А. Шехватов
Санкт-Петербург
Защитное вооружение воинов
древней Месоамерики
Военная культура народов
древней Месоамерики,
казалось бы, похороненная
вторжением европейцев,
по-прежнему вызывает интерес
у любителей военной истории.
Отдельный пласт
этой специфической культуры
в изложении петербургского
исследователя А. Шехватова,
мы предлагаем Вашему вниманию.
Среди всех видов защитного снаряжения, которые
когда-либо использовались древними обитателями Месоамерики,
самое почтенное место, вне сомнений, занимает щит.
Кроме военного дела щит употреблялся также в различных культовых
и ритуальных действах, в танцах. У астеков*1, например,
щит, наряду с другими предметами, вручался противнику при
объявлении войны, а также был одной из неотъемлемых частей
ритуала коронации правителя. Метафорическим названием войны
у астеков было выражение "стрела и щит". У майя
с VII века, щит вместе со "змеиным" жезлом входил
в основные инсигнии правителя во многих городах-государствах.
По
своей форме щиты Месоамерики можно разделить на три основные
группы: а) круглые или овальные б) прямоугольные в) гибкие.
Так у астеков щит (аст. чималли) (таб.1) был плоским, круглой
или овальной формы и делался из бамбука, тростника или огнестойкого
дерева, подбивался хлопком, а снаружи мог покрываться кожей,
черепаховым панцирем, украшаться мозаикой из камней или
перьев, а также золотыми, медными или серебряными деталями.
По сообщениям испанцев, некоторые щиты были столь прочны,
что их невозможно было пробить выстрелом из арбалета, не
говоря уже об индейских стрелах. Судя по сохранившимся образцам,
астекские большие щиты были 70-74 см в диаметре, а малые
26-40 см.
Вот что сообщает Д. де Ланда о щите юкатанских майя XVI
века, известном в тот период под мексиканским*2 названием
чималь:"Для защиты у них были щиты, которые они делали
из расщепленного тростника, тщательно сплетенные, круглые
и отделанные кожей оленя".
Б. де Лас-Касас, описывая встречу испанцев с индейцами чонталями,
дает такую
характеристику:
"Щиты сделаны из лозы или тонких прутьев, и почти все
эти щиты или большая их часть были покрыты тонкими пластинами
золота и украшены султанами из разноцветных перьев".
Из тростника делали щиты и сапотеки.
Круглые щиты были также в культуре Центрального Веракруса
(стела 7, Серро де лас Месас, III-VII вв., таб.2.1), в Исапе
(стела 9, III в. до н. э. - III н. э.), в Теотихуакане (фрески,
керамика, таб.2.14), у ольмеков-шикаланка*3 (фрески в Какаштле,
VII-X вв., рис. на титульной стр. статьи), у сапотеков (статуэтки
из Монте-Альбана, таб.2.10), у миштеков (изображения в кодексах
и на ювелирных изделиях, таб.2.7), у тотонаков (таб.7.1),
у тлашкаланцев (таб.3.6) и тарасков (таб.3.7).
У астеков насчитывалось до 7 видов традиционного орнамента,
используемого на щитах: "хуастекский с перьями кетсаля"
(аст. кетсалькуешио) (таб.1.4), т.н. "греческий"
(аст. кетсальшикальколиуки) (таб.1.6) и т.д. У миштековбыло
популярно деление поля щита на три части двумя дугами (таб.2.7-8).
Орнамент в виде 8 "сердечек" можно увидеть на
круглом щите майяской статуэтки с о. Хайна (VI-IX вв., таб.4.1),
и почти такой же щит держит
в руках тольтекский воин (золотой диск "H" из
Чичен-Ицы, X-XIII вв., таб.2.4). Близкий мотив, только с
"ракушками", часто встречается в астекских кодексах,
а также и на деревянном барабане (таб.2.3). Шедевром мозаичной
работы является миштекский деревянный щит, на котором маленькие
кусочки бирюзы образуют рельеф, изображающий религиозную
сцену.
Майяские щиты (майя пакаль, поком-майя пикоп) декорировались
концентрическими окружностями или орнаментом в виде широких
перекрещивающихся полос (г. Тикаль, храм IV, сер. VIII в.,
таб.2.12; г. Калакмуль,стела 53, 1-я пол. VIII в.; рисунки
на вазах, таб.2.15). Мотивы в виде трех-четырех больших
округлых пятен (таб.2.22), пяти маленьких точек в круге
(таб.2.18) или иероглифоподобные изображения (таб.2.6) наталкивают
на мысль о геральдических символах. Щиты с масками божеств
(таб.2.5) чаще встречаются в качестве инсигний правителей.
