А. Нефёдкин
Происхождение боевой колесницы с серпами
"Так, говорят, лезвия колесниц серпоносных нередко
Столь неожиданно рвут тела в беспорядочной бойне,
Что на земле увидать отсеченные руки и ноги
Можно в то время, как ум и сознанье людей неспособны
Боли еще ощутить причиненной стремительной раной;
Ибо весь ум у людей всецело захвачен сраженьем,
И на резню и на бой они рвутся с остатками тела,
Часто не видя, что нет уже левой руки, и волочат
Кони ее со щитом средь колес и серпов беспощадных;
Не замечает один, что без правой он на стену лезет,
На ногу хочет другой опереться, которой уж нету,
А шевелит на земле она пальцами в корчах предсмертных;
И голова, отлетев от живого и теплого тела,
Жизнь сохраняет в лице и во взоре, широко открытом,
Вплоть до того, как души не исчезнет последний остаток."
*,
- так описывает действие серпоносных квадриг римский поэт и
философ Т.Лукреций Кар (О природе вещей, III, 642-656).
Хотя данное оружие, как мы видим, волновало воображение древних,
однако уже они не имели ясной информации о его происхождении.
На этот счет у нас имеются два различных античных свидетельства.
Первое сообщение принадлежит знаменитому афинскому историку
Ксенофонту (ок. 430 - ок. 355 гг. до н. э.), который, рассказывая
о приготовлении персидского полководца Кира (будущего Кира
Великого (559-530 гг. до н. э.)) к войне с "ассирийцами",
говорит о том, что этот правитель переоборудовал простые колесницы
на серпоносные (Киропедия, VI, 1, 27-30; 2, 8). Однако, как
известно, "Киропедия" не является историческим произведением
в строгом смысле этого слова, это, скорее, художе-ственное
произведение на историческую тему, в котором автор введение
многих персидских обычаев своего времени приписывает своему
герою **. Отсюда возникает проблема верификации данного источника,
необходимость сопоставления его с другими данными.
Вслед за Ксенофонтом сообщение о введении колесниц с серпами
Киром повторяет историк Арриан (ок. 95 - ок. 175 гг.) в своем
"Тактическом искусстве" (19, 4-5; Ср. 2, 5). Это
явствует из следующих соображений. Во-первых, в общем для
трех тактик Асклепиодота, Элиана и Аррина первоисточнике таких
сведений о серпоносных колесницах не было, они написаны самим
автором. Во-вторых, известно, что Арриан подражал афинскому
классику и по стилю, и по жанру (Фотий, библиотека, 58, 4-5.
Ср. Арриан. Кинегитик, 1, 4), ведь только в "Тактике"
он дважды называет аттического историка (6, 3; 29,8). И наконец,
самое важное, можно увидеть в свидетельстве каппадокийского
легата о персидских серпоносных колесницах прямой пересказ
"Киропедии" (Тактика, 19, 5-6): "Из азиатов
же древние персы занимались
ездой на серпоносных колесницах и бронированных конях, начав
с Кира (Киропедия, VI, 1, 27-30; 2, 17; VII, 1, 2), а еще
до них эллины с Агамемноном и троянцы с Приамом ездили на
колесницах с незащищенными конями (~VI, 1, 27; 2, 8). Также
и киренцы долгое время на колесницах сражались" (~VI,
1, 27; Ср. VI, 2, 8). Таким образом, можно полагать, что Арриан
заимствовал свою информацию по данному вопросу не из какого-либо
другого источника, но прямо из "Киропедии" Ксенофонта,
и, следовательно, свидетельства никомедийского историка не
являются еще одним доказательством, что упряжки с серпами
ввел Кир.
Кроме того, сохранилось еще и сообщение лексикографа VI века
Гезихия Александрийского о введении серпоносных колесниц (Гезихий.
Лексикон): "говорят, что македоняне первыми их использовали".
Немецкий филолог И.Шеффер, много занимавшийся изучением античных
колесниц, истолковывает это сообщение в том смысле, что македоняне
первыми заимствовали эти колесницы от персов ***. Впрочем,
сложно сказать, о чем шла речь в контексте, из которого Гезихий
вырвал данную информацию. Но в таком виде, как представлена
у древнего лексикографа, она не соответствует действительности.
Этим и исчерпываются наши свидетельства о введении данного
типа оружия, одно из которых - спорно, а второе - просто неверно...
* Пер. Ф.Петровского
** Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до
конца IV в. до н.э. М.-Л., 1956. С. 29-34; Фролов Э.Д. Ксенофонт
и его "Киропедия" //Ксенофонт. Киропедия/ Изд. подготов.
В.Г. Борухович и Э.Д. Фролов. М., 1976. С. 257-258.
*** J.Schefferi de re vehiculari veterum. Lib. II. Francforti,
1671. P. 190.
|