С. В. Мишенёв
С.-Петербург
Периодизация
истории европейского фехтования
В кратких исторических экскурсах,
которые были написаны для учебников
спортивного фехтования, этапы развития
этого искусства условно разбиты
по канве традиционной периодизации
всеобщей политической истории:
фехтование в Древнем мире,
фехтование в Средние века,
фехтование в Новое Время,
фехтование за рубежом на современном этапе.
Отдельно разбирается вопрос развития фехтования в СССР,
причем, по тому же общехронологическому принципу: фехтование
в Древней Руси,
фехтование в дореволюционной России и,
наиболее обширная и, кстати сказать,
грамотная часть - фехтование в СССР.
Надо сказать, что для краткого обзора
истории фехтования такое деление вполне логично
и достаточно удобно. Но только для
очень краткого.
***
Традиционная периодизация не всегда имеет
прямое отношение к процессу развития фехтования, не раскрывает
его истинного ритма и закономерностей.
Другой пример периодизации, предложенный Татьяной Любецкой,
здесь можно привести лишь в качестве курьеза. Да и сама
Татьяна Львовна, прекрасная фехтовальщица и чемпионка мира
1971 года, охарактеризовала эту главу своей книги1 как "не
слишком серьезный экскурс".
Так вот, говоря об истории фехтования, она подразделяет
всю ее на собственно "историю" - спорт XX века
- и "предысторию" - все остальное… Как тут не
вспомнить "гордиев узел"!
Интересную периодизацию разработала международная организация
SCA (Общество Творческого Анахронизма), занимающаяся, по
собственному определению, "неолимпийским фехтованием",
а также многими другими вопросами истории культуры. Согласно
их делению фехтование проходит следующие эпохи:
oXIV-XV века - древнее или старинное;
oXVI-XVII века - историческое;
oXVIII-XIX века - классическое;
oXX век - модерн (современное).
Это - хорошая попытка действительно разобраться в сути вопроса.
Но попытка, по меньшей мере, неудачная. Ибо просто невозможно
понять, почему, например, древняя история фехтования ограничена
XIV веком.
Одним словом, мы сталкиваемся с необходимостью составить
собственную систему. Предлагаемая нами периодизация включает
в себя десять этапов, каждый из которых имел собственные
условия развития и, как следствие, собственные ярко выраженные
черты фехтовальной культуры. Некоторые этапы тесно связаны
с общеисторической доминантой той или иной нации, или с
борьбой национальных школ. Однако мы старались, по возможности,
абстрагироваться от географических привязок, с тем, чтобы
создать не региональную, а общеевропейскую модель. Это нужно
учитывать, примеряя нашу систему к той или иной конкретной
стране. Очевидно, что при более узком, национальном, подходе
к истории предмета, датировка эпох, а иногда даже сами эпохи
могут меняться2…
© Правами на статью обладает автор.
© Правами на оформление обладает
редакция военно-исторического журнала "PARA BELLVM".
Любое использование материалов допускается только с разрешения
редакции.
При использовании материалов ссылка на "PARA BELLVM"
ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|