Маски, как правило, были рельефные и, по-видимому, делались
из дерева. Эти щиты обычно были круглые или квадратные со
скругленными углами. На "углах"
они имели по четыре пучка из перьев (таб.2.5, 48). Щиты
эти варьировались по размерам и могли едва прикрывать запястье
(таб.2.46) или же все предплечье вместе с локтем. У сапотеков
(Монте-Альбан I, 1000-500 гг. до н. э.) тоже представлен
щит с перекрещивающимися полосами (таб.2.10).
По краям круглые щиты часто украшались короткой или длинной
бахромой из перьев. Оригинальное крепление бахромы изображено
на одной майяской вазе (таб.2.44). Нередко щиты дополнительно
имели привесь из перьев, которая иногда доходила до земли
(например, у тотонаков, таб.7.1). Подобные майяские образцы
постклассической эпохи представлены горельефом воина-орла
на вазе из Горной Гватемалы (XI-XV вв., таб.6.1), на памятниках
Чичен-Ицы. Более короткие привеси встречаются у астеков
(таб.1), миштеков (таб.3.1-3), сапотеков (таб.2.9), ольмеков-шикаланка
(фрески в Какаштле, VII-X вв., рис. на титульной стр. статьи),
у постклассических майя (стела 14, г. Ушмаль, таб.2.23).
Использование привеси было широко распространено и в других
регионах земли. По этому поводу Винклер замечает, что при
её наличии поножи обычно
не употреблялись. В Туле и в Чичен-Ице встречаются изображения
воинов, на которых привесь имеется как внизу щита, так и
сверху (таб.2.21). Подобного вида щиты встречаются и на
майяском рельефе из Шкалумкина (сер. VIII в., таб.2.20).
Щиты могли также украшаться длинными пучками перьев, крепившихся
в центре. Такие щиты показаны на миштекской свистульке (Монте-Альбан
V. см. таб. на обложке Pb № 5-98), на росписях Теотихуакана
(различима даже плетеная фактура щита, таб.2.14), на стеле
9 из Серро де лас Месас (культура Центрального Веракруса,
III-VII вв.).У майя они представлены изображениями на керамике
(таб.2.16, 22, 44), формочкой для статуэтки из Небаха (III-X
вв.), памятниками в Чинкультике (стела 9, нач. IX в.) и
в Шкалумкине (нач. IX в.). На сосуде из Сальвадора (Ла Рабида)
изображен воин в майяском стиле со щитом, из середины которого
свисают длинные шнуры с кистями на концах (таб.2.19).
С внутренней стороны астекский щит имел прямоугольную подкладку
под руку и два ремня-энарма для удержания на руке (таб.2.25).
Щит майя мог иметь две рукояти (стела 33, г. Эль Перу, кон.
VII в., таб.2.24), или одну (стела 3, г. Тамариндито; Дрезденский
кодекс). На фресках в Какаштле (VII-X вв., рис. на титульной
стр. статьи) и стеле 9 из Исапы (III до н.э.-III н. э.)
изображены щиты с одной энармой.
Иногда щиты носились на шее. У майя данный способ ношения
щита изображен на рельефах из Шкалумкина (нач. IX в., таб.2.20)
и Шкулока (X-XV вв.), на рельефных вазах из Гватемалы (III-X
вв.), на статуэтке с о. Хайна (VI-IX вв.). На шее носят
щиты и воины (возможно тольтеки) на фресках в Чичен-Ице
(храм Воинов).
Другим вариантом можно назвать ношение щита на спине. В
Антропологическом музее Гвадалахары имеется фигурка воина,
бросающего копье, со щитом на спине (культура Запада, Колима).
В августинском монастыре в Исмикильпане (Мексика, шт. Идальго),
имеются астекские фрески, созданные после испанского завоевания
(2-я пол. XVI в.). На них изображены воины-орлы, воины-ягуары
и воины-койоты, сражающиеся с варварами-чичимеками, возможно
из племени отоми (таб.8.2). Один из варваров держит в руке
лук, а за спиной у него болтается щит. Тольтекские воины
за спиной, на поясе, носили "божественный круг"
(аст. тескакуитлапилли)
сопоставимый по размеру со щитом (атланты*4 из Тулы; статуэтка
из долины Мехико, диски и другие изображения из Чичен-Ицы,
таб.8.4). Возможно это щит или специальный диск для защиты
корпуса. В Чичен-Ице есть изображения даже с двумя кругами,
на спине и на животе. В других культурах*5 тоже встречается
круг на спине (таб.3.3, 8.1), но, как правило, он меньше
по размеру щита, удерживаемого рукой.
Прямоугольные щиты встречаются реже на территории Месоамерики.
В области майя они представлены на памятниках в Лаканхе
(стела 1, VI в., ), в Пьедрас-Неграсе*6 (нач. VII в.-нач.
