Пинк И.
Тула
Древний Китай на войне
Опубликованная
в восьмом номере
"PARA BELLVM"
статья Игоря Пинка о воинах позднешанской эпохи
вызвала здоровый интерес у многих любителей
дальневосточной экзотики.
С удовольствием
продолжаем китайскую тему.
Китай в древности
История Китая уходит в глубь веков и насчитывает
несколько тысячелетий. Ряд ученых считает, что это одно
из мест, где произошло важнейшее собы- тие для мировой цивилизации
- появление человека современного типа. В конце 20-х годов
XX века юго-западнее Пекина была обнаружена черепная крышка
синантропа ("китайского человека"), жившего в
эпоху нижнего палеолита, одного из предков современного
человека. Через несколько лет французские исследователи
нашли в китайской провинции Суйюань зубы неандертальца и
его каменные и костяные орудия, который обитал здесь примерно
100 тысяч лет назад. А первые люди современного типа населяли
различные области Китая приблизительно 50 тысячелетий назад.
Их костные останки были обнаружены в долинах рек Хуанхэ
и Янцзы.
В V-III тыс. до н.э. в Северном Китае в долине Хуанхэ сложилось
несколько неолитических культурных комплексов. Наиболее
известным из них является культура Яншао. В конце III-II
тыс. до н.э. комплекс Яншао постепенно сменила культура
Луншань.
Эти земледельческие культуры возникли в долинах Хуанхэ и
других рек, так как речные наносные почвы были очень благоприятны
для земледелия и легко обрабатывались примитивной палкой-копалкой.
Также климат Китая в то время был значительно влажнее и
жарче современного. В те далекие времена в бассейне реки
Хуанхэ росли тропические и субтропические вечнозеленые леса
и бамбуковые заросли, где обитали тигры, леопарды, антилопы,
тапиры, бамбуковые крысы, буйволы, носороги, слоны.
В захоронениях культуры Яншао и Луншань были найдены каменные
ножи, топоры, а также луки и стрелы. Такое оружие использовали
как на охоте, так и в бою. Об увеличении числа военных столкновений
между племенами говорит то, что поселения культуры Луншань,
как правило, уже окружали стенами из утрамбованной земли.
Любопытно, что культура Яншао относится ко времени царствования
легендарного императора Хуанди, а период существования Луншань
совпадает с правлением мифической династии Ся.
Государство Шань-Инь
Как гласит предание, последний император династии
Ся отличался крайней жестокостью. Это вызвало возмущение
подвластных ему племен. Тан - вождь племени шан - поднял
восстание и в сражении при Мин Циао в 1763 г. до н.э. (по
другим источникам, в 1581 г. до н.э.) полностью разгромил
войско Ся. Победитель принял титул "вана" и, основав
новую династию Шан, или, как ее называли впоследствии, Инь,
получил имя "Чэн-Тан" ("Тан-создатель").
Столица Шан неоднократно перемещалась, пока, наконец, в
1401 г. до н.э. (по другим данным, в 1630 г. до н.э.) при
правителе Пань Гэне не была основана в районе современного
Аньяна - Великий Город Шан, просуществовавший до самого
падения иньской династии.
Иньский город мог занимать площадь до 6 км2 и был обнесен
стенами. Городская стена иньской столицы имела не менее
6 м толщины. В городе на глинобитных платформах были возведены
многочисленные храмы и дворцы. Внутри городских стен также
размещались мастерские ремесленников, в том числе и литейщиков.
Самые древние следы бронзового литья в Китае обнаружены
в настоящее время в поселениях первой половины II тыс. до
н.э. Вероятно, литейное производство пришло в Северный Китай
с Ближнего Востока через кочевников Сибири и Маньчжурии.
Бронзу использовали в основном для изготовления ритуальных
сосудов (отдельные экземпляры весили более 875 кг) и оружия.
По-видимому, в регионе только шанцы владели секретом получения
бронзы. Это укрепляло их власть над другими племенами, продолжавшими
применять оружие из камня и кости.
Во главе иньского государства стоял правитель - ван, который
надменно заявлял о себе: "Я - единственный среди людей".
