N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Фестиваль железных людей
Сетунь'97 историей не дышала
У нас в гостях ВИК "Княжеская дружина"
Загадка "пунийского полумесяца"
Арбалеты
Так держать
У нас в гостях А.Циммерман
Репортаж о большом маленьком сражении
Серпоносные колесницы
Корабль-черепаха
Видеофильм "Ганнибал"
Курьезы



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 
И.Максимова
Инесса Максимова. Общество "Братство Хранителей" (г. Белгород). Организатор трех крупнейших всероссийских турниров средневекового воинского искусства в 1993, 94, 95 годах в Белгороде.

Сетунь'97 историей не дышала

6-13 сентября на Сетуньском стане состоялось первенство России по историческому фехтованию.
Мероприятие организовано Федерацией фехтования России (г.Москва). Наш специальный корреспондент Виктор Бочаров встретился со зрителем (не участником) турнира Инессой Максимовой. В доверительной беседе Инесса согласилась прокомментировать и оценить только что закончившийся турнир.

"Баллада о подмене"
С первого взгляда бросилось в глаза явное несоответствие реальной программы турнира той, что изложена в приглашении на турнир.
В приглашении были заявлены участники из Англии, Дании, Германии, Франции - со всей Европы. Здесь организаторам турнира просто повезло - иностранцы-реконструкторы в Москве были!!! Но только не на турнире. Господин Соколов из Петербургской ассоциации привез представителей военно-исторических клубов, правда, других эпох ("наполеоники" и первой мировой войны), из Австрии, Франции и Италии на юбилей Москвы. Они приехали по своим делам, со своей программой, не пересекавшейся с программой турнира.
Та же история с заявленными в приглашении "сильнейшими клубами России" (Саратов, Пенза, "Серебряные волки" и т.п.). Многие заявленные клубы узнавали о своем участии из присланной им программы фестиваля (а многие и сейчас не знают ни о чем). Они и не собирались ехать на турнир (т.к. знали по прошлому году, что это такое), а узнав, что заявлены без их ведома, не поехали из принципа. Действительно, во время юбилея Москвы представители сильнейших клубов России были, но на турнир не остались - разъехались.
Зачем же понадобился организаторам турнира этот зауряднейший обман с "липовыми" заявленными участниками?
Ответ прост. Чтобы съехалось побольше интересных, неслучайных людей - реконструкторов, пусть не участников, так хоть зрителей. Раньше было проще: реконструкторы ездили на каждое мероприятие, хоть как-то связанное с военной историей - лишь бы попасть.
Времена изменились: то ли жизнь подорожала, то ли люди стали разборчивыми... Реконструкторы едут на подобные мероприятия прежде всего для того, чтобы пообщаться с интересными людьми - реконструкторами же. И если в программе мероприятия указаны не известные клубы с опытными и потому интересными людьми, а какие-нибудь никому не знакомые ("Аркон", например), то реконструкторы туда просто не поедут - материальные затраты на дорогу и проживание (простите за меркантильность) не окупятся интересным общением и полезной информацией.
Так кто же был участником второго Всероссийского турнира по историческому фехтованию? В основном молодые и пока ничего еще из себя не представляющие коллективы.
Подобная подмена "заявленных" наблюдалась и на прошлом турнире. Побывав на подобном мероприятии один раз, реконструкторы, как правило, второй раз на него не едут. Исключение составляют искушенные. Так что на этом турнире люди были в основном впервые. И ехали они, судя по их впечатлениям, совсем на другое мероприятие. А это уже не случайность - закономерность. Таково отношение господ организаторов к участникам и зрителям. Постоянно меняющийся состав участников (для разочарования достаточно одного турнира) лишь способствует халатному отношению организаторов.

