N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Защитные доспехи индийских боевых слонов
Научил ли Аристотель военному делу Александра?
Несколько слов о происхождении дуэли
Древний Китай на войне
Кавалерия Александра Македонского
Праща: Происхождение, устройство, материалы
Военно-исторический клуб "Рыцарский союз"
"Тоже Город" - это тоже город



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 

Мишенёв С.
Санкт-Петербург

Несколько слов о происхождении дуэли
(Отрывок из книги "Право сильного")

Дуэль, в классическом понимании этого термина,
- довольно молодая боевая традиция Европы.
Дуэлей не знала античность,а средневековье
соприкоснулось с ними лишь частично
в самом конце эпохи.
По-настоящему дуэльная эпидемия
захватила лишь XVI-XVIII вв.
Однако возникла эта традиция не вдруг,
не на пустом месте.
Она имеет социальные, этические,
психологические корни
в самой глубине средневековья.
В принципе, этот вопрос изучен.
Истории дуэли уделяли значительное
внимание исследователи прошлого века.
И все они - Дружинин, Курнатовский,
М. Э., Махов, Страхов, Ливенсон
называют предшественницей дуэли
средневековую традицию судебных поединков.
И сейчас можно было бы не возвращаться к этому вопросу,
если бы не одно обстоятельство.
А именно: кроме чисто внешнего сходства
судный бой и дуэль не имеют ничего общего,
и появление дуэли внутренне
никак не связано
с ордалиями средневековья.
Парадоксально, но факт.
Эту столетнюю ошибку
с завидным постоянством повторяют и сегодня.

А на самом деле все было совсем иначе

Два противника ограничены в своих действиях определенными правилами. Вот, пожалуй, и все, что роднит дуэль и судный бой. В остальном же судебные поединки являлись самостоятельной формой боевой культуры со своей историей зарождения, развития, упадка, со своей идейной основой и характерной религиозной окраской. Одним из косвенных доказательств нашей точки зрения служит пример Руси, где история "Божьих судов" протекала в целом по тому же руслу, что и в Западной Европе. Но в XVI в. умершая традиция "Поля" не оставила после себя никакого подобия западной дуэли. Почему? Да потому, что для появления дуэли требовались не тысячелетние предшествия судебных поединков, а свой собственный корень, своя социальная подоплека, свое, выработанное веками, понимание чести.
При более детальном рассмотрении вопроса мы находим также ряд весьма существенных различий между судебным поединком и дуэлью, а именно:
1) Судебный поединок - это лишь один из элементов процесса, прием, с принципиально важным результатом, призванный установить истину, ранее неизвестную.
Дуэль - есть сам процесс, с истиной (обстоятельства дела) уже известной, процесс, не влекущий никаких последствий, а лишь смывающий некое оскорбление кровью, неважно чьей, своей или чужой (т. е. результат дуэли абсолютно не имеет значения!).
2) Судебный поединок есть акт правомерный, входящий в состав судебного расследования спора.
Дуэль есть акт самовольного захвата судебной власти и права, частная и, в подавляющем большинстве случаев, незаконная инициатива.
3) Судебный поединок назначается судебной властью независимо от желания или нежелания истца или ответчика.
Дуэль же возникает исключительно по взаимной договоренности сторон, она не может быть назначена или санкционирована.
4) Судебный поединок не знает классовых различий, и люди благородного происхождения, и простолюдины могут быть призваны к нему. Более того, судьи могли назначить поединок между человеком благородным и простолюдином.
Дуэль возможна только между равными представителями привилегированного класса (за исключением поздних дуэлей, проникнутых духом буржуазных революций).
5) Судебный поединок во многих случаях допускает участие наемных бойцов.
Дуэль категорически требует участия ее инициаторов и только в самом крайнем случае (оскорбление, нанесенное женщиной) - ближайшего родственника.
Таким образом, мы видим, что кроме внешнего сходства, дуэль не имеет с судебным поединком ничего общего. Если же руководствоваться только этим сходством, то можно запросто объявить предшественницей судебных боев античную гладиатуру, а наследницей дуэли - традицию вооруженных разборок нынешней братвы.
Однако, как мы уже замечали, дуэль возникла не на пустом месте. И ее истоки легко находятся в явлении, известном, как файда - междоусобная война. Эти внутригосударственные войны рыцарей будоражили всю Западную Европу, и никакие меры светских церковных властей долгое время не могли в полной мере пресечь их.
Легко убедиться, что внутренние основы файды практически те же, что и у дуэли. И в том, и в другом случае результат не доказывает правоту одной из сторон и не открывает неизвестную истину, и то, и другое возникает по инициативе и при участии феодала, не назначается и не санкционируется, в обоих случаях - это акт неповиновения центральной власти, претензия на независимость, суверенитет, право распоряжаться своей жизнью, наконец, это достояние привилегированного класса.
Военная энциклопедия приводит утверждение Коши: "Существенное различие между владельцем-сюзереном и подданным заключается в том, что подданные, как скоро возникал между ними юридический спор, должны были обращаться к властителю, который давал им правду, а сами властители разрешали спор с помощью оружия. Требовать правосудия у властительного лица значило признать себя подданным, а сделаться самому мстителем за обиду значило проявить независимость, властность".
Собственно, эта формула (и не только в случае обиды или юридического спора) и являлась моральным аргументом как файды, так и дуэли.
Различие же между дуэлью и частной войной мы находим в причинах и поводах. Причина дуэли почти всегда оскорбление или конфликт из-за женщины. Дополнительных поводов уже не требовалось. Причина файды, как правило, территориальные или материальные претензии к соседу, которые могли скрываться под благородными поводами.
В общем же, дуэль - это и есть файда, но в миниатюре, один на один. Эта миниатюризация произошла на рубеже XIV-XV вв., когда истощенная монархия смогла все же, опираясь на поддержку нижних сословий подавить своеволие рапоясавшихся рыцарей. Частные войны в условиях усилившейся власти стали невозможны. И феодалы, всегда отличавшиеся острым чувством собственного достоинства, привыкшие к независимости и безнаказанности, продолжали "проявлять властность" и наперекор королевским эдиктам решали свои споры самовольно с помощью оружия. Но теперь уже один на один.


Использованная литература
Адамович Б. В. Что может в вопросах чести доказать поединок? СПб.: Тип. Р. Голике, 1899.
Курнатовский Г. В. Дуэль. Историко-догматическое исследование. Варшава: Тип. К. Ковалевского, 1898.
Ливенсон. Поединок в законодательстве и науке... СПб.: Тип. Д. Чичинадзе, 1900.
Махов М. Дуэль, ее происхождение и современный характер. СПб.: Тип. И.А. Богельман, 1896.
М. Э. Дуэль и честь в истинном освещении. Сообщение в офицерском кругу. СПб.: Тип. Э. Пороховщиковой, 1902.
Новицкий В. Ф. и др. Военная энциклопедия, т. 18. СПб.: Тип. Сытина, 1915.
Швейковский П. А. Суд общества офицеров и дуэль в войсках российской армии. СПб.: Тип. В. Березовского, 1896.

Иллюстрации:
Thalhoffer H. Fechtbuch. Судебный поединок XV в.
О.Гризье. Первая защита из учебника "Фехтование и дуэль".

© Правами на статью обладает автор.
© Правами на оформление обладает
редакция военно-исторического журнала "PARA BELLVM".

Любое использование материалов допускается только с разрешения редакции.
При использовании материалов ссылка на "PARA BELLVM" ОБЯЗАТЕЛЬНА.