Флот
в крито-микенской Греции
История греческого флота берет свое начало
с III тыс. до н. э. Первые кикладские корабли
уже, по-видимому, были приспособлены
для далеких походов.
Именно жители Киклад научили морскому делу критян, которые подняли искусство кораблестроения на совершенно новый уровень.
Минойцы располагали самыми различными типами судов, как транспортных, так и военных. Уничтожившие Минойскую империю ахейцы,
тем не менее, полностью усвоили накопленный критянами опыт в морском деле, продолжив
его дальнейшую эволюцию, которая, не будучи прервана даже в гомеровскую эпоху, достигла кульминации с изобретением триеры в VIII в. до н.э.
Таким образом, необходимо констатировать прямую преемственность от кикладского флота,
через посредство минойцев, к раннему греческому (ахейскому) и далее вплоть до флотов
архаической и классической эпохи.
* * *
Греческую цивилизацию, в отличие от других древних обществ, с полным основанием можно назвать морской. Причем важно подчеркнуть, что такой характер она приобрела не в результате исторического развития, но с самого начала своей истории. В крито-микенскую эпоху закладывался фундамент будущей эллинской цивилизации. В полной мере это можно сказать и в отношении морского дела. Вне всякого сомнения, необыкновенно высокий рост значимости морского фактора в архаической Греции был бы невозможен без опоры греков в этой области на опыт предшествующих поколений. В эпоху архаики искусство античного кораблестроения достигло своей высшей точки с изобретением триеры, но нужно иметь в виду, что этому предшествовал длительный период развития морского дела в Эгейском регионе, который, начавшись еще в III тыс. (здесь и далее - до н. э.), подготовил основу для эволюции греческого судостроения в дальнейшем.
Уже развитие морского дела у населения Кикладских островов достигло таких размеров, что появились первые в Европе изображения кораблей, причем на сакральных, по-видимому, предметах. Мы имеем в виду изображения судов на так называемых "кикладских сковородках", которые датируются серединой III тыс.1 Они дают нам возможность получить представление о начальном этапе эволюции античного кораблестроения. Корабли кикладян представляли собой довольно длинные ладьи с высокой кормой, приподнятым носом и с тараном в его выступающей части. Судя по рисункам, которые мы видели, число гребцов не намного превышало тридцать. Поднятая корма и задранный нос давали возможность судну идти при крутой волне и защищали от наката при вытаскивании его на берег и спуске в море. Возможно, поднятые на разную высоту нос и корма судна являлись своего рода стабилизаторами, которые в случае остановки его в море автоматически приводили одну из его оконечностей к ветру, уменьшая тем самым возможность захлестывания его волной через борт2.
Заслуживает внимания гипотеза Б. Г. Петерса. В верхней кормовой части судов изображены шесты, на которые насажены фигурки рыб, а с шестов свисают какие-то предметы, которые можно трактовать как весла, флажки или ленты. Б. Г. Петерс же считает, что на некоторых изображениях с шестов свисают внутренности животных, на других - бараньи шкуры…
Рис. 1. Глиняная модель судна, Палекастро, Крит, середина III тыс. до н. э. (Evans A. The palace of Minos at Knossos. Vol. 2. L., 1928. Р. 240).
|