N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Сочинение М. Пселла
"О военном строе".
Вспомогательные войска - стрельцы, легкая конница.
Жанна д'Арк: полководец или талисман?
Катафрактарии древнего мира.
Мирская идиллия.
Результаты тульского фестиваля.
Ганнибал. Жизнь за слонов.



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 
А. Скакальская

ЖАННА Д'АРК :
ПОЛКОВОДЕЦ ИЛИ ТАЛИСМАН ?

"И вы все, лучники, ратники, рыцари и прочие, стоящие сейчас под городом Орлеаном, убирайтесь восвояси, именем Бога; а если нет, - ждите вестей от Девушки, которая вскоре придет вас проведать к великому вашему несчастью. Король Англии, если вы так не поступите, [знайте, что] я - главнокомандующий, и где бы я не настигла ваших людей во Франции, я выгоню их прочь, хотят они того или нет..."- писала Жанна д'Арк англичанам 22 марта 1429 г.
"Ее обвиняют в том, что она присвоила себе права военачальника, став во главе 16-тысячного войска? Это правда, но если она и была военачальником, то только для того, чтобы бить англичан", - гневно отзывались о ней руанские судьи зимой 1431 года.
Выбор двух этих цитат не случаен. Они подтверждают правомерность постановки вопроса, который долгие годы сеет смуту в рядах медиевистической братии. Юная девушка, по ее собственному признанию не различающая ни А, ни Б, уроженка лотарингско-шампанского пограничья, визионерка и дочь зажиточного деревенского старосты, вдруг облачается в мужское платье, встает во главе многотысячного войска и за восемь дней сводит на нет все вековые старания англичан завладеть Францией. Она зовет себя Девушкой и главнокомандующим; она не скрывает отвращения к крови и убийству и грозится при этом перебить англичан; она любит роскошные ткани и дорогое оружие, но штандарт с изображением Бога, ангелов и лилии ей в сорок раз дороже! Не правда ли, при таком количестве противоречий впору предположить: либо речь идет о мифе, либо о личности, исключительно многогранной и куда более сложной, чем ее отображение на страницах школьных учебников. Так кем же была легендарная Жанна в действительности, и насколько ее положение в обществе соответствовало анонсированному в письме к англичанам высокому званию?
Только что, в марте 1429 г., авторитетным церковным трибуналом, собравшимся в Пуатье, миссия Жанны была официально одобрена с согласия самого дофина Карла. Ее программа-минимум: снять осаду с Орлеана, вернуть плененного англичанами герцога Орлеанского, короновать дофина в Реймсе. То есть повернуть вспять ход Столетней войны.
И сразу же начались загадки. Допустим, стратегия Жанны в полной мере отвечала требованиям момента, чаяниям правящих кругов и народных масс. Но вот тактика девушки, ее методы достижения поставленных целей, породили жесточайший диссонанс в среде дипломатов, капитанов и церковников. С большой долей условности мы можем очертить основные тенденции в трактовке Жанны ее окружением... "Мы не из придворного совета, мы - люди битвы", - скажет один из ее современников.
Король Карл был довольно трезвым человеком и, похоже, мистическая сторона его взаимоотношений с Жанной так никогда и не возобладала над жестким политическим прагматизмом. Его ревнивая настороженность не замедлила проявиться после первых же побед. Об этом красноречиво свидетельствует сухое коммюнике властей о победе в Орлеане. Любопытно, что в данном вопросе мнения друзей и врагов, в принципе, совпадают: формулировки Карла в его циркуляре об успехах французов и, скажем, безымянного, но настроенного явно проанглийски Парижского Буржуа практически идентичны. "... а также Девушка, которая всегда лично присутствовала при исполнении всех этих дел", - пишет дофин. (I, 83). А вот взгляд с другой стороны баррикад: "... в этот день капитаны и воины, осаждавшие город.., ушли из этих бастилий и сняли осаду, чтобы биться с противником, в чьих рядах была некая Девушка, против врагов имевшая в руках лишь знамя, как говорят". (I, 83). Две реплики выдают совершенно четкое восприятие Жанны не как действующего полководца, а как некое эмоциональное приложение к настоящим генералам, как некий штандарт, призванный поднимать боевой дух армии. Для французов это талисман, для англичан - колдовские чары. Страх, который она им внушает, не страх перед гением полководца, это скорее суеверный трепет перед вмешательством потусторонних сил. Регент Английского королевства Бедфорд рапортует королю Генриху VI: "Все шло хорошо до осады Орлеана... А затем рука всевышнего, как кажется, причинила великий ущерб вашим людям, собравшимся там в большом числе. Причина этого ущерба во многом состоит, по-моему, в их ложной вере и безумном страхе перед приспешницей и ищейкой дьявола, прозванной Девушкой, которая пользовалась чародейством и колдовством. Все эти неудачи не только намного уменьшили число ваших людей, но и удивительным образом отняли мужество у тех, кто остался; храбрость же и число ваших противников намного