере развития его военной организации,
небольшие группы воинов постепенно превращаются
в значительные воинские формирования.
В связи с этим возникает необходимость в различных воинских знаках, средствах сигнализации
и опознавания, необходимых военачальникам
для руководства своими войсками на поле боя.
Не явилась в этом смысле исключением
и территория Месоамерики.

 

Окончание. Начало в №№30, 31

Крылатые шлемы


Головной убор кецалькуакуауитль.
С рисунка в Льенсо де Тлашкала,
сцена (66) завоевания Астатлана в 1530 г
.

Кецалькуакуауитль (quetzalcuacuahuitl, quetzalquaqua-vitl) – шлем с рогами из перьев кецаля, хотя на наш взгляд эти «рога» больше напоминают крылышки. «Он выполнен следующим образом: голова покрыта прекрасными перьями; с каждой стороны [пучки из перьев] кецаля». Cuacuahuitl значит рог. На изображениях в Primeros Memoriales (fol. 73v, илл. I), Льенсо де Тлашкала и Descripci у n de la ciudad y provincia de Tlaxcala (fol. 284v) он представлен в виде шлема на голове. Зелер предположил его связь с богиней Шочикецаль, часто изображавшейся с двумя пучками из перьев кецаля на голове. Интересно, что на сцене 46 из Льенсо де Тлашкала шлема нет, а два крыла поднимаются над головой с перевязанными волосами, а в параллельной сцене из Descripci у n… de Tlaxcala (fol. 274v) воин одет в шлем с крылышками. Кецалькуакуауитль упоминается среди украшений, которые правители носили во время танцев и на войне.

Другой подобный шлем назывался «ананакастли» (ananacaztli). В Primeros Memoriales есть его изображение (fol. 75r, илл. II) и описание, правда под именем «щиуананакастли» (xiuhananacaztli – голубые водяные уши): «Сеть из волос, покрытая прекрасными [перьями] котинги. Рядом с ушами изображения золотых струй воды».

У Х.Торкемады есть указание, что если правитель Тескоко был чичимекского происхождения, то он надевал на штандарт в виде головы «два украшения наподобие плюмажа из дорогих перьев, по одному с каждой стороны, которые назывались ананакастли, и никто другой не мог носить эту инсигнию кроме императора» 6 Считается, что именно в ананакастли изображен Несауакойотль (Nezahualcoyotl), один из правителей Тескоко, в кодексе Иштлилшочитль (илл. III).

Изображения в Льенсо де Куаухкечоллан возможно как раз и представляют вариант, когда эти шлемы носились как штандарты...