Ниже на ступень социальной лестницы стояла знать, включавшая
в том числе жрецов. Далее шли свободные общинники: земледельцы
и ремесленники. Самое низкое положение занимали зависимые
слуги и рабы, которых было не очень много. Ван был главным
жрецом государства и также часто возглавлял иньское войско
в походах.
Иньское государство, хотя и увеличивало сферу своего влияния,
было скорее всего союзом племен и не имело четких границ.
Великий Город Шан непосредственно контролировал лишь площадь
в несколько сотен квадратных километров. Далее находились
города и племена, вожди которых признавали власть шанцев.
Таким правителям жаловали титул. Они были обязаны регулярно
появляться в Великом Городе, платить дань и в случае войны
предоставлять ополчение, а взамен получали военную помощь
от Инь. Все это, однако, не мешало им иногда воевать не
только друг с другом, но даже с самим шанским ваном. Затем
шли области "союзных варваров", не входивших в
иньское объединение, но воздерживающихся от нападений на
Шан. И, наконец, дальше находились "дикие кочевники",
с которыми шанцы постоянно воевали. Сначала войны наиболее
часто велись на западе с тибето-бирманскими племенами цынов,
затем на юго-востоке с городами-общинами племен женьфан.
Войны
занимали значительное место в жизни шанского государства.
По древнекитайским представлениям, "главные дела в
государстве - это жертвоприношения и война". Начиная
боевые действия, шанцы стремились добиться покорности соседних
племен, а также захватить добычу. Некоторые племена умышленно
не присоединяли к шанскому союзу, чтобы иметь возможность
еще раз повторить набег, снова ограбить их и захватить пленных.
Сама чужая территория практически значения не имела. Одной
из главных задач иньцев в войне был захват пленников, так
как религия Шан была основана на человеческих жертвоприношениях,
и всех захваченных мужчин, как правило, приносили в жертву
богам. О важной роли пленных, например, говорит такой факт.
Знак "фа" одновременно обозначал и "военный
поход", и "человеческое жертвоприношение"
и состоял из изображения топора-секиры, отсекающего голову
человека.
Войны часто превращались в разновидность охоты на людей
и иногда велись сходными с ней приемами. Массовые жертвоприношения
свидетельствуют о том, что труд рабов не использовался в
больших масштабах, хотя иногда пленных и привлекали к сельскохозяйственным
и другим трудоемким работам, после которых их, однако, все
равно казнили. Убийства практически всех пленных сразу же
после боя характерны для многих архаичных обществ. Иньцев
отличало только то, что они превратили этот обычай в постоянный
религиозный обряд, что характерно и для некоторых культур
американских индейцев, например, майя и астеков.
Постоянная агрессия Иньского государства не могла не вызывать
к нему ненависть соседей. "Дойдет ли враг до Великого
Города Шан?" - с тревогой обращались иньцы к оракулу.
Длительные войны ослабили Шанское государство и в конечном
счете привели к его падению под ударами вторгшихся с запада
чжоуских племен.
Иньская армия
Согласно надписям на гадательных костях, численность
иньского войска, принимавшего участие в походах, составляла
обычно от 3 до 5 тысяч человек, но в случае крайней необходимости
армия могла быть увеличена до 30 тысяч.
Войско иньцев состояло из боевых колесниц и пехоты. В надписях
упоминаются четыре вида воинов. "Ма" были колесничими.
Их поддерживали "ше" - лучники, самая многочисленная
разновидность пехоты. Воины, имевшие оружие ближнего боя,
составляли отряды "шу". Кроме них еще упоминаются
элитные отряды гвардейцев.
Колесницы
были заимствованы китайцами, вероятно, у племен Центральной
Азии. Иньцы использовали как двух-, так и четырехколесные
повозки. Кузов шанской колесницы имел прямоугольную или
квадратную форму, с низкими бортами, был открыт спереди,
огражденный только перилами, и имел дышло. Колеса достигали
1,5 м в диаметре и насчитывали 18, 22 или 26 спиц в каждом.
