Сражение
на реке Аягуз (1717 г.)
Предпосылки, ход, результаты.
В начале XVIII в. ожесточенные войны
гремели не только в Западной и Восточной Европе.
На другом конце Евразийского материка,
на бескрайних просторах Центральной Азии, на берегах горьких кипчакских озер и соленых степных рек,
на поросших соснами отрогах Тарбагатайских гор, сходились в ожесточенных битвах
армии Азиатских империй.
Черный джунгарский «Волк» оспаривал право господства в континентальной Азии у цинского «Золотого Дракона».
В «Великое противостояние» были
втянуты большинство крупнейших
центральноазиатских народов региона.
По своим масштабам азиатские
сражения конца XVII – первой трети XVIII вв.
не уступали крупнейшим европейским битвам
этого времени, а по размаху
азиатский театр военных действий
в несколько раз превосходил
свой европейский аналог.
* * *
«И напали на них с копьи жестоко…»
Джунгаро-казахское противостояние второй половины
XVII – первой половины XVIII вв. является стержневым военно-политическим явлением в истории казахского народа рассматриваемого периода. Казахские и ойратские (западномонгольские) номады неоднократно сходились на полях сражений на протяжении всего XVI в. и первой трети XVII в. Однако в это время военные столкновения сменялись относительно длительными периодами мирного сосуществования. Иногда ойратские тайши и казахские султаны даже вступали в военно-политические союзы, направленные против государственных образований Мавераннахра и Восточного Туркестана. Однако после объединения ойратских племен и создания Джунгарского ханства (1635 г.), взаимоотношения двух степных народов претерпевают значительные изменения. В конце XVII – начале XVIII вв. западно-монгольские правители начинают воспринимать города и кочевья Южного Казахстана и Восточного Туркестана не как объекты кратковременных грабительских набегов, а как территории, подлежащие завоеванию и включению в состав Джунгарского ханства.
Резкое обострение отношений приходится на первую половину 80-х гг. XVII в. В этот период джунгарские армии громят казахские ополчения Тауке-хана и занимают крупнейшие южноказахстанские города, включая богатый и многолюдный Сайрам. Дополнительный «нерв» конфликту придает тот факт, что джунгарское нашествие проходит под знаменем «религиозной войны». Накануне вторжения джунгарский правитель Галдан Бошокту-хан (в прошлом, готовившийся к духовной карьере и проходивший обучение в тибетских ламаистских монастырях) требует от казахов принятия буддийского учения и вхождения казахских жузов в состав Джунгарского государства (Моисеев В. А., 1991, с. 51-52). В ответ на джунгарские притязания мусульманские религиозные деятели призывают соотечественников на «борьбу с неверными». Несмотря на призывы фанатиков, Казахо-джунгарская война первой половины 80-х гг. XVIII в. не превратилась в борьбу воинов «Зеленого Знамени Пророка» с защитниками «Желтого учения»1. Но религиозный момент, наложившийся на конкуренцию за право обладания крупными ремесленными центрами и благодатными степными угодьями, придал традиционному степному соперничеству дополнительную остроту и ожесточил противоборствующие стороны...
Автор реконструкции: Л. А. Бобров
Казахские воины
первой половины – середины XVIII в.
Основной ударной силой казахской армии первой половины XVIII в. были дружины феодалов и племенные ополчения. Большая часть огнестрельного и значительная часть клинкового оружия и металлического защитного вооружения поступала в казахские войска из оружейных мастерских среднеазиатских городов. Основная масса оружия изготавливалась непосредственно в казахских степях.
Отличительной чертой комплекса вооружения казахских воинов периода позднего Средневековья и Нового времени было широкое использование ударного (дубины, палицы, булавы) и ударно-рубящего (топоры) оружия. Казахские топоры XVII–XIX вв. имели длинные рукояти, позволявшие эффективно использовать их в конном бою. Что касается огнестрельного оружия, то оно было достаточно широко распространено в казахских войсках. И хотя число ружейных стрелков в казахских армиях было меньше, чем в джунгарских (ойраты в конце XVII – начале XVIII вв. освоили технологию массового производства ручного огнестрельного оружия в степных условиях), численность «туфакандазов» у казахов была значительно выше, чем в ополчениях других степных народов Средней Азии, например киргизов или каракалпаков.
Казахский батыр
первой половины – середины XVIII в.
На голове воина стеганая шапка с меховым околышем. Халат с длинными рукавами и подолом одет поверх кольчужной рубашки со стоячим воротником (в кольчужные кольца вплетены кожаные сегменты). На ногах батыра – сапоги из мягкой кожи. Воин вооружен фитильным ружьем с сошками и саблей бухарского производства. Талия стрелка перехвачена ружейным поясом: к поясному ремню, украшенному серебряными и позолоченными бляшками подвешена ружейная сумка («киса») и пара мешочков для пуль («окшынтай»). Их поверхность украшена резными металлическими накладками, в гнезда которых вставлен сердолик...
|