Поход Мономаха
на половцев
в 1111 г.
Поход 1111 года
стал самым значительным
событием в истории русско-половецких войн.
Он подорвал могущество половецких орд и привел к расколу опасной для Руси
коалиции кочевых народов
причерноморских
степей.
* * *
Пограничное положение большинства христианских православных государств в Европе (Византия, Армения, Грузия, Русь, Сербия, Болгария и др.) во многом определило их исторические судьбы в процессе постоянного взаимодействия с восточным миром, в первую очередь, роль надежного щита для Западной Европы от экспансий с Востока в течение всего средневековья. Наибольшую угрозу представляли волны многочисленных орд и племен кочевников, обрушивающихся на Восточную Европу с непрерывной и страшной периодичностью. Живя и кочуя в степях всю свою жизнь, эти люди "рождались, жили и умирали в седле"- они были прекрасными наездниками, выступая на полях сражений не только как легкие и подвижные всадники, но часто формировали соединения тяжеловооруженной конницы. Однако наиболее искусны степные воины были в качестве конных лучников, что естественно определялось их образом жизни. Для кочевников война была основным занятием, которое наряду с торговлей давало им возможность получать как ремесленные изделия городов, так и сельскохозяйственную продукцию от своих оседлых соседей. Практически все мужчины племени были одновременно и воинами, каждый имел личное оружие и коней, поэтому войско кочевников, представлявшее вооруженный народ, всегда было многочисленным и мобильным.
В ходе того, как из причерноморских степей шло вытеснение печенегов и торков, в середине XI в. здесь появились половцы.
Несмотря на двухвековое противостояние, а порой и сотрудничество Руси и Половецкой степи, до сих пор идут споры о происхождении и этнической принадлежности половцев. На Востоке они именовались сарами, сирами или шарами, их соседи уйгуры называли их кипчаками (что обозначало "неудачливый", "злосчастный", "пустой человек") после разгрома ими Тюрского каганата, где сары наряду с тюрками-ашина занимали центральное положение. Русское наименование кипчаков половцы связано с характерными для тюрков цветовыми этническими и географическими классификациями: цветовое обозначение "половый, светло-желтый", видимо, является переводом тюрского этнонима сары, шары - "желтый"1. Многие историки (Д.А. Расовский, М.И. Артамонов, Л.Н. Гумилев и др.), исходя из того, что самоназвание половцев означало "светлые", "желтые", предполагали, что половцы-кипчаки были светловолосым народом. Мнение это, однако, данными многочисленных письменных источников не подтверждается…
Илл.: Реконструкция П. А. Васина:
Половецкий конный лучник.
|