Ширина колесного хода составляла около 3 метров. Все части
колесницы были деревянными, только отдельные детали повозки
и украшения упряжи были отлиты из бронзы. Экипаж обычно
состоял из лучника, возничего, и иногда еще третьего воина,
вооруженного копьем и клевцом. В иньском Китае в колесницы
примерно одинаково запрягали как двух, так и четырех лошадей.
Ярмо крепилось только к двум центральным коренным коням,
а две другие боковые лошади были пристяжными и имели, очевидно,
ошейники, крепившиеся ремнями к боковым изгибам ярма. В
"Шицзине" упоминается запряжка и трех коней. Лошадей
иньцы получали с Севера. Кони были низкорослыми и большеголовыми,
напоминавшими диких лошадей Пржевальского.
Для управления лошадьми использовались мягкие удила с пластинчатыми
бронзовыми псалиями , которые были закреплены на конской
морде при помощи подбородочного и напереносного ремней,
сжимавших ее как намордник. Так же, вероятно, применяли
и настоящие намордники. Псалии имели с внутренней стороны
шипы. При натягивании вожжей острия впивались в губы и щеки
коня. Однако при таком способе управления лошадьми на их
мордах появлялись раны. Тем не менее он просуществовал в
Китае более половины тысячелетия.
Для китайских колесниц характерно применение всевозможных
колокольчиков и звонков.
На колесницах сражалась аристократия.
Иньские женщины тоже воевали. В те времена в Китае их не
считали "слабым полом", и они активно участвовали
в хозяйственной деятельности, например, на охоте, а иногда
даже были основной рабочей силой. Более того, археологические
данные и надписи на гадательных костях свидетельствуют о
том, что женщины были даже военными вождями. Например, при
раскопках в районе Аньяна в женском захоронении был обнаружен
большой бронзовый наконечник копья, а в погребении "Державной
праматери Восьмой" или "Госпожи Хао" было
найдено много разнообразного оружия, а надпись на одной
гадательной кости сообщает, что женщина-военачальница возглавляла
тринадцатитысячное войско.
Возможно, шанцы использовали на войне боевых слонов. Действительно,
как отмечалось выше, в те времена в Китае обитал индийский
вид слона, и можно предположить, что его применяли в бою,
как в Индии. Древнекитайская традиция приписывает использование
слонов министру легендарного царя Яо в войне против южных
соседей. Тем не менее трудно сказать что-либо определенное,
как выглядел китайский боевой слон, как была организована
китайская элефантерия, и существовала ли она в действительности.
Как бы то ни было, слоны не получили распространение в Китае,
как, например, в армиях Индии. Возможно, это произошло из-за
сокращения количества этих животных в результате охоты на
них, трудностей разведения в неволе, а также, вероятно,
неэффективного применения против воинов противника, представляющих
в основном вооруженную метательным оружием легкую пехоту.
Если судить по данным, полученным при раскопках захоронений,
войско одного из знатных вельмож было разделено на пять
отрядов, каждый из которых состоял из колесницы, пяти воинов,
которые или ехали на колеснице, или сопровождали ее, и двадцати
пяти пехотинцев. Результаты раскопок других погребений также
указывают на то, что шанское войско делилось на отряды,
состоящие из одной колесницы, 5 "колесничих" и
25 пеших воинов. Все пятеро "колесничих" не могли
одновременно сражаться на колеснице, и, очевидно, двое или
трое из них непосредственно ее сопровождали, в то время
как 25 пехотинцев были развернуты отдельно.
Пехота состояла из крестьян, которые не были рабами, и в
случае необходимости призывались в армию. Кроме того, не
вся знать сражалась на колесницах, которые появились в XIV
в. до н.э., а часть ее составляла элитные отряды пехоты.
Производство оружия и колесниц находилось под контролем
государства. Также существовали различные "царские"чиновники,
занимавшиеся снабжением армии. Неясно в деталях, как обеспечивалось
войско в походе, но шанская армия была способна преодолевать
огромные расстояния. Так, во время одного из походов воины
Чжоу Синя достигли низовий Янцзы, пройдя около 1000 миль,
а в XIII в. до н.э. У Тинг, покоряя "варварские"
племена ти и вэй, проник в степи внутренней Монголии.
