С. Мишенёв
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. ЭПОХА ГЕРОЕВ
Боевая
традиция Древней Греции просматривается достаточно отчетливо.
Наиболее значительным периодом для развития фехтования стал
так называемый Гомеровский век, или эпоха Героев (примерно
1000-750 г. до н.э.)
Условия формирования боевых систем в этот период были иные,
нежели в Эгейской традиции. Это были более жесткие условия,
провоцирующие развитие техники в русле функциональности и
отделяющие чистые приемы боя от прочих приемов обращения с
холодным оружием, таких, как танец, ритуал и т. п. В то же
время и те приемы боя, которые мы назвали чистыми, лишенными
смысловой значимости, подвергались дошлифовке - более эффектные
уступали место более эффективным.
Другими словами, произошло (а точнее, усилилось) разграничение
между боевым искусством и боевой техникой. Эта граница не
так условна, как может показаться на первый взгляд. Она была
очевидна античным воинам и спортсменам, ее наличие уверенно
констатировал Плутарх. Однако, не имея возможности в рамках
небольшой статьи углубляться в этот обширный и непростой материал,
мы сегодня расскажем лишь о наиболее общих и ярких тенденциях,
свойственных боевой культуре эпохи Героев в целом.
Итак, представим себе ситуации, в которых древнегреческим
бойцам приходилось использовать холодное оружие:
Поединки и смешанные бои на поле сражения, а также единоборства
военачальников на войне; ритуальные погребальные поединки;
тренировки; танцы (боевые, разумеется); неритуальные состязания
(проводились крайне редко). Кроме танцев, все эти случаи требовали
весьма утилитарных навыков, и даже ритуальные поединки были
начисто лишены какой бы то ни было культовой условности. Да
и танцы были, скорее, лишь формой тренировки - индивидуальной,
парной или групповой.
Во всех этих случаях почти всегда начало было одним и тем
же. Противники метали друг в друга копья. Да, именно метание
копья было первым и основным приемом при столкновении вражеских
армий, и не только в момент сближения войск, но и в гуще самой
битвы. Недаром воины носили по два копья. И уж если пущенное
копье не достигало цели, то только тогда герои сходились врукопашную,
на мечах, топорах или со вторым, сэкономленным копьем.
На эффективности метания сказывалась, конечно, еще и безопасность
обработки такого приема. Ведь можно хоть сутки напролет метать
копья в мишень - копья разного веса, из разных позиций, с
разной дистанции - и при этом не получить ни царапины, чего
не скажешь о приемах мечевого боя, весьма опасных в то время.
Одним из показателей высочайшего мастерства греческих копьеметателей
можно считать совершенно невероятное искусство метания двух
копий одновременно, с двух рук. При этом одно копье выполняло
отвлекающую роль, и избежать удара вторым было крайне сложно.
Хотя, конечно, копья не только метали. Существует множество
изображений, где воины сражаются копьями в ближнем бою. При
этом хват используется преимущественно посоховый, острием
вниз. В большинстве случаев затруднительно реконструировать
конкретные приемы боя - позы бойцов абстрактно классичны.
Но есть исключения из общей изобразительной традиции. На их
основе можно сделать ряд выводов о древнегреческом фехтовании.
В частности, можно видеть активную работу на разных уровнях
- греки охотно приседали, уходя от прямого удара в верхний
сектор, и это движение позволяло выполнить эффективный контратакующий
удар снизу.
Копье греки охотно комбинировали с другими видами оружия нападения.
В "Илиаде" мы встречаем активное использование копья
в ближнем бою в сочетании с мечом и даже камнем.
Впрочем, более традиционная комбинация - копье и щит, или
меч и щит.
Меч являлся оружием по преимуществу рубящим. Особенно ярко
рубящий эффект был выражен в специфическом оружии "махайра",
которое имело ярко выраженный ятаганный изгиб.
Продолжая анализ стилистики древнегреческого боя, мы обнаруживаем
еще одну характерную особенность - прямой корпус, устремленность
вверх и вперед вверх. И хотя есть мнение, что прямолинейность
греческих танцоров и бойцов связана с жестким, закрепощенным
стилем боя, - это не так. Ведь иначе не было бы той высокой
подвижности, которая отчетливо видна в текстах и на некоторых
рисунках. А прямота здесь - следствие высокой культуры владения
телом, достигаемой целым комплексом общефизической подготовки:
растяжки, тренинга отдельных групп мышц и т. д.
Эта культура периодически терялась и возрождалась снова, а
в конце концов утвердилась в школах классического фехтования
и дожила до наших дней: главное требование современной боевой
стойки - прямой корпус.
А. Грунтовский в своих исследованиях* утверждает, что боевые
школы, в основе которых высоко, "гордо" поднятая
голова, - наиболее правильны, культурны и... человечны, поскольку
опущенная голова - признак звериного уровня (не стиля, а именно
уровня). Другие связывают прямое положение спины в некоторых
боевых искусствах с особенностями циркуляции энергетических
потоков. Впрочем, это не исторический вопрос.
Но приемы боя в целом достаточно просты. Бойцы избегают лишних
или слишком сложных движений оружием, не строят длинные фразы,
ограничиваясь двумя-тремя движениями. Значительные усилия
прикладываются к тому, чтобы вообще избежать ближнего боя,
поразив противника на расстоянии (копьем, камнем). Греки чужды
каким-либо комплексам - если в ходе схватки противник оказался
сильнее, проигрывающий, не задумываясь, обращается в бегство.
При этом ему совсем не обязательно покидать поле боя. Отбежав
на несколько десятков метров (или отъехав на колеснице), герой
вновь ищет себе соперника. Ничего плохого он не видит в том,
чтобы напасть на врага сзади, добить лежачего или раненого.
Хорошим считается удар, убивающий сразу. Но герой не ограничивает
себя этим условием и вполне довольствуется ситуацией, при
которой для выведения противника из строя ему требуется два-три
удара. В общем - никаких ограничений и усложнений. Все просто
и эффективно. Но рисунок боя меняется, когда герой остается
с одним предметом - мечом, копьем - без щита, то есть со свободной
левой рукой. Правда, если такому бойцу попадается враг в полном
вооружении, то лучше убежать, но если и тот потерял щит...
Начинается борьба. В ход идут подсечки, за-хваты, заломы и
прочие борцовские приемы, за исключением, пожалуй, бросков.
Левая рука и ноги изо всех сил компенсируют отсутствие щита.
Подобные приемы великолепно иллюстрируются и иконографией.
*А. Грунтовский. "Русский кулачный бой. История. Этнография.
Техника." СПб, 1993.
Продолжение следует...
|