"Живая история"
эпохи Средневековья
в России
* * *
Движение исторической реконструкции распространилась в Европе в 60-ые годы прошлого века, если не принимать во внимание отдельные опыты XIX столетия. Иначе данное направление называется "живая история" - "living history", что наиболее адекватно отражает суть рассматриваемого феномена. Целью движения является воссоздание реалий того или иного исторического периода с максимальной точностью, используя полный спектр доступных исторических источников по интересующей тематике. Наивысшей точкой, кульминацией процесса реконструкции является полное погружение в материальную культуру эпохи (что, впрочем, почти недостижимо), когда "история начинает оживать". Подразумевается, что в идеале все участники используют в рамках мероприятия полный комплекс антуражных принадлежностей - от предметов быта (костюм, посуда, интерьер) до пищи и личного досуга (историческая музыка, игры и т.д.), заполняя при этом полный спектр социальных прослоек реконструируемого общества. Главным требованием является максимальное (в идеале - полное) соответствие задействованных предметов своим историческим прототипам.
Данный пункт следует осветить подробнее, так как он включает несколько составляющих и является многоуровневым понятием. Первый уровень приближения к "исторической правде" - это внешнее сходство. Предмет должен повторять основные размерно-весовые характеристики своего исторического прототипа или максимально точно соответствовать пропорциям данного прототипа. Отступая от копирования, можно допустить наличие предметов, вписывающихся в общий тип. Допустима также комбинация двух и более типов в одном, но лишь в том случае, если она подтверждается исторически источниками. И, наконец, максимальным удалением является историческая стилизация, когда предмет, не имея исторического прототипа, в общем не противоречит реалиям реконструируемой эпохи. Второй уровень - это конструктивное соответствие. И третьим уровнем является соответствие "внутреннего наполнения", то есть технологии и используемого материала. Таким образом, реконструируемые предметы можно подразделить на копии (в том числе специально состаренные музейные экспонаты), собственно реконсрукции - с теми или иными допущениями - и стилизации…
|