Головной убор кецалькуакуауитль.
С рисунка в Льенсо де Тлашкала,
сцена (66) завоевания Астатлана в 1530 г.
Кецалькуакуауитль (quetzalcuacuahuitl, quetzalquaqua-vitl) – шлем с рогами из перьев кецаля, хотя на наш взгляд эти «рога» больше напоминают крылышки. «Он выполнен следующим образом: голова покрыта прекрасными перьями; с каждой стороны [пучки из перьев] кецаля». Cuacuahuitl значит рог. На изображениях в Primeros Memoriales (fol. 73v, илл. I), Льенсо де Тлашкала и Descripci у n de la ciudad y provincia de Tlaxcala (fol. 284v) он представлен в виде шлема на голове. Зелер предположил его связь с богиней Шочикецаль, часто изображавшейся с двумя пучками из перьев кецаля на голове. Интересно, что на сцене 46 из Льенсо де Тлашкала шлема нет, а два крыла поднимаются над головой с перевязанными волосами, а в параллельной сцене из Descripci у n… de Tlaxcala (fol. 274v) воин одет в шлем с крылышками. Кецалькуакуауитль упоминается среди украшений, которые правители носили во время танцев и на войне.
Другой подобный шлем назывался «ананакастли» (ananacaztli). В Primeros Memoriales есть его изображение (fol. 75r, илл. II) и описание, правда под именем «щиуананакастли» (xiuhananacaztli – голубые водяные уши): «Сеть из волос, покрытая прекрасными [перьями] котинги. Рядом с ушами изображения золотых струй воды».
У Х.Торкемады есть указание, что если правитель Тескоко был чичимекского происхождения, то он надевал на штандарт в виде головы «два украшения наподобие плюмажа из дорогих перьев, по одному с каждой стороны, которые назывались ананакастли, и никто другой не мог носить эту инсигнию кроме императора» 6 Считается, что именно в ананакастли изображен Несауакойотль (Nezahualcoyotl), один из правителей Тескоко, в кодексе Иштлилшочитль (илл. III).
Изображения в Льенсо де Куаухкечоллан возможно как раз и представляют вариант, когда эти шлемы носились как штандарты...