VIII в., таб.2.26), в Наранхо (стела 2, нач. VIII в.,) и
в Канкуене (стела 2, кон. VIII в., ), на керамике, на рельефном
сосуде из Небаха (III-X вв., таб.2.40), на статуэтках из
Альта-Верапаса (III-X вв., таб.2.28) и с о. Хайна (воин
с пращей, VI-IX вв., таб.2.29). Квадратный щит можно увидеть
на статуэтках, относящихся к культурам майя (о. Хайна, VI-IX
вв., таб.4.3), Теотихуакана (фигурка бога Шипе-Тотека, таб.7.2),
Запада (Культура Найярит, таб.2.45). В Какаштле прямоугольный
щит держит поверженный воин, на изображении хорошо видна
рукоять-энарма (фрески в Какаштле,
VII-X вв., рис. на титульной стр. статьи). Такие же щиты,
иногда со скругленными углами, встречаются на фресках и
керамике Теотихуакана (таб.2.36). Просматриваются прямоугольные
щиты и на памятниках Тулы.
По-видимому, эти щиты были плоскими. Щиты на памятниках
из Лаканхи, Пьедрас-Неграса (таб.1.26) и Наранхо имеют перьевую
бахрому снизу и слева, иногда еще и сверху, на правой "рабочей"
стороне она отсутствует. Подобная же бахрома на щите воина-ягуара
с теотихуаканской фрески (таб.2.34).
На щитах со стелы 1 из Лаканхи и стелы 35 из Пьедрас-Неграса
(таб.2.26) изображена фигура воина в полном вооружении.
На стеле 31 (сер. V в.) из Тикаля представлен щит с маской
центрально-мексиканского божества воды Тлалока, вероятно,
говорящей о теотихуаканском влиянии (таб.6.2). На притолоке
в Халакале (2-я пол. IX в.) тоже изображен прямоугольный
щит с маской. На стеле 5 из Сайиля (X-XV вв.) - щит с перекрещивающимися
полосами и бахромой из перьев по всему периметру (таб.2.39).
На керамике майя встречаются изображения квадратов в центре
щита (таб.2.30), шахматных полос сверху и снизу (таб.2.27).
На фресках Храма Воинов в Чичен-Ице воины, в головных уборах
с тремя синими перьями с желтыми кончиками, держат прямоугольные
щиты с красной ступенчатой спиралью (таб.2.37). Виллард
считает, что это не майяские воины. В качестве доказательства
он приводит
подобный орнамент на головном уборе статуэтки, относящейся
к культуре тотонаков. Похожий щит изображен на сосуде майя
(возможно у воина немайяского антропологического вида) (таб.2.32).
Другой воин на той же вазе имеет прямоугольный щит со сложным
геометрическим орнаментом (таб.2.33). На керамике майя нередко
соседствуют круглые и прямоугольные щиты (ваза К1082, таб.2.13,
2.30).
Последняя группа щитов представлена в основном несколькими
регионами территории майя. Вот как их описывает Томсон в
анализе фресок Бонампака, на которых они встречаются в большом
количестве:
"Гибкие (flexible) щиты обычны. Их держали, прикрываясь
сверху; рука, очевидно, просовывалась в петлю; декорировались
кисточками и отделкой из желтых перьев по краям. Они имеют
60-70 см в длину и около 30-50 см в ширину. Профиль просматривается
у них предположительно гибкий, стеганый или кожаный. Задняя
часть, по крайней мере, понятна - коричневого цвета, предположительно
из кожи. Перед возможно стеганый. Похожие щиты можно увидеть
на скульптурных монументах (г. Яшчилан, притолока 16; г.
Пьедрас-Неграс, стела 35 и скульптурные стены в Чичен-Ице,
где их держат майяские воины)".
Стела
из Пьедрас-Неграс вызывает у меня сомнения, скорее всего
там прямоугольный щит (таб.2.26). Гибкие щиты довольно выразительно
представлены на керамике майя (на одной из ваз просматривается
каркасная решетка щита) (таб.9). Их можно также увидеть
в Яшчилане (стела 45, стела 15, стела 16, VII в., ), в Ла
Пасадите (притолока 1, сер. VIII в., ), в Чичен-Ице (таб.2.47).
Такой же тип щита, по-видимому, имеет воин на статуэтке
с о. Хайна (VI-IX) (таб.4.4). На постклассичекских стеле
15 из Эцны (таб.2.43) и стеле 21 из Ошкинтока (таб.2.35),
скорее всего, такие же щиты, причем они имеет длинную привесь,
передана также плетеная структура щитов.
На таких щитах изображались маски, сложные геометрические
орнаменты. На фреске в Бонампаке, в сцене триумфа, маяские
воины имеют за спиной подобие колчанов. Но, так как в других
сценах нигде не встречается лук со стрелами, можно предположить,
что это свернутый в рулон гибкий щит (таб.8.3).
