А.К. Нефёдкин
Санкт-Петербург
Римский праздник
в Кайзеравгсте
(кантон Базель,
30–31 августа 2008 г.)
Римский праздник (Roemerfest) – это фестиваль, проводимый с 1992 г. (ежегодно – с 1997 г.),
в городке около Базеля, именуемом
Кайзеравгст (Kaiseraugst)
и расположенном среди руин
античного города Augusta Raurica
***
Augusta Raurica – римская колония, основанная сподвижником Цезаря Л. Мунацием Планком в 44 г. до н. э. на территории кельтского племени рауриков, отсюда и ее название. Город имел строгую планировку с форумом в центре и во время своего расцвета во II в. н.э. насчитывал 20 тысяч жителей. Примерно в 260 г. он был разрушен аламаннами и больше не восстанавливался. Около 300 г. был возведен лишь форт у Рейна, где квартировался Legio I Martia. Хотя первые раскопки тут состоялись еще в 1582 г., но систематически они стали проводиться с 1935 г. и продолжаются до сих пор. На сегодняшний день Аугуста Раурика – это самый значительный памятник римской эпохи на территории Швейцарии.
Из сохранившихся сооружений следует выделить театр примерно на 10 тысяч посадочных мест, который считается наиболее хорошо сохранившимся зданием данного типа к северу от Альп. Внутри комплекса раскопок находится небольшое одноэтажное здание, построенное в 1954 г. и именумое “Римский дом” (Roemerhaus), который представляет собой реконструкцию типичного римского жилища с портиком по периметру. Правую от входа часть дома занимает музей, где экспонируются находки, сделанные в Augusta Raurica, в частности, коллекции имперских монет, бронзовых статуэток и столового серебра. Левая часть здания представляет посетителю тщательно воссозданный интерьер различных комнат древнего дома: кухня, гостиная, спальня, ванна, мастерская и лавка, которое располагаются вокруг внутреннего дворика. Рядом с музеем находится небольшой лапидарий – собрание немногочисленных латинских надписей, нескольких статуй и рельефов, один из которых представляет надгробие римского всадника, выполненное в грубом провинциальном стиле.
Теперь о самом празднике. Все было организовано с немецкой пунктуальностью: с железнодорожной станции гостей каждые десять минуть подбирал автобус, везде стояли указали и лотки с закусками. Билет, каковым оказалась желтая бумажная ленточка с надписью Augusta Raurica, надо было, во избежание нареканий, прикрепить на запястье. Пройдя мимо стражей, облаченных в длинные туники, гость попадал в разноголосую шумную толпу. Наряду с гортанной рето-германской, плавной галльской и многословной италийской слышалась и другая речь: то тут, то там мямлили англо-саксы, пшикали ляхи и горланили русы...
Театр был полон, да и на бумажной тессере номер приближался к девятой тысяче, что говорит о количестве любопытствующих (в прошлом году за два дня фестиваль посетило 35 тысяч гостей). Светило солнце, было +300C, на небе ни облачка, но иногда невесть откуда прилетевший ветерок приятно обдувал разморенную жарой публику.
В одиннадцать часов базельские музыканты исполнили Carmina burana Карла Орффа, а в два часа дня началось самое интересное: бои гладиаторов. Группа миланских реконструкторов Ars dimicandi во главе с Дарио Батталья продемонстрировала серию поединков между мирмиллонами и ретиариями и между двумя секуторами. Бойцы сражались достаточно вяло, щадя друг друга, но иногда, входя в раж, интенсивно молотили противника. Аккомпанировала боям благозвучная римская музыка, исполняемая группой Musica Romana. Через 45 минут гладиаторские игры закончились и зеваки получили паузу для отдыха от зрелищ и для наполнения своих желудков.
В полчетвертого зрелище в театре продолжило «шоу верблюдов» дрессировщика Франка Бока. После исторического вступления ведущего о том, что в гладиаторских боях участвовали не только двуногие, но и четвероногие, на сцену вышли три потрепанные бактриана, продемонстрировавшие парад-алле. Затем последовал танец живота (исполняемый, конечно, не верблюдом), и закончилось все парным синхронным кружение на арене белого коня и одного из верблюдов, которые, вместе с наездниками проходили через горящую арку. Сопровождающая музыка была, пожалуй, поинтереснее шоу, закончившегося через 40 минут.
Теперь эпицентром действа стало поле Pratum, на котором разъезжала римская «боевая колесница» имперского времени, предлагающая зрителям прокатить, как в фильме «Бен Гур». Впрочем, лошади несли возницу и ездока не столь борзо, как в самом фильме. Затем поле оккупировали вексилларии XI легиона в экипировке второй половины I в. н. э. Этот Legio XI Claudia Pia Fidelis квартировался в древней Виндониссе (совр. Виндиш в Швейцарии) с 69 по 101 гг. н. э. Двенадцать грозных воинов, осеняемых штандартом, исполняли упражнения, повинуясь хриплой латыни центуриона и опасаясь его лозы. Наконец, построившись клином и обнажив сверкающие мечи, они грозно атаковали зрителей, которые почему-то вообще не испугались. Зато вдохновленное молодое поколение упросило родителей купить себе деревянные щиты и мечи, а также луки и стрелы...
В оставшееся до закрытия время гости могли посетить добрую сотню палаток, шатров, павильонов и таверен, которые были неотъемлемой частью форума. Особое внимание зрителей привлекали марширующие легионеры и павильон группы Musica Romana, которая познакомила любопытствующих с устройством позднеантичного водяного органа и различными видами музыкальных приспособлений.
Младое племя с упоением воспользовалось предложением слепить что-то из мягкой глины, составить мозаику, поиграть в римские игры, послушать мифы, заняться вязанием и плетением, пострелять из лука по стене, созданной из травяных блоков. Старшие предпочитали просто опорожнить свою калиту и купить что-то либо из украшений, стеклянной или глиняной утвари, корзин, кривых ножей, новых туник, кожаных сандалий, папирусов, кожи, меха, кости и рога с гравировкой, растений, объявленных римскими. Ну и конечно, можно было полакомиться настоящей римской кухней, увидеть, как работает римский кузнец, токарь и плотник, узнать у ветерана, как устроена римская катапульта и на что похож лагерь грозных легионеров. Кстати, кроме солдат вексилляции XI легиона, были замечены два одиноко бредущих легионера в снаряжении республиканской эпохи и еще три, праздно болтавшие в позднеримском облачении.
© Правами на статьи обладают авторы.
© Правами на оформление - редакция. |