N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Фестиваль железных людей
Сетунь'97 историей не дышала
У нас в гостях ВИК "Княжеская дружина"
Загадка "пунийского полумесяца"
Арбалеты
Так держать
У нас в гостях А.Циммерман
Репортаж о большом маленьком сражении
Серпоносные колесницы
Корабль-черепаха
Видеофильм "Ганнибал"
Курьезы



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 
А. Нефёдкин

Происхождение боевой колесницы с серпами

"Так, говорят, лезвия колесниц серпоносных нередко
Столь неожиданно рвут тела в беспорядочной бойне,
Что на земле увидать отсеченные руки и ноги
Можно в то время, как ум и сознанье людей неспособны
Боли еще ощутить причиненной стремительной раной;
Ибо весь ум у людей всецело захвачен сраженьем,
И на резню и на бой они рвутся с остатками тела,
Часто не видя, что нет уже левой руки, и волочат
Кони ее со щитом средь колес и серпов беспощадных;
Не замечает один, что без правой он на стену лезет,
На ногу хочет другой опереться, которой уж нету,
А шевелит на земле она пальцами в корчах предсмертных;
И голова, отлетев от живого и теплого тела,
Жизнь сохраняет в лице и во взоре, широко открытом,
Вплоть до того, как души не исчезнет последний остаток." *,
- так описывает действие серпоносных квадриг римский поэт и философ Т.Лукреций Кар (О природе вещей, III, 642-656).

Хотя данное оружие, как мы видим, волновало воображение древних, однако уже они не имели ясной информации о его происхождении.
На этот счет у нас имеются два различных античных свидетельства.
Первое сообщение принадлежит знаменитому афинскому историку Ксенофонту (ок. 430 - ок. 355 гг. до н. э.), который, рассказывая о приготовлении персидского полководца Кира (будущего Кира Великого (559-530 гг. до н. э.)) к войне с "ассирийцами", говорит о том, что этот правитель переоборудовал простые колесницы на серпоносные (Киропедия, VI, 1, 27-30; 2, 8). Однако, как известно, "Киропедия" не является историческим произведением в строгом смысле этого слова, это, скорее, художе-ственное произведение на историческую тему, в котором автор введение многих персидских обычаев своего времени приписывает своему герою **. Отсюда возникает проблема верификации данного источника, необходимость сопоставления его с другими данными.
Вслед за Ксенофонтом сообщение о введении колесниц с серпами Киром повторяет историк Арриан (ок. 95 - ок. 175 гг.) в своем "Тактическом искусстве" (19, 4-5; Ср. 2, 5). Это явствует из следующих соображений. Во-первых, в общем для трех тактик Асклепиодота, Элиана и Аррина первоисточнике таких сведений о серпоносных колесницах не было, они написаны самим автором. Во-вторых, известно, что Арриан подражал афинскому классику и по стилю, и по жанру (Фотий, библиотека, 58, 4-5. Ср. Арриан. Кинегитик, 1, 4), ведь только в "Тактике" он дважды называет аттического историка (6, 3; 29,8). И наконец, самое важное, можно увидеть в свидетельстве каппадокийского легата о персидских серпоносных колесницах прямой пересказ "Киропедии" (Тактика, 19, 5-6): "Из азиатов же древние персы занимались
ездой на серпоносных колесницах и бронированных конях, начав с Кира (Киропедия, VI, 1, 27-30; 2, 17; VII, 1, 2), а еще до них эллины с Агамемноном и троянцы с Приамом ездили на колесницах с незащищенными конями (~VI, 1, 27; 2, 8). Также и киренцы долгое время на колесницах сражались" (~VI, 1, 27; Ср. VI, 2, 8). Таким образом, можно полагать, что Арриан заимствовал свою информацию по данному вопросу не из какого-либо другого источника, но прямо из "Киропедии" Ксенофонта, и, следовательно, свидетельства никомедийского историка не являются еще одним доказательством, что упряжки с серпами ввел Кир.
Кроме того, сохранилось еще и сообщение лексикографа VI века Гезихия Александрийского о введении серпоносных колесниц (Гезихий. Лексикон): "говорят, что македоняне первыми их использовали". Немецкий филолог И.Шеффер, много занимавшийся изучением античных колесниц, истолковывает это сообщение в том смысле, что македоняне первыми заимствовали эти колесницы от персов ***. Впрочем, сложно сказать, о чем шла речь в контексте, из которого Гезихий вырвал данную информацию. Но в таком виде, как представлена у древнего лексикографа, она не соответствует действительности. Этим и исчерпываются наши свидетельства о введении данного типа оружия, одно из которых - спорно, а второе - просто неверно...

* Пер. Ф.Петровского

** Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н.э. М.-Л., 1956. С. 29-34; Фролов Э.Д. Ксенофонт и его "Киропедия" //Ксенофонт. Киропедия/ Изд. подготов. В.Г. Борухович и Э.Д. Фролов. М., 1976. С. 257-258.

*** J.Schefferi de re vehiculari veterum. Lib. II. Francforti, 1671. P. 190.