Что касается петли, то на памятниках майя, некоторые персонажи
держат таким образом щит с маской (статуэтка из Гуаймиля,
таб.4.2) и гибкие щиты (статуэтка воина с о. Хайна, таб.4.4;
стела 10, г. Яшчилан, таб.5.43).
Б. де Лас-Касас, описывая битву испанцев с индейцами у г.
Чампотон (юго-запад Юкатана), рассказывает следующее:
"И вот, разъярившись, индейцы с луками, стрелами и
щитами, которые были у них в форме полумесяцев (de las medias
lunas) и украшены золотом, бросаются изгонять чужеземцев".
Вероятно, он имел в виду гибкий щит, хотя статуэтка из другого
региона Месоамерики (Колима), возможно, как раз и представляет
данный тип (таб.7.4).
Уникальная ромбовидная модификация щита-маски показана на
алтаре Q из Копана (2-я пол. VIII в., таб.2.41). Еще более
удивительная форма в виде "креста" изображена
на стеле 65 из Калакмуля (нач. IX в., таб.2.42). Тотонаки
делали щиты из панцирей черепах.
Воинские головные уборы Месоамерики достаточно трудно отделить
от ритуальных и танцевальных. Они обычно делались из разнообразных
комбинаций кожи, хлопка, дерева, бумаги и кости. Часто декорировались
мозаикой из камня, золотыми деталями, колокольчиками и бубенчиками.
Головные уборы украшались также перьями в виде
короны,
гребня, веера, пучка или длинного хвоста из перьев, нередко
во всевозможных сочетаниях. Использовались перья уток, гусей,
кетсаля, попугаев, цапли. Плюмаж, "сплющенный из перьев
кетсаля" (аст. кетсапатсактли), имел форму большого
гребешка и был заимствован астеками у народов Теуантепекского
перешейка. Источники говорят, что правитель астеков Ауитсотль
предпочитал его всем остальным.
Относительно юкатанских майя XVI века Ланда пишет:
"Некоторые сеньоры и капитаны имели как бы шлемы из
дерева, но их было немного".
Простейшие головные уборы представляют налобные повязки
(например, красно-белые у тлашкаланцев, таб.3.6; белые у
ольмеков-шиколанка, (фрески в Какаштле, VII-X вв., рис.
на титульной стр. статьи), обычно дополняемые перьями. Шлемы
делались из бамбука или иной древесины, возможно из стеганого
хлопка. Тольтекские головные уборы были более или менее
однотипны. Вероятно, наподобие шапочки надевалась широкая
толстая полоса, имевшая, судя по изображениям, сегментное
деление (таб.5.12-13). Вряд ли она была деревянной, так
как на затылке она скреплялась несколькими ремешками (таб.5.14).
На переднюю часть могла крепиться пластина в виде стилизованной
бабочки (таб.8.4) или фигурка птицы клювом вниз, возможно
выделанное чучело (таб.5.13). У атлантов в Туле (таб.5.12)
и у скульптур, так называемых Чак-Моолей (г. Тула, г. Чичен-Ица,
г. Теночтитлан), имеются "наушники". Тольтекские
"шапки" обычно украшены короной из перьев. Ю.
В. Кнорозов, комментируя изображения в Дрезденском кодексе
майя, предположил,
что они были совиные (таб.3.4).
Конусообразные головные уборы носили воины астеков (таб.1.2),
хуастеков, майя (притолока 2 из Пьедрас-Неграс*7), народов
Запада (таб.5.6-7).
Шлемы в виде круглой каски встречаются у ольмеков*8 (г.
Ла Вента, г. Трес-Сапотес, таб.5.3-4), на изображении в
ольмекском стиле из Тацумаля (Сальвадор), у майя (г. Ошкинток,
X-XV вв., ). На керамике майя представлены экземпляры, напоминающие
греческие шлемы с высоким гребнем (таб.5.33). Некоторые
шлемы изготавливались, возможно, из стеганого хлопка (г.
Лаканха ; г. Пьедрас-Неграс, таб.5.29; керамика, таб.5.32).
Похожие варианты, только с полями, встречаются на памятниках
в Эль Карибе (стела 2, 2-я пол. VII в., ) и Чичен-Ице (X-XV
вв.). У майя можно найти изображения воинов в "шутовских
колпаках" (таб.5.27) или своеобразных шапочках (таб.5.28)
Б. Диас, участник экспедиции Кортеса, вспоминал, что астекский
чиновник Тендиле обратил внимание на железный шлем со старой
позолотой, одного из испанцев, который, по его словам, очень
походил на головной убор бога Уитсилопочтли. Некоторые астекские
шлемы похожи на каски с большим назатыльником (таб.5.19)
и могли иметь гребень, пару крылообразных султанов (таб.5.22)
и т. п. Сохранился астекский двурогий шлем из дерева с богатой
мозаикой из камня. Двурогие шлемы встречались у индейцев
района р. Грихальва, в культуре Запада (таб.5.5). На статуэтках
из Колимы, можно увидеть шлемы с рогом на лбу (таб.5.8)
или с полумесяцем "рожками" вверх.
