N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Гийом Тирский. "Годфруа Булонский становится "Защитником Гроба Господня"

Состав и численность армий в битве при Бувине
Поход Мономаха на половцев в 1111 г
Мечи из раскопок некрополей урочища Артезиан в Крымском Приазовье
Находка наконечника арбалетной стрелы в долине Сукко близ Анапы
Иконография как источник по изучению размеров сарматских копий
"Живая история" эпохи Средневековья в России



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 

Флот в крито-микенской Греции

История греческого флота берет свое начало
с III тыс. до н. э. Первые кикладские корабли
уже, по-видимому, были приспособлены
для далеких походов.
Именно жители Киклад научили морскому делу критян, которые подняли искусство кораблестроения на совершенно новый уровень.
Минойцы располагали самыми различными типами судов, как транспортных, так и военных. Уничтожившие Минойскую империю ахейцы,
тем не менее, полностью усвоили накопленный критянами опыт в морском деле, продолжив
его дальнейшую эволюцию, которая, не будучи прервана даже в гомеровскую эпоху, достигла кульминации с изобретением триеры в VIII в. до н.э.
Таким образом, необходимо констатировать прямую преемственность от кикладского флота,
через посредство минойцев, к раннему греческому (ахейскому) и далее вплоть до флотов
архаической и классической эпохи.

 

* * *

Греческую цивилизацию, в отличие от других древних обществ, с полным основанием можно назвать морской. Причем важно подчеркнуть, что такой характер она приобрела не в результате исторического развития, но с самого начала своей истории. В крито-микенскую эпоху закладывался фундамент будущей эллинской цивилизации. В полной мере это можно сказать и в отношении морского дела. Вне всякого сомнения, необыкновенно высокий рост значимости морского фактора в архаической Греции был бы невозможен без опоры греков в этой области на опыт предшествующих поколений. В эпоху архаики искусство античного кораблестроения достигло своей высшей точки с изобретением триеры, но нужно иметь в виду, что этому предшествовал длительный период развития морского дела в Эгейском регионе, который, начавшись еще в III тыс. (здесь и далее - до н. э.), подготовил основу для эволюции греческого судостроения в дальнейшем.
Уже развитие морского дела у населения Кикладских островов достигло таких размеров, что появились первые в Европе изображения кораблей, причем на сакральных, по-видимому, предметах. Мы имеем в виду изображения судов на так называемых "кикладских сковородках", которые датируются серединой III тыс.1 Они дают нам возможность получить представление о начальном этапе эволюции античного кораблестроения. Корабли кикладян представляли собой довольно длинные ладьи с высокой кормой, приподнятым носом и с тараном в его выступающей части. Судя по рисункам, которые мы видели, число гребцов не намного превышало тридцать. Поднятая корма и задранный нос давали возможность судну идти при крутой волне и защищали от наката при вытаскивании его на берег и спуске в море. Возможно, поднятые на разную высоту нос и корма судна являлись своего рода стабилизаторами, которые в случае остановки его в море автоматически приводили одну из его оконечностей к ветру, уменьшая тем самым возможность захлестывания его волной через борт2.
Заслуживает внимания гипотеза Б. Г. Петерса. В верхней кормовой части судов изображены шесты, на которые насажены фигурки рыб, а с шестов свисают какие-то предметы, которые можно трактовать как весла, флажки или ленты. Б. Г. Петерс же считает, что на некоторых изображениях с шестов свисают внутренности животных, на других - бараньи шкуры…

Рис. 1. Глиняная модель судна, Палекастро, Крит, середина III тыс. до н. э. (Evans A. The palace of Minos at Knossos. Vol. 2. L., 1928. Р. 240).