А. Нефёдкин 
                   
                  
                     Происхождение боевой колесницы с серпами
                  
                  "Так, говорят, лезвия колесниц серпоносных нередко 
                  Столь неожиданно рвут тела в беспорядочной бойне, 
                  Что на земле увидать отсеченные руки и ноги 
                  Можно в то время, как ум и сознанье людей неспособны 
                  Боли еще ощутить причиненной стремительной раной; 
                  Ибо весь ум у людей всецело захвачен сраженьем, 
                  И на резню и на бой они рвутся с остатками тела, 
                  Часто не видя, что нет уже левой руки, и волочат 
                  Кони ее со щитом средь колес и серпов беспощадных; 
                  Не замечает один, что без правой он на стену лезет, 
                  На ногу хочет другой опереться, которой уж нету, 
                  А шевелит на земле она пальцами в корчах предсмертных; 
                  И голова, отлетев от живого и теплого тела, 
                  Жизнь сохраняет в лице и во взоре, широко открытом, 
                  Вплоть до того, как души не исчезнет последний остаток." 
                  *, 
                  - так описывает действие серпоносных квадриг римский поэт и 
                  философ Т.Лукреций Кар (О природе вещей, III, 642-656). 
                     
                  Хотя данное оружие, как мы видим, волновало воображение древних, 
                    однако уже они не имели ясной информации о его происхождении. 
                    На этот счет у нас имеются два различных античных свидетельства. 
                    Первое сообщение принадлежит знаменитому афинскому историку 
                    Ксенофонту (ок. 430 - ок. 355 гг. до н. э.), который, рассказывая 
                    о приготовлении персидского полководца Кира (будущего Кира 
                    Великого (559-530 гг. до н. э.)) к войне с "ассирийцами", 
                    говорит о том, что этот правитель переоборудовал простые колесницы 
                    на серпоносные (Киропедия, VI, 1, 27-30; 2, 8). Однако, как 
                    известно, "Киропедия" не является историческим произведением 
                    в строгом смысле этого слова, это, скорее, художе-ственное 
                    произведение на историческую тему, в котором автор введение 
                    многих персидских обычаев своего времени приписывает своему 
                    герою **. Отсюда возникает проблема верификации данного источника, 
                    необходимость сопоставления его с другими данными. 
                    Вслед за Ксенофонтом сообщение о введении колесниц с серпами 
                    Киром повторяет историк Арриан (ок. 95 - ок. 175 гг.) в своем 
                    "Тактическом искусстве" (19, 4-5; Ср. 2, 5). Это 
                    явствует из следующих соображений. Во-первых, в общем для 
                    трех тактик Асклепиодота, Элиана и Аррина первоисточнике таких 
                    сведений о серпоносных колесницах не было, они написаны самим 
                    автором. Во-вторых, известно, что Арриан подражал афинскому 
                    классику и по стилю, и по жанру (Фотий, библиотека, 58, 4-5. 
                    Ср. Арриан. Кинегитик, 1, 4), ведь только в "Тактике" 
                    он дважды называет аттического историка (6, 3; 29,8). И наконец, 
                    самое важное, можно увидеть в свидетельстве каппадокийского 
                    легата о персидских серпоносных колесницах прямой пересказ 
                    "Киропедии" (Тактика, 19, 5-6): "Из азиатов 
                    же древние персы занимались  
                    ездой на серпоносных колесницах и бронированных конях, начав 
                    с Кира (Киропедия, VI, 1, 27-30; 2, 17; VII, 1, 2), а еще 
                    до них эллины с Агамемноном и троянцы с Приамом ездили на 
                    колесницах с незащищенными конями (~VI, 1, 27; 2, 8). Также 
                    и киренцы долгое время на колесницах сражались" (~VI, 
                    1, 27; Ср. VI, 2, 8). Таким образом, можно полагать, что Арриан 
                    заимствовал свою информацию по данному вопросу не из какого-либо 
                    другого источника, но прямо из "Киропедии" Ксенофонта, 
                    и, следовательно, свидетельства никомедийского историка не 
                    являются еще одним доказательством, что упряжки с серпами 
                    ввел Кир. 
                    Кроме того, сохранилось еще и сообщение лексикографа VI века 
                    Гезихия Александрийского о введении серпоносных колесниц (Гезихий. 
                    Лексикон): "говорят, что македоняне первыми их использовали". 
                    Немецкий филолог И.Шеффер, много занимавшийся изучением античных 
                    колесниц, истолковывает это сообщение в том смысле, что македоняне 
                    первыми заимствовали эти колесницы от персов ***. Впрочем, 
                    сложно сказать, о чем шла речь в контексте, из которого Гезихий 
                    вырвал данную информацию. Но в таком виде, как представлена 
                    у древнего лексикографа, она не соответствует действительности. 
                    Этим и исчерпываются наши свидетельства о введении данного 
                    типа оружия, одно из которых - спорно, а второе - просто неверно... 
                   
                  * Пер. Ф.Петровского 
                     
                    ** Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до 
                    конца IV в. до н.э. М.-Л., 1956. С. 29-34; Фролов Э.Д. Ксенофонт 
                    и его "Киропедия" //Ксенофонт. Киропедия/ Изд. подготов. 
                    В.Г. Борухович и Э.Д. Фролов. М., 1976. С. 257-258. 
                     
                    *** J.Schefferi de re vehiculari veterum. Lib. II. Francforti, 
                    1671. P. 190. 
                     
                   
                   |