N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




От Микен к Эллинизму
Колонна
Тевтонский Орден, Орден меченосцев, Прибалтика 1230-1270
Палестинское солнце Тулы
Древняя Греция. Эпоха героев
Жизнеописание Александра
Ливы бежали стремглав



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 

ОРДЕНСКИЕ БРАТЬЯ

Тевтонский Орден, Орден Меченосцев, Прибалтика 1230-1270.

В 1237 г. после разгрома Ордена Меченосцев под Шяуляем произошло его формальное объединение с Тевтонским Орденом с подчинением последнему, под командованием ландмейстера Ливонии Германа Балке, хотя впоследствии Орден и сохранил определенную самостоятельность, войдя в историю уже под другим названем - Ливонский Орден.

Рыцарь ("брат") Ордена Меченосцев, первая половина XIII в.

Защитное вооружение рыцаря аналогично общеевропейскому, но представляет несколько упрощенный вариант. Кольчужные чулки выполнены в виде полос кольчатой ткани, защищающих ноги спереди и с боков, стянуты сзади и под подошвой шнуровкой. На руках - приплетенные к хаубергу рукавицы. Поверх кольчужного капюшона прикреплен упругий кожаный валик, для плотной фиксации большого шлема (топхельма). Конь рыцаря защищен простой попоной из плотного белого полотна, покрытие головы и шеи коня - из того же материала. На поясе рыцаря - прямой крестообразный меч, на ногах золоченые шиповые шпоры.
Орденская символика до разгрома 1237 г. представляла собой изображение красного меча на белом поле и небольшого красного германского креста над ним. Хотя вместе с прибытием в Ливонию шестидесяти тевтонских рыцарей во главе с Генрихом Балке (в том же 1237 г.) сюда была завезена символика Тевтонского Ордена, она, по-видимому, не прижилась: впоследствии, наряду с одним мечом, чаще изображали два скрещенных меча под тем же германским крестом.

Источники: шлем - фигуры Уэльского собора, первая половина XIII в., МАА N 75, Terence Wise, G. A. Embleton "Armies of the Crusades".


Оруженосец рыцаря-меченосца, первая половина, XIII в.

Как правило, оруженосцы и сквайры не принимали участие в рыцарских сражениях, а выполняли функции боевой прислуги. Однако в XIII в. уже существовал разряд "боевых сквайров" (молодых дворян, не посвященных в рыцари), которые сражались вместе со своими сеньорами. Представленный здесь оруженосец имеет достаточно простую экипировку и везет за своим рыцарем его копье и щит с орденской символикой.

Рыцарь ("брат") Тевтонского Ордена, 1250-1270).

Тевтонский Орден Девы Марии Немецкой изначально возник в Палестине во время третьего крестового похода, при осаде Акры (1190 г.). К середине XIII века Прусская ветвь Ордена уже вела активные действия в Прибалтике.
Посвященные Тевтонские рыцари носили белый плащ или котту (длинную накидку, чаще всего без рукавов, с перед-ним и задним разрезами для верховой езды) поверх доспехов, на которые был нашит черный крест - на левом плече плаща или на груди котты. Кресты повторялись на щитах и знаменах рыцарей. Защитное вооружение рыцаря состояло из хауберга - длинной кольчуги с приплетенными кольчужными рукавицами (а с 1250 г. - и перчатками) и капюшоном.Предположительно с 1225 г. в качестве второго доспеха поверх хауберга рыцари стали использовать прочную кирасу из вываренной в масле кожи, которую, как правило, скрывает котта. На ногах - кольчужные чулки, поверх которых надеты плотные простеганные полуштанины - налядвенники. Иногда, так же, как и на Руси, к ним крепились чашеобразные или полуцилиндрические наколенники.
Поверх кольчужного капюшона, в особенности для копейных сшибок, одевался большой шлем - топхельм. Лицевая часть маски шлема усиливалась крестообразно наложенными полосами. С середины XIII в. очертания большого шлема спереди приобретают характерный излом в районе прорезей для глаз; назатыльник удлиняется, соединяясь с маской, и образует сплошную защиту головы до самых плеч. Характерная двойная мечевая перевязь во второй половине столетия вместо завязок получает фигурные пряжки. Рыцарь вооружен длинным романским мечом с фигурным линзовидным навершием.
Говоря о конском доспехе, следует отметить, что в середине XIII в. в Европе, наряду с плотным матерчатым прикрытием коня, в обиход входят также стальные маски.

