Трубадуры
в средневековых
войнах
Слово
«трубадур»,
безусловно, известно всем.
Но представление о трубадурах средневековья
как о певцах любви настолько сильно
укоренилось в сознании читателя,
что теперь будет сложно
разрушить этот
стереотип.
На самом деле
трубадуры XII–XIII вв. были
в первую очередь рыцарями,
а уже после битв они слагали свои кансоны,
в которых поведали нам о своем суровом
времени, его радостях и невзгодах...
* * *
Средневековые поэты, которых принято ныне называть трубадурами, жили в эпоху крестовых походов в Окситании – нынешней южной Франции, где в средние века говорили на провансальском диалекте старофранцузского языка, так называемом языке “oc” (так звучало на нем утвердительное слово «да»), откуда и название. Многочисленные песни, сочиненные трубадурами, рассказывают нам о жизни в средние века не только южной Франции, но и всего феодального мира Европы. Взглянуть на жизнь Аквитании, Прованса, Лангедока глазами не придворного хрониста или монаха, укрывшегося в стенах монастыря, а глазами непосредственного участника событий и главного их персонажа – вот та возможность, которую открывает перед исследователем изучение лирики трубадуров. Поэты XII в. писали в первую очередь о современном им обществе и для него, что не может не интересовать историка как свидетельство о нравах и мыслях феодалов юга Франции той эпохи.
Стихи трубадуров дошли до нас в составе рукописей XIII–XIV вв. Это тексты, содержащие в своем составе так называемые vidas, что обычно переводится на русский язык как «жизнеописания» трубадуров, и разо – комментарии и поясняющие истории к произведениям окситанских поэтов. Оба эти жанра имеют много общего, и в целом можно говорить о ранних биографиях, использовавшихся также еще и как песенники. Записываться эти тексты стали преимущественно в северной Италии, видимо, в конце эпохи трубадуров, когда их искусство постепенно сходило на нет и публике уже были непонятны те или иные имена. Всего известно 225 жизнеописаний и разо ста одного трубадура1 из примерно четырехсот, чьи имена дошли до наших дней. Отношение исторической науки к этим текстам с самого начала было скептическим. Действительно, многие из разо составлены исключительно на основе вольной и зачастую неверной трактовки самих стихов2, что заставляло исследователей усомниться в наличии хоть какой-то исторической основы этих сочинений...
© Правами на статьи обладают авторы.
© Правами на оформление - редакция.
|