Использованная литература
1. Горелик М. В. Оружие древнего Востока, М.: "Наука",
"Восточная литература", 1993.
2. Варенов А. В. Китайская манипула иньского времени//Военное
дело населения юга Сибири и Дальнего Востока, Новосибирск:
ВО, "Наука", 1993.
3. Кожин В. В. Об иньских колесницах//Ранняя этническая
история народов Востока, М., 1977.
4. Комиссаров С. А. Комплекс вооружения Древнего Китая.
Эпоха поздней бронзы. Новосибирск: "Наука", 1988.
5. Очерки истории Древнего Востока/ Под редакцией академика
В. В. Струве, Л., 1956.
6. Истории Древнего Востока. М.: "Высшая школа",
1988.
7. История Древнего Мира. Кн. I. Ранняя древность. М.: "Наука",
1989.
8. Ancient Chine's Armies 1500-200 B. C. ("Men-at-arms",
№ 218), London, "Osprey Military", 1990.
Иллюстрации:
Иньский знатный воин. XIII-XII вв. до н.э.
Бронзовый шлем (погребение 1004, Аньян, XIII-XII вв. до
н.э.; Тайвань, Академиа Синика 1: Табл. LX, 96) украшен
перьями (пиктограмма "шлем" на иньском сосуде
"Сяо Юй дин" XIII-XII вв. до н.э.). Кожаный панцирь
типа "корсет-кираса" из толстой твердой кожи,
расписанной черным и красным лаком (Хоуцзяньчжуань, Аньян,
эпоха Инь XIII-XII вв. до н.э. 1: Табл. XLIX, 50а). Овальный
щит - кожаный на деревянном каркасе (пиктограмма Шан; 8,
р. 3.). Рисунок на щите взят с изображения на топоре (Суфутунь,
провинция Шаньдун, XIII-XII вв. до н.э. 1: Табл. XXIII).
На китайских щитах более позднего времени часто рисовали
морды чудовищ, так что можно предположить, что подобные
изображения наносили на щиты и в эпоху Шан. Воин вооружен
бронзовым проушным топором (г. Чанша, провинция Хунань,
эпоха Инь, XIII-XII вв. до н.э.; собрание Савьер, Вашингтон
(1: Табл. XXIII, 74) и бронзовым ножом из погребения в Инсю,
Аньян, XIII-XII вв. до н.э. (1: Табл. II, 38).
Иньский воин. XIII-XII вв. до н.э.
Бронзовый шлем (высота - 23,5 см, вес - 1800 гр.) из собрания
Дженнингса (Гугун, Пекин, XIII-XII вв. до н.э. 1: Табл.
LX, 95) украшен пером. На воине пластинчатый панцирь из
костных пластин, соединенных между собой и кожаной основой
тонкими ремешками. Кожаная подкладка обнаружена у египет-ских,
точнее, сирийских, бронзовых панцирей, а на территории Китая
были найдены костяные пластины, которые датируют еще концом
III - началом II тыс. до н.э. (Янцзинь, провинция Цинхай
(1: Табл. LXI, 13, 14). Основой для реконструкции панциря
послужили костяные пластины из погребения 93, Дахуацзонцзуань
провинции Цинхай, рубеж II-I тыс. до н.э. (1 Табл. LXI,
28). Воин вооружен секирой типа "дао" (1: Табл.
XXIII), напоминающей средневековый западноевропейский "вуж"
или "коуз". Наконечник из погребения М 1713 в
западном районе иньского городища в Аньяне (2, стр. 49,
рис. 4,1) украшен изображениями драконов. Возможно, такое
оружие отмечало командирский ранг владельца. Одежда украшена
драконами, изображения которых взяты с "дао".
© Правами на статью обладает автор.
© Правами на оформление обладает
редакция военно-исторического журнала "PARA BELLVM".
Любое использование материалов допускается только с разрешения
редакции.
При использовании материалов ссылка на "PARA BELLVM"
ОБЯЗАТЕЛЬНА.