Источники: большой шлем (топхельм) - Muller "EUROPAISCHE HELME", вторая половина XIII в. (N 15); защитное вооружение - с надгробных статуй рыцарей: Роберт де Вэр, граф Оксфордский, рыцарь - храмовник, 1250 г. (по Стотхарду); меч - Muller "Europaische Hieb - und Stichwaffen", середина XIII в. (N 11); снаряжение коня - с печати Джона де Монтфорта, 1248 г., Париж. (Ссылка на общеевропейские источники здесь уместна, поскольку Орден постоянно отслеживал новшества военного дела и снаряжения, принимая у себя рыцарей из различных европейских стран).

Оруженосцы Тевтонского рыцаря, XIII в.

По уставу рыцарям Ордена Тамплиеров было положено иметь по 3 коня (четвертый - у сквайра), госпитальерам - по 4 коня. Этому следовали и тевтонские рыцари: кони были более уязвимы в бою, чем всадники.
Один из оруженосцев ведет в поводу запасного боевого коня (специальные кони предназначались для доставки рыцаря к полю битвы), второй оруженосец везет щит и копье сеньора. Защитное снаряжение оруженосцев представлено матерчатыми доспехами и легкими шлемами: полусферическим, склепанным из полос и сегментов, поверх полотняного чепца, и составным шлемом с полями. Матерчатый доспех (акетон) изготовлен из клееного холста, набитого хлопком (ватой), и простеган вертикально. Высокий стоячий ворот акетона иногда укрепляли твердыми обкладками.

Источники: Майцеджовская библия, середина XIII в. (Париж).


"Брат - сержант" Тевтонского Ордена, 1250.

Сержанты - профессиональные наемные бойцы простого звания (как правило, конные) на службе Ордена - носили серые котты с разрезами по бокам или плащи с характерным (имеющим трехлучевые концы) крестом. Защитное вооружение: хаубергон (короткая кольчуга с короткими рукавами), полусферический шлем (ранняя форма цервелльера) с раздельным кольчужным капюшоном. У седла подвешен легкий круглый щит с орденской символикой, к поясу пришнурован небольшой меч. Сержант везет за рыцарем копье с простым знаменем Ордена.

Источники: Майцеджовская библия, 1250 г. (Париж), МАА N 155, Terence Wise, Richard Scollins, "The Knights of Christ".

Литература
1. А. Н. Кирпичников, "Древнерусское оружие. Выпуск 3. Комплекс боевых средств IX-XIII вв.", изд. "Наука", Ленинградское отделение, Ленинград - 1971 г.
2. А. Н. Кирпичников, "Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX-XIII вв.", изд. "Наука", Л. 1973.
3. А. Н. Кирпичников, "Древнерусское оружие. Выпуск 1. Мечи и сабли IX-XIII вв.", изд. "Наука", Ленинградское отделение, Ленинград, 1966.
4. "Археалогiя, нумiзматiка Беларусиi". Беларусская энцiклапедия, Мiнск, изд. iмя Петруся Броукi, 1993 г.
5. А. Ф. Медведев, "Оружие Новгорода Великого", - материалы и исследования по археологии СССР, № 65, - Труды Новгородской археологической экспедиции, Т-II, изд. Академии наук СССР, М., 1959.
6. А. Н. Кирпичников, выпуск 2. "Копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистени. IX-XIII вв.", изд. "Наука", М.-Л., 1966.

Гости и союзники ЛИВОНСКОГО Ордена Прибалтика, 1200-1250
Реконструкции и иллюстрации П. А. Васина.

Союзный рыцарь Тевтонского Ордена ("рыцарь-собрат"), 1250.

К этой категории можно отнести посвященных рыцарей, которые служили в Ордене временно, на условиях феодальной зависимости (например, за земельные пожалования). Их служба могла быть достаточно напряженной: военные сборы проводились несколько раз в год. Такие рыцари не принимали монашеского звания, не давали обета безбрачия. Как правило, после смерти такого рыцаря половина его феода возвращалась в собственность Ордена.
Интересно отметить, что орденские рыцари были обязаны носить усы и бороду - в отличие от светских рыцарей, которым неписаный кодекс куртуазности предписывал ухаживать за волосами и тщательно бриться - в знак уважения к своим противникам. Рыцари-монахи, наоборот, гордились своей "взъерошенностью", как бы подчеркивающей их отрешенность от мирской суеты.
Часто союзные рыцари использовали элементы орденской символики: либо орденский крест наносился поверх геральдических цветов владельца, либо использовалась орденская котта без креста, либо плащ, на котором крест нашивался не на левом, а на правом плече.
Вооружение: хауберг, шлем с полями и куполообразной тульей ("шапель де фер"), на ногах - одностворчатые пластинчатые поножи, за спиной - большой треугольный щит (для пешего боя); меч рыцаря - с большим сферическим навершием - "яблоком", в руке - копье для пешего боя с перекладиной-ограничителем.