возросли". (Письмо 1434 года). Можно предположить, что и дофин, и его Совет во главе с архиепископом Реймским и герцогом де Ла Тремуй изначально не воспринимали Жанну как военачальника, зато делали ставку на харизматичность ее образа в глазах французского рыцарства и простолюдинов. Именно они составляли армию, и именно их предстояло воспламенить высокой идеей, дабы сообщить этой разношерстной и дезорганизованной публике мощный центростремительный импульс и волю к победе. К Орлеану бросились Ла Гир, Сентрай, Гокур, Кюлан, Коараз, Арманьяк! Своих бретонцев привел де Ре, гасконцев - маршал де Сен-Север, окрестную знать - капитан Шатодэна Флоран д'Иллье! Чуть позже, во время луарской кампании, к ним, вопреки воле короля, присоединится даже опальный коннетабль Ришмон, - никто не хотел оставаться в стороне. Но сам по себе цвет рыцарства ничего не решал, он уже достаточно дискредитировал себя в ходе Столетней войны; цвет рыцарства терпел оглушительные поражения и при Креси, и при Азинкуре, и в "Битве Селедок"! Чтобы сплотить разрозненные отряды представителей строптивой знати под стягом короля, требовался не искушенный полководец, а боговдохновенная личность. Загвоздка была в том, что сочетание обоих качеств в одном лице не предусмотрели - отсюда жесткий конфликт между тактикой лояльного генералитета и почти мятежным духом Девушки.
Французской армии не хватало морально организующего начала, а прийти оно могло только сверху, из источника непререкаемого авторитета, перед которым бы склонили непокорные головы все субъекты королевства. То есть, требовалось придать династическому феодальному конфликту, с которого началась Столетняя война, статус "justum bellum" - войны освободительной, богоугодной и в силу того - справедливой. По мнению придворной элиты, Жанна была подходящей кандидатурой на эту роль, и грех было этим не воспользоваться. Потому с таким тщанием продуман ее образ, столько денег и совместных усилий рыцарства, горожан и придворных тратится на ее экипировку и знаковые атрибуты, вроде штандарта и знамен. Боевой штандарт в ее руках практически становится хоругвью, а народ и рыцари, судя по письму Ги де Лаваля, испытывают столь заразительный подъем энтузиазма, что Реймский поход из сомнительной боевой операции превращается в триумфальное шествие по стране! В довершение всего, во время коронации Жанна будет гордо стоять со своим штандартом и заявит потом на процессе, что оно было в труде, и ему подобает теперь быть в чести. Возможно ли увидеть в этой святой настоящего полководца? Полководца, привыкшего к крови и жестокости, способного распоряжаться тысячами жизней во имя генеральной идеи и подчиняющего тактику стратегии по принципу "цель оправдывает средства"? Вполне. Просчет Карла, или, скорее, его ближайшего окружения, ориентированного на дипломатическое, а не военное решение проблем, был в том, что они не предусмотрели присутствия у Жанны действительного полководческого дара. Дара в той еще клюнийской традиции, о живучести которой уже в нынешней Франции напоминает белокаменный парижский собор Сакре-Кер. У входа в это грандиозное здание, по обе стороны портика, словно на страже стоят две конные статуи - два древних патриотических идеала: Людовик Святой и Жанна.
Хотя официально армией командует ее преданный сподвижник, принц крови герцог Алансонский, ревизию в воинских рядах инициирует и проводит именно Жанна! Первое, что она сделает, - установит в войске строжайший порядок. Средневековая армия не знала античной дисциплины, ей была известна лишь субординация. Дисциплину требуется подчинить общей идее, доступной и понятной каждому, и еще непререкаемому авторитету - живому воплощению этой самой идеи! Вот чему Жанна посвятила себя. Она объявила четко и ясно: Бог на стороне Франции, ее король - законен, и англичане будут выгнаны прочь, кроме тех, кто найдет здесь смерть! Она вновь явила миру полузабытый клюнийский идеал воина-монаха, борца за правое дело, и армия должна была этому соответствовать. Потому следуют изгнание девиц легкого поведения, введение обязательных полевых месс с исповедью и причастием и запрет на сквернословие - причем все это касалось в равной степени солдат и капитанов, и подкреплялось не директивами сверху, а личным примером. Вполне логично, что в некоторых ее письмах (к герцогу Бургундскому, англичанам и т.п.), стихах Кристины Пизанской и сообщениях иностранных корреспондентов содержатся намеки на гипотетическую кульминацию ее миссии - крестовый поход! Суть ее военного гения именно в том, что она сумела придать войне, давно выродившейся в процесс меркантильный, обреченный и безнравственный, статус justum bellum - войны священной и справедливой. Этим она сообщила деморализованному рыцарству и пассивным массам буквально крестоносный нерв. И только тогда, только при условии полного духовного единения, стал возможным столь могучий рывок, как освобождение Орлеана!