Представлены
в Месоамерике и шлемы с подбородником, например у ольмеков
(г. Ла Вента) (таб.5.1-2), у майя (статуэтка из Альта-Верапаса,
таб.5.36; г. Тикаль, стела 29, кон. III в., и стела 31,
таб.6.2; г. Паленке ; статуэтка воина, ведущего двух пленников,
с о. Хайна, таб.5.37), в Теотихуакане (керамика, таб.5.9),
в культуре Запада (статуэтка из Колимы. таб.5.8).
Зооморфные шлемы могли быть в виде голов орлов или других
птиц (майя, таб.6.1, 5.25; Теотихуакан; Какаштла (фрески
в Какаштле, VII-X вв., рис. на титульной стр. статьи); тотонаки,
таб.7.1; миштеки; сапотеки; астеки, таб.3.8), змей (ольмеки
Ла-Венты), койотов (тольтеки; астеки, таб.8.2, 5.21), ягуаров
(ольмеки, таб.5.2; майя, таб.5.30-31; Теотихуакан; астеки,
таб.1.4; миштеки, таб.3.2; тольтеки, таб.7.3; сапотеки;
хуастеки), оленей (майя, таб.9, 5.26), собак (аст. кашолотль),
аллигаторов . В классический период у майя морды животных
как бы возвышались над головой воинов (таб.5.31), тогда
как в центральной Мексике чаще лицо воина выглядывало из
зияющей пасти зверя или птицы (таб.1.4). У сапотеков встречаются
оба варианта.
У астеков (таб.5.18) и майя (таб.8.3) были шлемы в форме
черепа (аст. тситсимитл), а у майя также и в виде голов
божеств. Иногда на головных уборах майяских воинов надо
лбом прикреплялась человеческая голова, не исключено, что
это была мумифицированная и уменьшенная голова поверженного
врага (таб.5.34). Некоторые хуастекские скульптуры имеют
головные уборы с маской в виде черепа на затылке (таб.5.16-17).
Если такие шлемы использовались в битве, легко представить
себе, какой психологический эффект они производили.
Для защиты рук использовались рукавообразные протекторы.
Иногда они были на обеих руках, но чаще на одной. Некоторые
доходили до плеча, другие прикрывали руку до локтя. Подобную
же защиту руки использовали игроки в ритуальную игру (аст.
тлачли, майя пок-та-пок), предохраняясь от ударов литого
каучукового мяча. Возможно, этот протектор представлял собой
обмотку из специальных кожаных или хлопчатобумажных ремней
(не исключено, что украшенных перьями). Ряд изображений
позволяет предположить, что эти ремни обертывались один
раз вокруг руки и завязывались узлом. Таким образом, ряд
таких "колец" образовывал "рукав", не
сковывавший движений руки. У воинов протектор встречается
на изображениях в Туле, Чичен-Ице (таб.8.4).
Описывая сокровища астеков, Б. де Лас-Касас пишет:
"...нарукавники и прочие золотые, и серебряные доспехи,
которыми они пользовались, должно быть, во время войн, столь
искусно и диковинно отделанные зелеными и желтыми перьями
и оленьей кожей, прекрасно выдубленной и окрашенной".
Поручи также встречаются у майя, например в Яшчилане (стела
15, 2-я пол. VII в., таб.5.43) и на статуэтке из Горной
Гватемалы (XI-XV вв., таб.6.1, на правой руке).
Кроме того, на руках обычно носились всевозможные браслеты
из камней, золота и т. п.
Другое защитное приспособление использовалось, по-видимому,
в основном тольтеками, хотя на стеле 4 из Серро де лас Месас
(Центральный Веракрус, III-VII вв.), можно разглядеть нечто
подобное. Оно представляет собой привесь на левой руке в
виде длинных толстых шнуров (таб.6.3, 5.42). Возможно, они
служили своеобразной гибкой защитой тела копьеметальщика,
подобно использованию плаща в европейском фехтовании.