Источники: Майцеджовская библия, 1250 (Париж).

Рыцарь-пилигрим из Германии, 1200-1230.

Гости рыцарских орденов постоянно пополняли их военные силы во время нескончаемых кампаний против язычников. Рыцари-пилигримы, давшие обет сразиться с врагами христианства, составляли временные пополнения орденских войск.
Доспех рыцаря представляет гипотетическая "кольчатая бронь" или "ременная бронь", составленная из нашитых на основу кожаных ремней с нанизанными на них стальными кольцами. Промежутки между образовавшимися при этом рядами колец также закрыты кожаными ремнями (реконструкция Виолетта ле Дюка). Покрой брони повторяет покрой обычного хауберга. По той же технологии изготовлены и защитные чулки. Большой шлем рыцаря - раннего типа, состоящий из железного цилиндрического колпака с приклепанной к нему лицевой маской. Шлем венчает нашлемная фигура в виде вырезанной из дерева руки. Щит рыцаря соответствует тому же времени и представляет раннюю форму скругленно-треугольного типа, причем геральдическое изображение на нем не всегда соответствует нашлемной фигуре. Меч - развитого романского типа с граненым дисковидным навершием.

Источники: шлем, его раскраска, нашлемная фигура, щит - миниатюра "Камилла и Турнус осаждают Монталбанус" ("Энеида" Генриха фон Вельдеке, рукопись кон. XII - нач. XIII вв., Германия); меч (тип VII) - надгробие Конрада, ландграфа Тюрингии и Гессена, первая половина XIII в..

Датский рыцарь ("мужи Датского короля") с Даненброгом, 20-е годы XIII в.

В XIII веке датские рыцари, наряду с немецкими, шведскими и русскими феодалами боролись за земельные владения в Прибалтике (в частности, в земле эстов). Так, легенда гласит, что именно в критический момент битвы датчан с эcтами в 1219 г., при короле Вальдемаре II Победителе, с неба упало красное знамя с белым крестом - Даненброг - и помогло одержать победу. Рифмованная Ливонская хроника утверждает, что перед походом к Чудскому озеру на помощь немецкому войску прибыли "мужи" (т. е. рыцари) Датского короля для участия в сражении с русскими.
Изображенный здесь рыцарь имеет устаревшее вооружение, характерное для второй половины XII века. Впрочем, удаленность Датского королевства от центров военной моды допускает такой анахронизм. Открытый, без котты, хауберг с приплетенным кольчужным капюшоном, снабженный вертикальным лицевым клапаном, надет поверх акетона и длинного цветного кафтана с разрезом спереди. Облегченные кольчужные чулки, миндалевидный щит и глубокий, составленный из полос, шлем яйцевидной формы с мощным наносником также представляют формы, несколько устаревшие для Европы начала XIII века.

Источники: шлем, хауберг, кольчужные чулки, щит - Первая великая печать Ричарда I (1189), Большой Псалтырь Кэнтербери (1180-90, Париж), надгробная статуя Рауля II де Бомон (1220, Ле Ман).

Литература
1. А. Н. Кирпичников, "Древнерусское оружие. Выпуск 3. Комплекс боевых средств IX-XIII вв.", изд. "Наука", Ленинградское отделение, Ленинград - 1971 г.
2. А. Н. Кирпичников, "Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX-XIII вв.", изд. "Наука", Л. 1973.
3. А. Н. Кирпичников, "Древнерусское оружие. Выпуск 1. Мечи и сабли IX-XIII вв.", изд. "Наука", Ленинградское отделение, Ленинград, 1966.
4. "Археалогiя, нумiзматiка Беларусиi". Беларусская энцiклапедия, Мiнск, изд. iмя Петруся Броукi, 1993 г.
5. А. Ф. Медведев, "Оружие Новгорода Великого", - материалы и исследования по археологии СССР, № 65, - Труды Новгородской археологической экспедиции, Т-II, изд. Академии наук СССР, М., 1959.
6. А. Н. Кирпичников, выпуск 2. "Копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистени. IX-XIII вв.", изд. "Наука", М.-Л., 1966.