Пара слов о документах
Особое умиление вызвали официальные документы данного турнира с обилием орфографических ошибок. Да и печать на двух языках (русском и французском) имела сомнительный вид и напоминала Булгаково-Бегемотовский штампик "УПЛОЧЕНО".
Пара слов о правилах
Они представляют собой толстенную книгу и не высылаются вместе с приглашением - накладно, наверно, показалось, а может, чтобы заранее не отпугнуть. Мне ее выдали по особой просьбе (к слову сказать, многие коллективы узнавали правила, уже вовсю участвуя в турнире, ну да им, похоже, было все равно - с правилами ли, без). Для проведения подобного турнира хорошо было бы заглянуть в хроники, в соответствующие кодексы, где описаны средневековые турниры. Увы и ах! Правила охватывают лишь фехтовальную часть турнира. Да и то - как! Над этими правилами изрядно поработали чиновники от спорта - позиции регламентированы, жесткая постановка рук и ног (полное несоответствие с точки зрения исторической достоверности). Одним словом, правила явно не для ИСТОРИЧЕСКОГО фехтования, а для спортивного...
Тенденция превращения того, чем мы занимаемся, в спорт наметилась пару лет назад. По этому пути идут молодые клубы, существующие год-два. Не те, которые много лет участвуют в различных турнирах или же даже их проводят, а только-только вступившие в движение. Они не успели пропитаться исторической атмосферой, обладают невысоким уровнем знаний и главное для них -"молодецкая удаль". Это очень здорово. Но с нами такие клубы не имеют ничего общего. Мы занимаемся исторической реконструкцией и историческим же фехтованием. А эти ребята занимаются спортом (только вместо гантелей и штанги у них булава и кольчуга). Смешивать спорт с реконструкцией не рекомендуется (опасны не отдельно взятые вина, а их смешение). В спорте, как, впрочем, и в реконструкции, есть свои условности, и человек, пытающийся превратить историческое фехтование в спорт, обычно заканчивает (тому есть примеры) пластиковыми доспехами и пластиковым оружием. Действительно, какой смысл носить на себе тяжелые доспехи, тяжелое оружие, если все поединки проводятся по инструкциям чиновников от спорткомитета. Доспех становится лишним. Он пока еще присутствует как атрибут, дающий им право говорить, утерев пот со лба: "Мы бьемся, как бились наши предки". Да они уже не бьются так! Пример - данный турнир: кольчуги, одетые прямо на рубахи, шлемы без бармиц или с бармицами без подстежной основы, решетки на русских шлемах и прочее упрощенчество и рационализаторство. Появляются фэнтэзюшные элементы. А истории не было и нет.

Теперь о самом турнире

Показательная часть

Номера "соло с мечом". Под музыку (отнюдь не современную) мальчик размахивает вокруг себя мечом, изображая, как бы он вас круто рубил, если бы умел. Говорят (в основном в судейской комиссии, но о судьях попозже), по этому определяется мастерство. (Без комментариев). Господа реконструкторы на глазах куксились, приняв как оскорбление доспеха, а значит и как личное оскорбление, выход полуголой девицы, одетой в элементы реконструкции, и последующую ее плавно-медлительную аэробику с саблей. Прочие выступающие танцевали вообще с алюминиевыми клиночками. Что это? Балет? Эротические танцы с садистскими атрибутами? Но даже на это вышеописанное не тянет - слабовато. Для подобного шоу рекомендую организаторам Башкирский национальный ансамбль или балет "Спартак". Они станцуют получше...

А судьи кто?
Нет, правда, а кто судьи? Представлены они не были. По счастливой случайности для зрителей, а для самих судей по роковому стечению обстоятельств, судьи сами участвовали в турнире. Со всей ответственностью, как специалист, заявляю: поединки судят люди, которые не умеют нанести двух правильных ударов. Умеют меньше, чем ничего. Прискорбно...

Соревнование
Поединки на уровне "человек с ломом" (хорошо еще не "с ружьем").
Выходят очень энергичные добры молодцы (которые хотят как можно быстрее двигаться, что вообще невозможно было в средние века из-за тяжелых доспехов) и довольно грубыми моделями оружия "метелят" друг друга, как если бы они это делали палками. "Искусство фехтования" сводится к "любой ценой "отоварить" противника". Спорт, да и только.

