Классическая китайская тактика
"огневого нападения"
Ведение боя
с помощью зажигательных средств -
один из наименее разработанных аспектов классической военной мысли Древнего Китая,
и потому неудивительно, что эта проблема
так и не получила должного рассмотрения
в исторической науке.
Однако появившиеся в последнее время публикации источников и исследования,
посвященные общественно-политическим
школам Древнего Китая,
создают благоприятные предпосылки
для начала изучения данной темы.
***
Впервые тактику использования огня в сражениях описал основатель военной науки Китая Сунь-цзы. Трактат Сунь-цзы, скорее всего, был создан на рубеже VI-V вв. до н. э. Именно эта дата указана в "Исторических записках" Сыма Цяня1. Данную точку зрения поддерживают и традиционно настроенные исследователи2. Однако современные учёные более осторожно говорят о времени появления трактата, допуская, что произведение могло быть создано и в V-IV вв. до н. э.3 Как бы то ни было, текст появился после Конфуция и составлен с учётом его учения, что следует, в частности, из анализа тактики "огненной войны". Ей посвящена предпоследняя, двенадцатая, глава трактата Сунь-цзы.
Интересующая нас глава называется "Огневое нападение" и состоит из пяти разделов. Самый первый посвящён видам "огневого нападения": "Первое, когда сжигают людей; второе, когда сжигают запасы; третье, когда сжигают обозы; четвёртое, когда сжигают склады; пятое, когда сжигают отряды"4. Это не простое перечисление объектов для огневых атак. Здесь задаётся пятиричное построение, которое будет функционировать во всей главе. В работе мы использовали данные А. И. Кобзева, посвященные китайскому учению о символах и числах5. Первый элемент ("сжигание людей") соотносится с пятым ("сжигание отрядов"), второй ("сжигание запасов") соотносится с четвёртым ("сжигание складов"). Данные элементы составлены по семантическому и нумерологическому (чётное с чётным, нечётное с нечётным) принципам. Всё это может быть легко представлено, на наш взгляд, в двухмерном пятиместном построении в виде креста хэ ту:
Подобная структурно-смысловая завершённость видов "огневого нападения" показывает, что объектом для "огневой атаки" может быть всё, что угодно, независимо от того, назван ли данный объект в трактате или нет.
После указания целей для сжигания Сунь-цзы характеризует надлежащие обстоятельства для практического применения огня. Данные условия опять же строятся по пятиместной схеме, только…
|