N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Сарисса

Исполнители литургий в Афинах в IV веке до н. э.: проблема имущественного ценза
Начало гражданской войны в Риме 49-45 гг. до н. э.
Альморавиды в «Стране золота» (1054-1076 гг.)
Латники «Золотой империи» (защитное вооружение чжурчжэней XI - первой четверти XIII вв.). Продолжение 63
Первая международная конференция по эллинистическому военному делу (Торунь, 10 —13 октября 2003 г.)
К вопросу о находках снарядов пращи на юго-западе Краснодарского края
«Реконструкция Средневековья»



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 
Л. Д. Бондарь
Санкт-Петербург


Исполнители литургий
в Афинах
в IV веке до нашей эры:
проблема
имущественного ценза

 

Завершая социальный портрет исполнителя триерархических обязанностей в Афинах,
представленный в предыдущих номерах журнала, следует рассмотреть еще один вопрос:
существовал ли у греков для исполнителей триерархии (как и любой другой литургии)
определенный имущественный ценз, или
выборы происходили по принципу
отбора «богатейших»?

***

Вопрос об имущественном цензе для исполнителей литургий решался до определенного времени вполне однозначно. Исследователи, занимавшиеся этими вопросами (в том числе А. Бёк, Г. Бузольт 3 ) определяли ценз в три таланта, не вдаваясь, однако, в глубокое исследование этой проблемы.
Если мы обратимся к имеющимся на этот счет, хотя и немногочисленным, свидетельствам 4 , то убедимся, что заявление о существовании имущественного ценза вполне правомерно. Об этом свидетельствует пассаж у Демосфена, определенно указывающий на существование нижнего предела состояния, подвергавшегося исполнению литургий. Это место звучит так: «Самые богатые граждане, исполняя обязанности триерарха, всегда освобождаются от хорегии. Те же, состояние которых ниже допустимого уровня, освобождаются от обложения по необходимости (они оказываются в числе людей, не облагаемых налогами)» (Dem., XX, 19; пер. В. Г. Боруховича). Вероятность существования имущественного ценза демонстрирует и другое место из Демосфена: «Да и как же это не поразительно, если... хозяйства в один талант и в два таланта от сдачи в аренду возрастают вдвое и втрое, так что они облагаются общественными повинностями, а мое хозяйство, обычно облагавшееся повинностью по снаряжению триер и большими налогами, из-за наглости окажется несостоятельным даже на небольшие» (Dem., XXVII, 64; пер.
В. Г. Боруховича). Таким образом, как солоново разделение на классы было проведено по имущественному принципу, так на основе того же принципа был выделен «класс» подвергавшихся литургическим обязанностям. Нам известно, что афиняне проводили некую оценку имущества – тимема (), на основании которой существовали, вероятно, определенные списки граждан с необходимым состоянием, и именно из них определялись триерархи, хореги, гимнасиархи и прочие исполнители многочисленных литургий на соответствующий год в необходимом количестве…

Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции. При использовании материалов ссылка на "Para bellum" обязательна.

Редакция приглашает к сотрудничеству авторов и издателей.

Вниманию авторов: присланные в редакцию рукописи не рецензируются, возврат осуществляется по предварительной договоренности.

Редакция не имеет возможности отвечать на все письма.

© Правами на статьи обладают авторы.

© Правами на оформление – редакция.