Конкурс исторического костюма
Попытка оного. Ведущий представляет: "Костюм дамы. Западная Европа. Средние века". Ни тебе страны, ни тебе приблизительно века, ни тебе из какой ткани данный костюм пошит. Баллы в конкурсе назначаются на внутреннем голосовании членами судейской комиссии. Но по какому принципу? По каким критериям? Мнения комиссии и зрителей-реконструкторов относительно степени реконструкции костюмов явно не совпадали... Кстати, если на прошлом турнире в комиссии еще были (но опять же не представлены) работники исторических музеев, ученые, то на этом их уже не было. Наверно, у них тоже сложилось определенное мнение о сетуньских турнирах.

"Культурная программа"
Иначе чем "попсой" это назвать нельзя. Выносятся современные звукоусилители, выкатываются колонки, люди начинают петь в микрофон что-то роковое, и небольшое историческое настроение, созданное к этому моменту, разрушается.

Эпилог
В итоге: мероприятие шло своим чередом: на ристалище копошились непонятные (и сами себя, похоже, непонимающие) люди, а реконструкторы, криво усмехаясь, стояли спиной к "действу" и старались наиболее полноценно для себя провести время: общались между собой, обменивались информацией, наработками...
Я попала на сетуньский турнир второй раз. С прошлого года, на мой взгляд, никаких радикальных изменений к лучшему нет. Это мероприятие можно назвать турниром лишь условно. Кажется, организаторы до сих пор не поняли, что они хотят сделать: то ли праздник средневековой истории и культуры, то ли рыцарский турнир, то ли состязание по спортивному фехтованию, то ли "вкусное" шоу для случайных зрителей. Ни на что вышеперечисленное данное меро-приятие пока не тянет - для шоу не хватает профессионализма (ведущих, актеров, каскадеров...), для средневекового исторического праздника, рассчитанного на представителей реконструкции, не хватает должной атмосферы и, в частности, соответствующих атрибутов, эту атмосферу создающих: средневековой музыки, костюмов, кодекса поведения...
А пока - смешение жанров - эклектика. Стариной не дышит.
Все те же беды были и в прошлом году. Прогресс нулевой. Просчетами это назвать нельзя - скорее сказывается отсутствие вкуса, чувства меры, наконец, любви к истории у устроителей данного турнира. Попытки же посоветовать что-либо полезное для общего дела, встречают волну спеси и "шапкозакидательства" со стороны сетуньских боссов.

Post scriptum
Не хотелось бы заканчивать разговор на столь пессимистичной ноте.
Давайте советоваться, давайте дискутировать! Ведь прошедший турнир можно сравнить разве что с первым нашим белгородским фестивалем в 1993 году и то с определенной натяжкой. А это совсем не бахвальство. У "Братства Хранителей" накоплен большой опыт в проведении подобных фестивалей. Все-таки три года подряд - это не шутка. Много свежих мыслей, наработок. Мы не зря приостановили свои белгородские турниры: накопились вопросы, без ответов на которые проводить дальнейшие праздники мы считаем непрофессионально да и просто нечестно. Вот некоторые из них: по какой схеме проводить турнир, максимально полезный и для участников, и для зрителей; как следует судить эти состязания, чтобы они были далеки от спорта и как можно более близки к реальному средневековому бою. Мы ищем ответы на эти и многие другие вопросы и надеемся в скором будущем провести очередной фестиваль на качественно высоком уровне. Например, взять те же "танцы с мечом": у нас глава дружины Сергей Герасимов тоже танцует, но он танцует в полном доспехе и клинок у него боевой, да и танцует он мастерски... Отсюда и впечатление у искушенного зрителя-реконструктора совершенно другое.
Надеюсь, организаторы, прочитав данный материал, посмотрят на свое "детище" со стороны и не будут в дальнейшем с негодованием отметать возможность сотрудничества.