N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Архаическая греческая "фаланга" (750-650гг. до н.э.)

От Илерды до Фарсала:
гражданские войны в Риме в 49-48 гг. до н.э.
Классическая китайская тактика "огневого нападения"
Битва при Бремюле
(20 августа 1119 г.)
Тульский кремль
Куяк - разновидность пластинчато- нашивного доспеха на Руси
Иконография как источник по изучению размеров сарматских копий
Заметки зрителя о Выборгском военно-историческом фестивале в 2004 г.
Фестиваль "Рыцарский замок": Взгляд изнутри



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 

Классическая китайская тактика
"огневого нападения"

Ведение боя
с помощью зажигательных средств -
один из наименее разработанных аспектов классической военной мысли Древнего Китая,
и потому неудивительно, что эта проблема
так и не получила должного рассмотрения
в исторической науке.
Однако появившиеся в последнее время публикации источников и исследования,
посвященные общественно-политическим
школам Древнего Китая,
создают благоприятные предпосылки
для начала изучения данной темы.

 

***

Впервые тактику использования огня в сражениях описал основатель военной науки Китая Сунь-цзы. Трактат Сунь-цзы, скорее всего, был создан на рубеже VI-V вв. до н. э. Именно эта дата указана в "Исторических записках" Сыма Цяня1. Данную точку зрения поддерживают и традиционно настроенные исследователи2. Однако современные учёные более осторожно говорят о времени появления трактата, допуская, что произведение могло быть создано и в V-IV вв. до н. э.3 Как бы то ни было, текст появился после Конфуция и составлен с учётом его учения, что следует, в частности, из анализа тактики "огненной войны". Ей посвящена предпоследняя, двенадцатая, глава трактата Сунь-цзы.
Интересующая нас глава называется "Огневое нападение" и состоит из пяти разделов. Самый первый посвящён видам "огневого нападения": "Первое, когда сжигают людей; второе, когда сжигают запасы; третье, когда сжигают обозы; четвёртое, когда сжигают склады; пятое, когда сжигают отряды"4. Это не простое перечисление объектов для огневых атак. Здесь задаётся пятиричное построение, которое будет функционировать во всей главе. В работе мы использовали данные А. И. Кобзева, посвященные китайскому учению о символах и числах5. Первый элемент ("сжигание людей") соотносится с пятым ("сжигание отрядов"), второй ("сжигание запасов") соотносится с четвёртым ("сжигание складов"). Данные элементы составлены по семантическому и нумерологическому (чётное с чётным, нечётное с нечётным) принципам. Всё это может быть легко представлено, на наш взгляд, в двухмерном пятиместном построении в виде креста хэ ту:
Подобная структурно-смысловая завершённость видов "огневого нападения" показывает, что объектом для "огневой атаки" может быть всё, что угодно, независимо от того, назван ли данный объект в трактате или нет.
После указания целей для сжигания Сунь-цзы характеризует надлежащие обстоятельства для практического применения огня. Данные условия опять же строятся по пятиместной схеме, только…