Астеки использовали защитные пластины на ногах (аст. котсеватл),
которые делались из кожи и украшались золотом, драгоценными
камнями и серебром (таб.5.47). В миштекском кодексе изображены
поножи в виде лапы ягуара (таб.5.46). Иногда голень закрывалась
специальными ремнями. Представлено два типа обмотки: параллельными
рядами (г. Какаштла, VII-X вв. (фрески в Какаштле, VII-X
вв., рис. на титульной стр. статьи); г. Чичен-Ица, X-XV
вв., таб.5.44; г. Эль Пальмар, 1-я пол. VIII в., ) и перекрещивающимися
(г. Яшчилан, VII-VIII вв.; г. Эцна, VII-VIII вв.; г. Сейбаль,
2-я пол. IX в., ; г. Паленке, таб.5.45; г. Теотихуакан,
). На ногах также носили всевозможные браслеты из камней,
металла и т.п.
Среди
даров, полученных испанцами от чонталей, Лас-Касас упоминает:
"...несколько нагрудных доспехов: одни из чистого золота,
другие из дерева, покрытые золотом, а третьи золотые, усеянные
каменьями, искусно рассыпанными по золоту; множество наколенников,
некоторые из чистого золота, другие деревянные либо из какой-то
коры, но непременно покрытые золотыми пластинами".
Для защиты груди иногда использовались специальные пластины.
Они могли быть в форме стилизованной бабочки (тольтеки,
таб.6.3, 8.4), пумы (г. Чичен-Ица, таб.5.50), рыбы (о. Хайна,
таб.5.49; г. Ошкинток), спирали (Чичен-Ица, ), круга с маской
(Чичен-Ица, ).
Латы (аст. ичкауипилли, поком-майя шакпот) представляли
собой подбитую толстым слоем хлопка (в 1,5-2 пальца) рубаху
(своего рода ватник), наружный слой которой пропитывался
соляным раствором. Этот панцирь настолько хорошо предохранял
от ударов дубинкой или метательных снарядов, что испанцы
быстро его заимствовали и превозносили как более легкий
и менее жаркий, чем их стальные латы. Они могли быть в виде
безрукавки или в виде куртки с короткими рукавами (таб.3.6,
5.52), (у майя, судя по изображениям на керамике, эти рукава
не сшивались, таб.5.51), и чаще имели завязки спереди.
Ланда писал про юкатанских майя XVI в.:
"Они делали панцири стеганые из хлопка и крупной соли,
набитой в два ряда или слоя, и они были крепчайшие".
Поверх рубахи воин надевал одеяние типа туники (аст. эватл),
длина которой зависела от ранга и социального положения
воина. Согласно астекским понятиям, у простолюдинов она
должна была быть выше колен, у знатных ниже. Рядовым воинам
разрешалось носить длинные туники только в том случае, если
необходимо было скрыть следы ран и шрамы.
Защитные накидки, типа пончо, делались из волокон агавы,
которые замачивались в жидком маисовом тесте и затем высушивались
(таб.6.3-4). После этого они приобретали золотистый цвет,
и, что самое главное, деревенели, превращаясь в своего рода
панцирь.
Некоторые воины носили подобие комбинезона из шкуры или
основы, покрытой перьями, на спине имелся разрез для надевания,
связывавшийся ремнями (таб.2.4, 3.8-9, 5.53). Наиболее широко
они представлены в астекских рукописях. У майя подобия таких
комбинезонов, возможно стеганых, встречаются на изображениях
в Кампече, Ушмале, Ошкинтоке, Шкулоке (таб.5.57) и о. Хайна
(таб. 4.4). По словам Д. де Ланды "плюмажи и шкуры
тигров и львов надевали те, кто их имел".
Некоторые воины носили специальные бандажи или широкие пояса
для защиты живота и поясницы. Например, тольтеки (атланты
из Тулы, таб.6.3), сапотеки (статуэтка из Монте-Альбана,
таб.5.54), майя (г. Сайиль, г. Калакмуль, г. Бонампак, г.
Чичен-Ица, керамика, таб.5.55), народы Центрального Веракруса
(стела 7, г. Серро де Лас Месас, III-VII вв., ), ольмеки-шикаланка
(фрески в Какашле (фрески в Какаштле, VII-X вв., рис. на
титульной стр. статьи)). Некоторые из них напоминают защитные
"подковы" игроков в литой каучуковый мяч.
Лас-Касас писал, что индейцы в Табаско (залив Кампече) облачили
Грихальву "с головы до ног в доспехи из чистейшего
золота, ничуть не менее полные, чем стальное рыцарское вооружение
миланской работы". По моему, это преувеличение, да
к тому же сам автор при этом не присутствовал.
Этим, несколько преувеличенным, сообщением и исчерпывается
известная нам информация о защитном снаряжении воинов древней
Месоамерики.
