N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Приглашаем Вас принять участие в международной артезианской археологической экспедиции!

А. В. Сильнов (Санкт-Петербург) Греческие военные архитекторы эпохи эллинизма. Исторические судьбы

А. В. Банников (Санкт-Петербург) Римский военный флот в эпоху Поздней империи

А. В. Куркин (Киев) Под пение стрел
А. В. Мельников (Тюмень) Джихад и создание государств фульбе в Западной Африке
Г. М. Казаков (Курск) Трубадуры в средневековых войнах
А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург) «Там закололся Митридат…»



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 

Джихад и создание
государств фульбе
в Западной Африке

Данная работа
посвящена
военно-политическим
аспектам истории одного
из воинственных народов Западной Африки –
фульбе, создавшего
могущественные
государства.

 

Этнополитическая история фульбе

Дискуссия о происхождении фульбе и об их последующем распространении на огромных пространствах Западной Африки ведется давно. Предполагается, что фульбе пришли в низовья Сенегала в незапамятные времена откуда-то с востока, возможно с Эфиопского нагорья. Разделение фульбе на тукулеров-земледельцев и фульбе-скотоводов отмечали и арабские путешественники1. Различия между ними позже усилились в связи с тем, что тукулеры приняли ислам, а большая часть фульбе оставались язычниками вплоть до начала XIX века2.
Примерно с XIII века фульбе просачиваются на юго-запад (Фута-Торо, Верхняя Гамбия, Фута-Джаллон) и на юго-восток (район Масина). В XVI веке фульбе удалось основать в этих районах государства (государства Денианке в Фута-Торо и Диаллубе – близ г. Масина), в которых они играли господствующую роль. В этот период времени фульбе, как язычники включились в общее антиисламское движение в Западном Судане. Однако процесс исламизации затронул некоторые группы кочевых фульбе. Из ярых противников ислама состояли и мелкие группы фульбе, постепенно откочевавшие на юг (в район нагорья Фута-Джаллон) или на восток (государства Ятенга, Гобер, Багирми), видимо в XVII – XVIII вв. Внезапный революционный переворот, выразившийся в исламизации некоторых групп фульбе, объясняется изменением их экономического и социального положения. Эти исламизированные группы частично перешли от кочевого образа жизни к оседлому.
В Фута-Джаллоне жили мусульмане-тукулеры, говорившие на языке фульбе. Факел ислама они поддерживали здесь давно. Впоследствии тукулеры стали властителями нагорья Фута-Джаллон. Учителями этих будущих властителей были мусульманские проповедники – марабуты из Мавритании. Однако ни марабуты, ни тукулеры не имели решающего значения для создания новых государств фульбе. И те и другие играли лишь роль «катализаторов». Созревавшему общественному и политическому движению фульбе они при помощи ислама придали форму, в которой это движение смогло найти свое наилучшее выражение...


Рис. Конный воин народа фульбе. (гвардия эмира)
Илл. автора.




© Правами на статьи обладают авторы.
© Правами на оформление - редакция.