N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Тактика римской пехоты IV-II веков до н.э.
Справедливая война
Клуб любителей военно-исторической миниатюры
Перелом в ходе битвы
Идущие на смерть
Спартанский гоплит как зеркало греческой культурной революции
Альманах "Военно-историческая фигурка"
Курьезы



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 
П. Крылов

СПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА

В 1155 году король Швеции Эрик отправил упсальского епископа Хенрика в первый крестовый поход на языческую Финляндию, расширяя сферу влияния христианства и увеличивая свою государственную и экономическую власть. Епископ Хенрик словом божьим старался обратить карелов в новую веру, но они не желали предавать своих древних идолов и, как следствие, подчиняться Швеции. В 1156 году епископ Хенрик был зарублен топором...

В 1220 году главой финской церкви стал английский епископ Томас, возглавивший очередной крестовый поход в Карелию...

Этот безжалостный служитель Господа огнем и мечом подчинял католической церкви северные земли, пока в июле 1240 года в устье реки Невы не был разбит дружиной русского князя Александра Ярославовича (прозванного впоследствии за эту победу "Невским")...


"Aika matka" Suomen historiaan. H.Edgren. Helsinki. 1996. (Перевод Д.Иванов).
Война в любые времена сопровождалась убийством, которое в большинстве конфессий и идеологических систем считается недопустимым. Поэтому они постоянно были вынуждены прибегать к различного рода ухищрениям, оправдывающим войны причинами высшего: божественного (война священная) и земного (война справедливая) порядка. Средневековье в этом отношении выступает как один из интереснейших и показательнейших периодов. Это была эпоха и наивысшего влияния христианской религии на общество в целом и идеологию в особенности, которая подчеркивала безусловное превосходство мира над войной, и в то же самое время эпоха постоянных военных столкновений, так что фигуры рыцаря и монаха стали для нас надежным символом того времени.
Именно разработка понятия справедливой войны была результатом стремления согласовать реальное положение вещей с общественным идеалом мирного существования. Понятие при этом должно было быть достаточно широким, чтобы под него можно было подвести большую часть из имевших место войн, чтобы они не выглядели чем-то совершенно исключительным.
Понятие приобрело свою законченную форму в XIII в. в трудах Лаврентия Испанского, Иоанна Тевтонского и св. Раймонда из Пеньяфорта, который отвел ей место в своей "Сумме случаев" ("Summa casibus"):
"Отмечено, чтобы война считалась справедливой, требуются пять условий: лицо (persona), объект (res), причина (causa), дух (animus) и власть (auctoritas). Лицо: пусть это будет светское лицо, которому дозволено проливать кровь, а не духовное, которому это запрещено, кроме случая настоятельной необходимости. Объект: пусть это будет защита достояния или родины. Причина: пусть война будет начата по необходимости, чтобы в результате сражений был добыт мир. Дух: пусть ни чувство ненависти, ни желание отомстить не воодушевляют воюющих. Власть: пусть война будет объявлена именем церкви, в первую очередь если предстоит сражаться за веру, или именем принца. Если же какое-либо из этих условий не будет соблюдено, пусть война будет объявлена несправедливой".
На протяжении всего средневековья представление о справедливой войне сохраняется в целом неизменным. Так, Пьер де Гро в трактате "Сад благородных" воспроизвел все критерии, присутствовавшие в произведении св. Раймонда, кроме, быть может, "лица". Причина этого кроется, очевидно, в том, что в беспокойные XIV-XV вв. клирики частенько бывали вовлекаемы в политические междоусобицы без необходимости, которую можно было бы счесть настоятельной.
Кроме того, понятие "справедливой войны" послужило для кардинала из Остии Генриха из Суз основанием для определения семи типов войн, четыре из которых являются справедливыми и до-зволенными, а три - несправедливыми и недозволенными, прежде всего для властей, которые их объявляют. Эта классификация находится в его трактате "Золотая сумма" ("Summa aurea"). Первой в списке следует т. н. "римская война", которую верующие ведут с неверными, "...эта война - справедливая, и я называю ее римской, ибо Рим есть голова и прародительница нашей веры". Следом "война судебная", война между верующими, из которых одни подвластны законному государю, а другие не являются в полной мере врагами, но мятежниками или уклоняющимися. И эта война является дозволенной. Война, которую ведут эти мятежники, называется им "войной надменной". Третий тип дозволенной войны - та, которую ведут власти, имеющие на это законное право и в законных формах. Далее автор указывает на два типа войны недозволенной: "война своевольная", в которую вступают христиане друг с другом по одному своему авторитету без санкции авторитета, имеющего на то право; и "война безрассудная", заставляющая христиан сражаться против властей, ведущих с ними законную войну. Последней в трактате Генриха из Суз стоит дозволенная и необходимая война против войны своевольной, иными словами, противостояние агрессору, поскольку "всегда дозволяется встречать силу силой".
Разработка принципов "справедливой войны" встречается и в других произведениях общественной мысли позднего средневековья. В результате этого процесса общественное мнение получило возможность примирить реалии времен Столетней войны и Великого раскола с традиционными христианскими ценностями.