В заключение для любителей военной миниатюры привожу адреса
web-страниц, на которых можно увидеть фигурки месоамериканских
воинов:
http://www.umiacs.umd.edu/~kuijt/miscellania/Gladiator.html
http://www.umiacs.umd.edu/~kuijt/dba105/dba105.html
Примечания
*1. Русскоязычный читатель впервые познакомился
с этим этнонимом по переводам с немецкого языка, поэтому
у нас укоренилось не совсем верное произношение "ацтеки".
Более правильный термин "астеки", поэтому позволю
себе в своей статье использовать данное написание этого
этнонима.
*2. В месоамериканской историографии под "мексиканским"
подразумевается культурные черты, присущие Центральной Мексике,
в отличие от культуры майя. В данном, более узком, смысле
этот термин обозначает слова из языка науатль (наватль),
на котором говорили и астеки.
*3. Культура, дислоцировавшаяся в Южном Веракрусе и Табаско.
Западным форпостом был г. Какаштла, известный своими фресками.
По одной из версий, говорили на языке майя-чонталь.
*4. Копию одного из них можно увидеть в вестибюле Петровской
Кунсткамере. На круге, висящем за спиной у атланта, имеется
небольшая маска в центре.
*5. Интересна трактовка перьевого круга, носимого на спине
некоторыми племенами Северной Америки в более позднее время.
Он известен под названием бастл или "ворона" и
олицетворял поле битвы.
*6. На притолоке 2 из этого города изображен даже целый
отряд с такими щитами (предводитель, офицер и шесть воинов).
А. Стоун документально доказал, что в Пьедрас-Неграсе в
VII-VIII вв. правителей изображали в костюме Теотихуаканского
образца, чтобы подчеркнуть военный характер сцены, в отличие
от традиционной майяского костюма, фигурирующего в мирных
сценах.
*7. См. примечание 6.
*8. В месоамериканской истории этноним "ольмеки"
встречается довольно часто. Дословно он переводится "житель
страны каучука", так астеки называли народы, проживавшие
в районе штата Табаско. В данном случае речь идет о культуре,
которой это название присвоили археологи. Наиболее известные
ее центры Ла Вента, Трес-Сапотес, Сан-Лоренсо. Хронологически
ее определяют с XIV в. до н. э. по I в. н. э. По последним
данным, они говорили на языке семьи михе-соке. С упоминаемыми
в статье ольмеками-шикаланка так называемая культура ольмеков
не имеет прямой связи.
Литература
1. Ацтеки: империя крови и величия. Энциклопедия
"Исчезнувшие цивилизации". М. 1997
2. Баглай В. Ацтеки. История, экономика, социально-политический
строй. М.1998
3. Вайян Дж. История ацтеков. М. 1949
4. Винклер П. Фон. Оружие. М. 1992
5. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М. 1990
6. Гуляев В. Забытые города майя. М. 1984
7. Искусство Мексики от древнейших времен до наших дней.
Л. 1961
8. Кинжалов Р. Искусство древних майя. Л. 1968
9. Кинжалов Р. Орел, кецаль и крест. С-Пб. 1991
10. Кинжалов Р., Белов А. Падение Теночтитлана. Л. 1956
11. Киношита Д. Искусство майя в копиях. "В мире науки",
1990, № 10
12. Кнорозов Ю. Иероглифические рукописи майя. Л. 1975
13. Ланда Д. де. Сообщение о делах в Юкатане. М. 1955, репр.
1994
14. Лас Касас Б. де. История Индий. Л. 1968
15. Лопес Портильо Х. Кецалькоатль. М. 1982
16. Рус А. Народ майя. М. 1986
17. Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М. 1985
18. Ancient Oaxaca. Stanford. 1966
19. Anton F. Kunst der Maya. Leipzig. 1968
20. Anton F. Alt-indianische Kunst in Mexiko. Leipzig. 1986
21. Arts Mayas du Guatemala. Paris. 1968
22. Art precolombien du Mexique. Paris. 1990
23. Boglar L., Kovacz T. Indian muveszet Mexikotol Peruig.
Budapest. 1983
24. Christensen A. F. History, Myth, and Migration in Mesoamerica.
http://www.cc.ukans.edu/Ehoopes/aztlan/History.shtml
25. Dockstader F. J. Stuka Ameryki. T-II. Warszawa. 1976
26. Frankowska M. Mitologia Aztekow. Warszawa. 1987
27. Grey M. Pre Columbian art. London. 1978
28. Kerr Maya Vase Archives. http://kawil.saiph.com:9500/dataSpark/maya
29. Marcus J. Mesoamerican writing systems. Princeton, N.Jersey.
1992
30. Miles S.W. The sixteenth-century Pocom-Maya. Philad.
1952
31. Moll R. G., Wuest J. B. Mexico Arqueologico. Mexico.
1988
32. Museo Nacional de Antropologia. Mexico. 1988
33. Osborn J. Indian crafts of Guatemala and El Salvador.
NY. 1963
34. Pal K. Regi amerikai muveszet. Budapest. 1981
35. Pasztory E. Aztec art. NY. 1983
36. Peterson F. A. Ancient Mexico. London. 1961
37. Proskouriakoff T. A Study of Classic Maya sculpture.
Washington. 1950
38. Ruppert K., Thompson J.E.S., Proskouriakoff T. Bonampac,
Chiapas, Mexico. Washington, 1955
39. Salomon J.H. The book of Indian crafts and Indian lore.
NY. 1928
40. Soustelle J. Mexique. Paris. 1968
41. Stela 12, shield. Dos Pilas.
http://www.mesoweb.com/rubbings/adven13.html
42. Stirling M. W. Stone monument of Southern Mexico. Washington.
1943
43. Sztuka meksykanska. T - I-IV. Warszawa. 1976
44. The Jaguar Warriors of Ixmiquilpan.
http://www.colonial-mexico.com/ixm.html
45. Tula. Guia Oficial. Mexico. 1957
46. Willard T.A. The city of the Sacred well. NY. 1926
Иллюстрации:
Сцена битвы на фреске в Какаштле. Культура ольмеков-шикаланка.
VII-X вв.
Фрагмент Таб. 1. Астекские воины. Кодекс Мендосы. XVI в.
2. Воин, взявший второго пленника.
3. Воин, взявший третьего пленника.
4. Оселототек, воин, взявший четырех пленников. Щит кетсалькуешио
- "Хуастекский с перьями кетсаля".
5. Отомитл, воин взявший пять пленников.
6. Какачтлин (квачик) - "стриженый". Щит кетсальшиколиуки.
Фрагмент Таб.2. Щиты Месоамерики
15. Ваза К1346. Культура майя.
16. Ваза К1498. Культура майя.
17. Статуэтка с о. Хайна. Культура майя. VI-IX вв.
21. Фреска в "Храме Воинов", г. Чичен-Ице. Культура
майя-тольтеков. X-XV вв.
22. Ваза К0638. Культура майя.
23. Стела 14, г. Ушмаль. Культура майя. X-XV вв.
Фрагмент Таб. 3. Изображения воинов из рукописей
7. Воин тарасков. Льенсо де Тлашкала. XVI в.
8-9. Воин-орел и воин-ягуар. Флорентийский кодекс. XVI в.
Фрагмент Таб. 4. Статуэтки майя, изображающие
воинов.
2. г. Гуаймиль. X-XIII вв.
Фрагмент Таб.5. Шлемы и доспехи Месоамерики.
2. Монумент С, г. Трес-Сапотес. Культура ольмеков. VIII
в. До н. э.-I в. н. э.
3. Гигантская голова № 4, г. Сан-Лоренсо. Культура ольмеков.
XIV-IX вв. до н. э.
4. Гигантская голова, г. Сан-Лоренсо. Культура ольмеков.
XIV-IX вв. до н. э.
5. Глиняная фигурка. Культура Найярит. III в. до н. э.-III
в. н. э.
9. Роспись на глиняной вазе. Культура Теотихуакана. III-VII
вв.
10. Фигурка на глиняной урне. Культура сапотеков. II-V вв.
11. Рельеф, г. Тахин. Культура тотонаков. VII-X вв.
12. Атлант из "Храма Утреней Звезды", г. Тула.
Культура тольтеков. IX-XII вв.
Фрагмент Таб.6. Скульптуры и рельефы, изображающие
воинов.
1. Горельеф на вазе, Горная Гватемала. Культура майя. XI-XV
вв.
Фрагмент Таб.7. Глиняные статуэтки.
2. Фигурка бога Шипе-Тотека. Культура Теотихуакана. III-VII
вв.
Фрагмент Таб.8. Месоамериканские воины.
2. Схватка между астекским воином-койотом и воином из племени
отоми. Фреска в монастыре г. Исмихильпан. Колониальный период
XVI в.
Таб.9. Сцена битвы на вазе К2036. Культура
майя.
Карта Месоамерики.
На карте цифрами обозначены города: 1. Ушмаль. 2. Шкалумкин
(Халактун). 3. Ла Пасадита. 4. Бонампак. 5. Лаканха. 6.
Тамариндито. 7. Дос Пилас. 8. Сан-Лоренсо. 9. Какаштла.
Главный центр астекской культуры - Теночтитлан. Главный
центр тольтекской культуры - Тула (Толлан).
© Правами на статью обладает автор.
© Правами на оформление обладает
редакция военно-исторического журнала "PARA BELLVM".
Любое использование материалов допускается
только с разрешения редакции.
При использовании материалов ссылка на "PARA BELLVM"
ОБЯЗАТЕЛЬНА.